Файл: 1. Классификация керамических изделий по свойствам (перечислить, знать основные отличия) (билет 1, 11, 15, 23).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Эффектарные – большая группа глазурей для керамики, в основе имеют как белую, так и прозрачные глазурь, также различные добавки и вкрапления. Бывают как матовые, так и глянцевые.
Важнейшей характеристикой является химический состав. От него зависят физические свойства покрытия на керамике.
По химическому составу глазури можно определить наличие в ней таких вредных для здоровья человека компонентов, как соединения свинца, бария или кадмия. Некоторые вещества являются модификаторами. К ним относятся кальк, оксиды натрия и калия, оксид лития и стронция. Оксид железа, оксид кобальта и оксид никеля выступают в качестве красящих
веществ, хотя цвет – это отдельная характеристика глазури.
Следующая характеристика – интервал обжига. Под ним подразумевается Диапазон температур, при котором происходят самые важные для обжига процессы. Глазурь плавится при температуре, примерно равной температуре созревания фарфора. Именно в этом режиме газы проходят через частицы глазури, поэтому удается добиться отсутствия дефектов.
Низкие температуры обжига становятся причиной появления рябизны, непроплава, пузырей, чрезмерной матовости или неправильного цвета.
Покрытия с перечисленными дефектами называют недожженными. Если же температура выше диапазона для той или иной глазури, то могут образоваться наколы, отдельные зоны стекания стекла, опять-таки неправильный цвет, а также матовость глянцевых поверхностей или блеск матовых.
Потечность – показатель вязкости в расплавленном состоянии. Низкая
вязкость нужна в тех случаях, когда мастер хочет добиться интересных рельефных эффектов. Но при простом покрытии потечную глазурь очень тяжело нанести. Она постоянно стекает на плиту, в результате чего изделия прилипают друг к другу.
Термическое расширение
Коэффициент термического расширения определяет относительное расширение единичного объема при повышении температуры на 1 градус.
Для мастера не так важен сам коэффициент (КТР), как его соотношение с подобным показателем керамического черепка. Чтобы глазурь не давала цека (паутины трещин), необходимо, чтобы ее коэффициент был чуть ниже
КТР поверхности.

Исключением служат ситуации, когда «волосяные трещины» являются частью декора и задумкой мастера.
На практике измерить коэффициент термического расширения очень сложно, поэтому приходится ориентироваться на химический состав глазури. Такие добавки, как каолин или кварцевый песок, снижают коэффициент, в то время как оксид меди, наоборот, его повышают. Без специальных лабораторных условия подбирать состав глазури к тому или иному черепку приходится методом проб и ошибок.
Фактура
В керамике, как в искусстве встречаются фактурные глазури. Фактура представляет собой различные эффекты, созданные мастером на поверхности черепка, это могут быть пятна, трещины, крапинки, узоры
и даже рельеф. Несмотря на то, что фактура является характеристикой глазури, многое зависит не от состава, а от техники заливки.
Твердость
Наконец, твердость глазури – характеристика для конечного результата.
Твердая глазурь востребована при изготовлении посуды. На тарелках и прочей кухонной утвари не должно оставаться следов после контакта с металлическими приборами. Получить твердое покрытие можно при помощи специального химического состава, а также, соблюдая технологию, которая исключает появление в готовом растворе мелких пузырьков.
Процесс глазурования:
Глазурование проводят окунанием изделия в глазурный шликер, поливом изделия шликером, распылением шликера на изделие. Чаще всего перед глазурованием изделие подвергают первому предварительному обжигу -
утильному обжигу, после которого изделие набирает достаточную механическую прочность, чтобы не разрушиться при намокании глазурным шликером.
Крупногабаритные изделия после тщательной сушки можно покрывать глазурным шликером без предварительного обжига.
Утильный (утельный) обжиг предотвращает возникновение дефектов глазури, связанных с газовыделением из изделия через слой глазури во время обжига. Второй обжиг, который проводят для образования глазурного покрытия, называют политым. Однократный обжиг неглазурованного изделия, при котором оно приобретает конечные

