Файл: Практическое задание 1. Основы конфликтологии. Охарактеризуйте основные формы завершения конфликта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №1. Основы конфликтологии.

  1. Охарактеризуйте основные формы завершения конфликта

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
Основные критерии завершения конфликта:

  • удовлетворенность конфликтующих сторон результатами завершения;

  • прекращение противодействия;

  • достижение цели одной из сторон;

  • разделение объекта конфликта между оппонентами;

  • устранение одного из участников конфликта;

  • изменение позиции одной из сторон конфликта.


Исход конфликта – это результат борьбы с точки зрения сторон и их отношения к объекту конфликта.

На результативность разрешения конфликта влияют факторы: вре­мени, третьей стороны, своевременности, равновесия сил, культуры, единства ценностей, опыта (примера) и отношений.
Выделяют следующие факторы, влияющие на успешность разрешения конфликта:

  1. Время. Выбор правильного момента для разрешения конфликта играет важную роль. Кроме того, необходимо дать сторонам время на обдумывание оптимального решения, выяснение взаимных позиции интересов, что также может оказать влияние на развитие конфликта в позитивном русле. Если время на разрешение конфликта сокращается, это неизбежно ведет к агрессии, стремлению разрешить конфликт максимально быстрым способом.

  2. Третья сторона. Если в конфликте задействованы нейтральные лица, например, адвокаты, мировые судьи, медиаторы, то они могут помочь сторонам разрешить конфликт с учетом их взаимных интересов и потребностей. Так, ряд исследователей подтверждает положительное влияние третьих лиц на развитие конфликта и их разрешение.

  3. Своевременность. Стороны должны своевременно разрешить конфликт, пока он не достиг предела и не перерос в жесткую стадию. Например, война должна быть разрешена на стадии подготовки к ней, иначе будет причинён значительный ущерб государствам, измеряемый человеческими жизнями и огромным материальным ущербом. Логика данного фактора проста: чем меньше противоречий, тем больше возможности для мирного урегулирования конфликта.

  4. Равновесие. Стороны должны быть равны по возможности, например, иметь равные доли вложений, равные статусы и авторитет и так далее. Только в этом случае они ищут мирное решение проблемы. Конфликт более конструктивно можно разрешить тогда, когда нет какой-либо зависимости. Например, достаточно трудно разрешать конфликты между подчинёнными и начальником. Кроме того, равные по возможностям стороны в большей степени ищут мирный путь разрешения.

  5. Культура. Спорящие стороны должны обладать определенным уровнем воспитания, культуры и этики, высокими деловыми и моральными качествами. Но в этом случае конфликт протечёт более мягко и не насильственно, что немаловажно.

  6. Единство целей. Если стороны имеют примерно одинаковые цели, то и разрешение конфликта между ними пройдёт более мягко, так как на основе общих целей они смогут выработать единое решение.

  7. Опыт. Если у одной стороны имеется опыт по разрешению подобных конфликтов, она может применить его и в другом подобном случае, а также сообщить оппоненту о том, каким способом он разрешил конфликт ранее. Полученная информация может привести стороны к необходимости разрешить настоящий конфликт точно таким же способом.



Непосредственно разрешение конфликта представляет собой про­цесс, который включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор спосо­ба разрешения конфликта; формирование операционального состава действий; реализацию плана и его коррекцию; оценку эффек­тивности действий.

2.     Составьте таблицу

Причина конфликта

Пример  (практическая ситуация) причины конфликта

Личностный конфликт

Сверхурочная работа матери, которая хочет проводить больше времени с ребенком или из-за переработок пропускает важное для него событие

Объективный конфликт

Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Социально-психологический конфликт

В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Организационно-управленческий конфликт

Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы;