Файл: Судьба моей семьи в истории страны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя школа № 9

Проект


Тема: «Судьба моей семьи в истории страны»
Автор : Вагнер Роман Олегович,

учащийся 10 класса

МОУ СШ № 9

Руководитель : Завьялова Е.В.

Начало работы: - 01 октября 2019

Конец работы: 20 мая 2020.


г. Переславль – Залесский

2020

Содержание

  1. Введение


Актуальность темы_________________________

Проблема_________________________________

Цель_______________________________________

Задачи_____________________________________

Ход работы (или этапы)

  1. Основная часть


§ 1. Этимология фамилии Вагнер

§ 2. Немцы в России

§ 3. Немецкая община в Баку в начале XX века

§ 4. Репрессии 1937-1938 гг. в судьбе моей семьи


  1. Заключение




  1. Информационные ресурсы (список литературы)


Список приложений

Приложения

I. Введение

Тема мною выбрана в связи с тем, что я стал интересоваться происхождением моей фамилии, жизнью моих предков.

Актуальность темы проекта связана с необходимостью установления родословной моей семьи. Фамилия Вагнер не часто встречается в г. Переславле-Залесском. Она немецкого происхождения. Но моя семья всегда жила в России. Проблема связана с тем, что в нашей семье имеются недостаточные, смутные представления о происхождении нашей фамилии. В связи с этим возникла идея выяснения нашей родословной.

Цель проекта: Создать генеалогическое древо моей семьи.

Задачи:

  1. Изучить этимологию фамилии Вагнер.

  2. Познакомиться с историей появления немцев в России.

  3. Проследить жизненный путь представителя немецкой общины в Баку в началеXX века Вагнера Рудольфа Рудольфовича.

  4. Показать влияние репрессий 1937-1938 гг. на судьбу моей семьи.


Источниковую основу исследования составляют печатные издания, наиболее интересными из которых являются книга Т. Гумбатовой «По ком звонит колокол», «Список репрессированных бакинцев и жителей АзербСС», Т.Гумбатовой Судьба лютеранской церкви Баку.ч.2. Некоторые биографические сведения.

Ресурсное обеспечение:

• материальные затраты: ватман, краски


• техническое обеспечение: компьютер, сканер, принтер, программа для создания презентаций Microsoft Power Point, программа для обработки фотографий Paint

• цифровое устройство для фотосъёмки
Ход работы

Этапы, деятельность

месяцы

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Организационный этап

-определить тему, описать актуальность, определить проблему, этапы, ход работы


























Подготовительный этап

- найти и собрать информацию о корнях фамилии, о родственниках по генеалогическому древу.

























Практический этап

-систематизировать собранную информацию

- оформить письменную часть проекта.

























Аналитический этап

- оформить собранную информацию в виде генеалогического древа.

-подготовиться к защите проекта


























II. Основная часть
§ 1. Этимология фамилии Вагнер
Исследование истории возникновения фамилии Вагнер открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.

Очевидно, фамилия Вагнер относится к распространенному в России типу семейных именований немецкого происхождения. Известно, что понятие фамилии как наследуемого семейного имени возникло в Западной Европе в X веке в дворянской среде. Со временем фамилии перестали быть привилегией знати, став обязательной частью именования любого человека. Основой родового именования при этом могло стать географическое название, указание на род занятий, имя или прозвище основателя фамилии.


Так, фамилия Вагнер, очевидно, произошла от немецкого слова Wagner (Wagenbauer). Так в южных землях называли каретного мастера, каретника, кузовщика, а позднее - вагоностроителя. Таким образом, эта фамилия содержит указание на род занятий предка. Безусловно, самым известным обладателем этой фамилии был немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель Рихард Вагнер (1813-1883), считающийся реформатором оперного искусства, автор опер «Риенци», «Летучий голландец», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогии «Кольцо нибелунга».

Известны также дворянские роды Вагнер. Из них древнего происхождения только два, восходящие к самому концу XVII столетия и записанные в I часть родословных книг, один - Саратовской губернии, другой - Гродненской губернии. Родоначальник более молодого рода - Василий Алексеевич Вагнер, перешёл в православие в 1744 году, получив при крещении отчество своего восприемника. Герб рода Вагнер внесен в Часть 20 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 106 .

§ 2. Немцы в России

В России, где веками жили рядом представители различных национальностей, состав родовых именований всегда был довольно разнообразен. Иностранцы, поступая на русскую службу, навсегда оставались в России, и нередко лишь фамилия напоминала их обрусевшим потомкам о происхождении основателя рода. Начиная со времен царствования Петра I, и далее, в XVIII–XIX веках, в Россию из Германии иммигрировало немало ремесленников, купцов, врачей, ученых, представителей технических профессий.

Кроме того, в 1721 году в состав Российской империи были включены Эстляндия и Лифляндия, а в 1795 году – Курляндия, где немцы составляли значительную часть населения.

Переселение немцев в Россию было и остается удивительнейшим фактом истории. Феномен заключается в том, что Русь и в допетровские времена активно искала союзников за пределами страны, приглашала к себе иностранцев. И только немцы, чьи привычки и обычаи, казалось бы, совершенно не подходят к обычаям русских, не только «задержались» на бескрайних просторах Российской империи на века, но и чувствовали себя здесь как дома. Немецкая пунктуальность и русская бесшабашность дали тот сплав интеркультурного богатства, который не смог уничтожить даже жестокий ХХ век.

Когда началось сильное миграционное движение в Европе и со своих насиженных мест - из Вюртемберга, Баварии, Саксонии, Голштинии и других германских княжеств стали уезжать и немцы, то перед ними распахнули двери многие страны. Их
приглашали заморские земли Южной Америки, Соединенные Штаты, теплые страны африканского континента. Но значительное количество отправившихся в дорогу за новой жизнью, за своим счастьем выбрало неизвестную, холодную, бескрайнюю Россию. Этот выбор заставляет удивляться. Это не могло быть ошибкой истории, это было судьбой и для тех, кто ехал, и для тех, кто их встречал.

История немцев в России поразительна еще и тем, что в мире найдется очень мало переселенческих общностей, с такой органичностью вошедших в структуру принявшей страны, что смогли, в конце концов, не только по-своему организовать свой локальный этнический мир, но и создали при поддержке государства собственную автономию. Ни в одной другой стране, где немцы жили компактно, у них не было своей республики.

Этому предшествовало то, что в экономике и политике России, в ее науке и культуре немцы стали с течением времени занимать важное место, они были своеобразным живым свидетельством, участниками формирования европейской цивилизации, где привлекательной и важной становилась роль России. Немцы занимали те отрасли, где требовались свободные в своем сословном состоянии люди, они - на государственной службе и в науке, в предпринимательстве и в торговле, в образовании и в культуре.

Проблема российских немцев никогда не была внутренней проблемой Российской империи, а потом СССР. Руководство страны и в царское, и в советское время всякий раз строило свою политику в отношении собственных граждан (подданных) немецкой национальности с учетом отношений с Германией. Это особенно появилось в послевоенный период, когда действия ФРГ становились раздражающим, а потом, с середины 1980-х годов и решающим фактором проведения линии центральной власти. Требования изменить положение российских немцев, которые приходили извне, были восприняты, в конце концов, как удобная форма реабилитации народа: выезд в Германию рассматривался многими, в том числе и теми, кто всеми силами противился изменению ситуации в Поволжье, как акт реабилитации.

На судьбу российских немцев могли позитивно повлиять те, кто в годы перестройки и политических реформ в России взял на себя смелость говорить от имени всего народа. Однако непрекращающиеся распри в среде лидеров национальных общественных организаций не позволили консолидировать усилия для преодоления наслоений прошлого. Основная работа по восстановлению культуры, изучению языка переместилась на местный уровень – там, где живут и работают люди немецкой национальности.


Когда и при каких обстоятельствах семейное именование Вагнер появилось в России, в настоящее время выяснить невозможно, так как переселение немцев в разные губернии России (в основном в Новороссию и Поволжье) длилось почти сто лет, вплоть до 1874 года. Но не подлежит сомнению, что к моменту, когда обладатели этой фамилии прибыли в Россию, их родовое именование уже на протяжении нескольких веков передавалось по мужской линии из поколения в поколение.

§ 3. Немецкая община в Баку в начале XX века

В беседах со своими родными о семье я смог узнать немного: папа родился и вырос в Баку, мой дед Раймонд Георгиевич родился в Баку, а вырос в Казахстане, куда был выслан со своей семьей еще маленьким в 1938 г. Меня заинтересовало, как жили мои предки в Баку, как они там оказались, почему были высланы в Казахстан. В результате проведенного исследования были выяснены неизвестные для меня факты из жизни моих предков.

Одного из моих предков (прадедушка) звали Вагнер Рудольф Рудольфович. Он родился в 1875 г. в г. Нарва. Бухгалтер Бакинского треста столовых при Баккомупрторге АССР, казначей Церковного совета. Арестован 3 июля 1937г. “за контрреволюционную работу по заданию иностранных разведовательных органов”. Расстрелян 1 ноября 1937г. в Баку.1 Читая о жизни в Баку 1930-х гг., я выяснил, чтов 1937 году были расстреляны члены Евангелическо-лютеранской церкви Спасителя в г. Баку (б. немецко-шведского прихода) Винтер, Фридрихзон, Вагнер, Карпенко, Дитцель, Тиссен, Темникова, пасторы Рейш и Гамберг. Причиной было указание арестовать « всех немцев на наших военных, полувоенных и химических заводах, на строительствах и электростанциях, во всех областях», которое 20 июня 1937 года по распоряжению Сталина начало осуществлять НКВД. Всех, немцев по национальности, обвинили в том, что они являлись «участниками шпионско-фашисткой организации, действующей под прикрытием лютеранской общины». Поводом же послужило обращение Церковного Совета в 1929 году в консульство Германии помочь предотвратить снятие колокола церкви.2

В 1925 году в Азербайджане вышло постановление об изъятии церквей. Лютеранская церковь (в числе 54-х существовавших тогда религиозных организаций) окончательно были переданы государству. Прошел учет всего церковного имущества, которое отдавалось под контроль Коммунхоза. Были расторгнуты все договора на безвозмездное пользование церковными помещениями. Теперь религиозные организации должны были платить налоги и арендную плату. Негласным руководителем общины в 1930-е гг был Вагнер Р.Р. , один из решительных противников закрытия церкви, который делал все возможное, чтобы сохранить общину. Именно он «возбуждал умы верующих вокруг вопроса церковных налогов, считая, что советское правительство намеренно хочет придушить религию». Это он был инициатором поездки Амалии Карпенко в Москву с письмом на имя тов. Сталина с просьбой не разрушать кирху. А они, в свою очередь, обещали вождю «до конца своей жизни молится» за него.