свойства, называют бисквитным, а само изделие после обжига - бисквитом. Для закрепления надглазурных керамических красок проводят
третий - муфельный или декоративный обжиг.
Приготовление глазури:
Долгое время глазури готовили с использованием соединений свинца, придающих глазурям хороший блеск, растекаемость и легкоплавкость.
Однако в последнее время, учитывая токсичность свинца, для многих керамических изделий (посуда), стали использовать бессвинцовые глазури.
Фритта – основа для приготовления глазури, она представляет собой порошок из измельченного кварцевого песка или битого стекла.
Приготавливая глазури для фаянса и майолики, смесь их компонентов предварительно расплавляют, затем выливают в холодную воду. Этот процесс называют фриттованием. Образовавшуюся фритту подвергают помолу. Фриттование необходимо для перевода водорастворимых соединений, которые присутствуют во многих исходных составах глазурей, в нерастворимую форму.
Нефриттованные глазури, называемые сырыми, приготавливают из природных компонентов и используют для глазурования фарфора.
18. Керамические краски (виды, преимущества и недостатки,
приготовление и нанесение) (билет 7, 10, 13, 16, 21)
Керамические краски, используемые для декорирования керамики, разделяют на подглазурные, надглазурные и внутриглазурные. Для их производства используют керамические пигменты - соединения переходных металлов (оксиды и некоторые другие), сохраняющие или образующие цвет при обжиге и мало взаимодействующие с расплавом глазури.
Подглазурные краски наносят на высушенное или прошедшее утильный обжиг изделие. Для этого подглазурную краску, содержащую помимо пигмента глазурь, смешивают со связкой (глицерином, раствором сахара и т. п.). После растирания краски ее наносят кистью на поверхность изделия
по намеченному контуру рисунка. Иногда используют в качестве подглазурных красок растворы солей металлов в воде или глицерине. Такой способ росписи называют росписью солями. После нанесения краски изделие глазуруют и обжигают.
Надглазурные краски наносят на изделия, прошедшие политой обжиг.
Для этого надглазурную краску, содержащую помимо пигмента флюсы - легкоплавкие стекла, придающие блеск краскам и хорошее сцепление с глазурью, смешивают со скипидаром и скипидарным маслом. После быстрой сушки изделия подвергают декоративному обжигу.
Палитра подглазурных красок гораздо беднее палитры надглазурных, что объясняется высокой температурой политого обжига фарфора и, следовательно, требованиями устойчивости к высоким температурам применяемых пигментов. Подглазурные краски обжигают вместе с глазурью при температурах до 1400°С, тогда как надглазурные краски обжигают в отдельном обжиге при температурах 600-900°С.
В табл.1 приведены некоторые химические соединения – соли и двойные оксиды (шпинели), которые используют в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования. Из таблицы видно многообразие оттенков керамических красок. Однако необходимо помнить, что окончательный цвет керамической краски сильно зависит от условий обжига изделия.
Внутриглазурные краски наносят так же, как надглазурные на глазурованное изделие и подвергают скоростному обжигу, при котором краски внедряются в глазурный слой. По температурам обжига и палитре внутриглазурные краски ближе к надглазурным.
Помимо перечисленных выше соединений в качестве керамических пигментов используют для подглазурного декорирования препараты
благородных металлов (золота, платины и др.) в виде органических соединений в растворителе, для надглазурного декорирования - люстры - соли смоляных кислот различных металлов, дающие после обжига перламутровый металлический блеск различных цветов.
Керамические краски наносят на изделия следующими способами: ручной живописью - росписью, отводкой, декалькоманией, шелкографией, раскраской штампом, аэрографией (задувкой) или комбинацией нескольких способов.
Роспись проводят вручную, используя для нанесения надглазурных красок или подглазурных красок кисти различной формы. Предварительно краски

готовят, тщательно растирая их на стекле в связке. Используя палитры из красок, уже прошедших обжиг, кальки с нанесенными рисунками, проколотыми через миллиметр (припудривая кальку, наложенную на изделие растертым углем, можно получить контуры будущего рисунка) или без предварительного рисунка наносят мазки краски непосредственно на изделие.
Некоторые химические соединения, применяемые в качестве керамических пигментов для подглазурного декорирования:
19. Дефекты при декорировании и изготовлении керамических изделий
(виды, причины, устранение) (билет 8, 12, 18)
При политом обжиге на поверхности пористого керамического тела образуется плотная пленка стекла; при этом возможно возникновение на глазури различных дефектов, портящих внешний вид изделия.
1   2   3   4

Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек - сеть мелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури.

Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделия.
При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури - снижение блеска и шероховатость, матовость - при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск - при недожоге, т. е. заниженной температуре обжига.
При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникнуть
натеки - утолщения глазури в отдельных местах изделия.
При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут
возникнуть плешины - отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка - стягивание глазури в капельки и складки.
При заниженной температуре утельного обжига могут образоваться
наколы - точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800-1000°С - пузыри или прыщи.
Необходимо заметить, что каждый из перечисленных дефектов может иметь одну или несколько причин, связанных как с неправильным приготовлением глазури, так и с несоблюдением режима обжига или техники глазурования. Судить уверенно о том, какая из причин является определяющей, можно лишь после специально проведенных экспериментов.
Для исключения возможных дефектов необходимо пользоваться специально подобранной для данного материала глазурью, тщательно соблюдать рекомендации по ее нанесению (не наносить толстый слой, не оставлять неглазурованных мест, добиваться равномерного покрытия, очищать изделие перед глазурованием от пыли, пятен жира и т. д.), соблюдать режим обжига и не торопиться извлекать глазурованное изделие из печи, не охладив его до 60-80°С. Глазурные дефекты иногда служат также элементами декора, так цек используют для создания глазурей типа
кракле, оттеняя сеть волосяных трещин. Используют также декоративную
сборку.
Дефекты декорирования наиболее разнообразны и могут быть связаны с нарушениями технологии приготовления красок, их неправильным нанесением, а также несоблюдением режима обжига.


20. Терракота (состав, t обжига, основные свойства, применение) (билет
9, 20)
Терракота (красные цветочные горшки) - керамические изделия, не покрытые глазурью, имеющие пористую структуру черепка.
Состав:
Глина каолиновая — 99,9%, шамот каолиновый — 0,1%.
Цвет от бледно-бежевого до насыщенного красно-кирпичного оттенка.
Цвет зависит от примесей железа.
t обжига 950-1100 градусов С. Лучшими исходными материалами для терракоты являются окрашенные тугоплавкие глины, свободные от растворимых солей, дающие после обжига пористый материал. Небольшая
усадка. Также, при обжиге большую роль играет газовая среда печи (при слабо-восстановительной среде материал приобретает серый цвет, черный цвет можно получить при наличии окислительной газовой среды).
Терракота имеет широкое применение в керамике бытового, художественного назначения.
Террако́та (от итал. terracotta — жжёная земля) — разновидность неглазурованной керамики, изделий из железистой глины, которая после первичного обжига приобретает характерный красно-бурый или желтовато- коричневый цвет. Изделия из терракоты имеют матовую, слегка пористую поверхность. Из таких же глин, богатых окислами железа, получают краситель — красную охру и разнообразные ангобы.
Терракоту применяют с разнообразными целями в строительстве, архитектуре, скульптуре, декоративном и прикладном искусстве. Из терракоты изготавливают строительные и декоративные детали, посуду, вазы, скульптуры, игрушки, изразцы, черепицу, облицовочные плитки.
21. Виды формования керамических изделий (перечислить, знать
основные отличия, преимущества и недостатки) (билет 10, 12, 13, 16, 21)
Формование керамических изделий можно вести тремя различными
способами: полусухим и изостатическим прессованием из пресс-
порошков, пластическим формованием из пластичной массы и
шликерным литьем из литейных шликеров.

В свою очередь все три способа имеют большое количество разновидностей, отличающихся между собой усилиями формования, способами приложения их к материалу и специальной оснасткой - пресс- формами и различными приспособлениями.
Способ горячего литья - литья шликера, содержащего вместо воды расплавленный парафин, в металлическую форму, применяется для формования безглинистой технической керамики.
Общая цель всех методов формования - заставить дисперсный материал принять нужную форму и сохранить эту форму без разрушения до обжига, при котором происходит образование единого прочного керамического тела.
Для изделий, изготавливаемых из глинистого сырья, достаточно привести частицы массы в состояние контакта и снизить влажность заготовки, высушив ее до влажности 10-15%. При этом мелкие частицы глины служат своеобразным клеем-основой и могут склеивать непластичные частицы песка, полевого шпата и т. п.
Если же керамическое изделие производят из непластичных материалов, то для его формования требуется особая связка, которая послужит таким клеем. При горячем литье такой связкой служит парафин, при других способах формования используют синтетические полимеры в виде водных или иных растворов. Сохранить форму изделия в первом случае помогает превращение расплава парафина в твердое тело при его охлаждении в металлической форме, в других случаях - испарение воды или иного растворителя и стягивание частиц, покрытых тонким слоем клеящей связки.
Рассматривая три основных способа формования, можно заметить, что для придания изделию необходимой формы требуются усилия, обратно пропорциональные содержанию связки в формуемой массе (для материалов на основе глин связкой является вода, образующая тонкие пленки между частицами).
Так литье шликера в гипсовые формы протекает практически при атмосферном давлении (0,1 МПа);
Пластическое формование требует ручных или механических усилий, измеряемых 0,5-5 Мпа;
Прессование производится под давлением 10-100 МПа.
Важно отметить еще одну особенность - чем больше усилий мы прилагаем для придания формы, тем больше вероятность получения неравноплотной