Файл: Понятие, предмет конституционного права России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В свою очередь Р. А. Курбанов считает, что предмет конституционного права Российской Федерации составляют имеющие важнейшее значение общественные отношения, определяющие устройство государства, организацию системы государственной власти и связанные с зашитой основных прав и свобод человека и гражданина. ( Р. А. Курбанов. Введение в российское право. 2021.)

Отсюда можно выделить особенности предмета конституционного права, отличающие его от иных отраслей права и подчеркивающие его главенствующую роль в отечественной системе права. Также при рассмотрении данного вопроса стоит отметить мнение великого конституционалиста Кутафина. Так к особенностям относятся:

1) закрепление и регулирование отношений, складывающихся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Конституционным правом, как справедливо отмечал О. Е. Кутафин, охватывается не весь комплекс общественных отношений в данных сферах, а только те из них, которые являются базовыми для всех других отношений определенной сферы и предопределяют содержание всех остальных отношений в этой сфере. «Данные отношения не являются обязательным атрибутом предмета конституционного права. Они становятся элементом предмета конституционного права только тогда, когда в этом заинтересовано государство, что выражается в соответствующих нормах права, содержащихся в таких основополагающих актах, как конституция, или других актах, имеющих учредительный характер» ;

2) преобладающее регулирование властных максимально политизированных отношений. По словам О. Е. Кутафина, «обязательным атрибутом» конституционного права являются базовые, основополагающие отношения — властеотношения, которые придают системность и целостность обществу, единство государственной власти, основанной на общих политических, социально-экономических и духовных началах ;

3) отведение особого места в регулировании человеку, его правам и свободам, взаимоотношениям личности и государства, функционированию гражданского общества;

4) разнообразие конституционно-правовых отношений и участие в них обширного круга субъектов, среди которых много специфичных — народ, избирательные комиссии, кандидаты в депутаты, депутаты, политические партии, фракции, внутрифракционные группы, собрания граждан и др. ;


5) неодинаковый объем конституционно-правового регулирования общественных отношений в различных сферах жизни. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права закрепляют лишь основы общественных отношений. В полном объеме регулирование этих сфер осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. В более полном объеме экономические отношения регулируются гражданским, предпринимательским, финансовым правом. В политической сфере конституционное право охватывает более широкий комплекс общественных отношений, связанных с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества.

С учетом этого можно утверждать, что предмет конституционного права характеризуется двойственным характером, или, как точнее выразился О. Е. Кутафин, развивая идею И. Д. Левина , «конституционное право имеет своим предметом как бы двуединый объект регулирования» . При этом реализация общих конституционных установлений не всегда сопряжена с возникновением конкретных правоотношений. Она осуществляется в рамках правоотношений общего характера

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права такими как: административным, трудовым и другими. Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию. Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, — сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей, в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти. Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения. И Конституция закрепляет такие общественные устои как: равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления.


Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Конституционное право составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов.

Также стоит отметить, что неотъемлемой частью конституционного права являются его нормы, в свою очередь они определяют для себя те общественные отношения, которые: закрепляют организационно-правовые основы конституционного строя Российской Федерации и на базе их принципов определяют основы правового положения гражданина и человека, федеративное устройство, а также основные принципы построения и взаимодействия властей в государстве, тем самым основы конституционного строя представляют собой головной политико-правовой, а это одновременно и головной государственно-правовой институт, который имеет своей целью установить содержание концепции, которая формирует единые подходы к пониманию сущности всех определяющих государственно-правовых институтов нашего государства и общества на уровне Федерации, ее субъектов и местного самоуправления; определяют основы правового положения гражданина и человека в государстве и обществе, правовое положение гражданина и человека в той или иной степени определяется и нормами других отраслей права, однако значимыми для конституционного права являются отношения, определяющие принадлежность лица к российскому гражданству, принципы, закрепляющие положение гражданина и человека в государстве и обществе, его основные права, свободы и обязанности именно эти группы общественных отношений являются исходными для всех остальных областей общественных отношений между личностью и государством; характеризуют устройство российского государства с точки зрения его национально-государственной, национально-территориальной и административно-территориальной организации, в данном случае нормы государственного права закрепляют федеративную организацию России, государственно-правовые нормы закрепляют также предметы исключительного ведения собственно Федерации, а также закрепляют основные принципы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами и предоставляет субъектам Федерации право самостоятельно определять предметы исключительного их ведения и административно-территориальное устройство; устанавливают систему государственных органов Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, а также основные принципы их организации и деятельности, это позволяет и государственным органам субъектов Российской Федерации, и органам муниципальных образований самостоятельно вводить в соответствующие системы органов определенные свойства, связанные с историческими особенностями их развития и национальной самобытности.


Государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются народом не только через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются также народом непосредственно, используя формы прямой демократии, а именно, референдум и свободные выборы. Поэтому общественные отношения, складывающиеся в процессе непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, регулируются нормами конституционного права и потому также являются составляющей частью предмета правового регулирования данной отрасли права. Таким образом можно сделать вывод, что хоть и нету единой точки зрения на предмет конституционного права, но все же большинство сходится в том что, предметом конституционного права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества, поскольку конституционное право регулирует их фундаментальные основы.

Глава 2

2.1 Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

К Примеру Советов И.К. считает, что конституционно-правовые нормы - это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. ( Советов И. К. Конституционное право. 2020.) А Торопина Д. В. считает, что конституционно-правовые нормы являются первоначальным элементом, «кирпичиком» построения всей отрасли конституционного права. Также она выделяет, что ля норм конституционного права характерны все признаки, общие для норм права: исходят от государства (либо санкционируются им) и охраняются им, регулируют общественные отношения, обладают формальной определенностью, адресованы широкому кругу субъектов, рассчитаны на многократное применение. (Торопина Д. В. Конституционное право России. 2021)

Конституционно-правовые нормы формируют общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенные условия и многократное действие. Нормы конституционного права имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам безотносительно к их отраслевой принадлежности
, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.

Нормы имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).

Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

Имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.1

Классифицируются:

По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.

По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений.