ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Объем и специфика опосредованной помощи напрямую связаны со степенью тяжести дефекта и возрастом учащегося с ОВЗ. Опосредованная помощь оказывается учащемуся с ОВЗ через учителей и через ближайшее окружение: родственников, родителей, опекунов. Прямая помощь ребенку с ОВЗ в условиях дистанционного образования осуществляется через:
-
создание и/или адаптацию существующих программ обучения к особым образовательным потребностям каждого ребенка; -
педагогов дистанционного образования; -
технических специалистов сопровождения учебного процесса; -
тьюторов-координаторов дистанционного образования.
Цели, задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ДО ребенка с ОВЗ.
Цели:
1. Организация системы социально-психолого-педагогических условий, благоприятных для реализации обучающимися индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
2. Обеспечение психологической комфортности всем субъектам дистанционного обучения.
Задачи:
-
оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников образовательного процесса, значимых для обеспечения эффективности дистанционного обучения; -
изучение условий коммуникативной среды, ее реальных психологических ресурсов и факторов риска в плане реализации дистанционного обучения; -
оказание комплексной помощи ребенку с ОВЗ в ситуациях образовательного взаимодействия; -
содействие развитию самопознания, рефлексии, саморегуляции, самостоятельности и личностной автономии обучающихся; -
содействие в формировании системы представлений обучающихся в вопросах культуры здорового образа жизни, психологической грамотности; -
создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации; -
содействие развитию психологической и здоровьесберегающей компетентности взрослых субъектов сопровождения.
Виды психологической помощи:
-
психодиагностика; -
психологическое консультирование; -
психокоррекция и развивающая работа; -
психопрофилактика; -
психологическое просвещение; -
реабилитация; -
психолого-педагогический мониторинг.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Задания по теме 2.3 Интерактивные технологии обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования»
Цель: формирование умений применять интерактивные технологии в деятельности педагога дополнительного образования.
Задание 5. Представьте проект для любой возрастной категории (тема на выбор обучающегося – спортивный, туристический, творческий, исследовательский, социально значимый и т.д.). Описание проекта представить по схеме:
Название проекта
Актуальность проекта
Цель
Задачи проекта
Общий замысел (содержание)
Формы реализации проекта
Ресурсное обеспечение
Ожидаемый результат
Ответ:
Название проекта
Педагогический проект для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская. Территория возможностей»
Актуальность проекта
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Программа проекта направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Цель
Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья. Техники, применяемые в проектной работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.
Задачи проекта
Образовательные:
- ознакомление детей с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства;
- ознакомление с основами проектировочной деятельности;
- формирование умений и навыков в практической творческой деятельности;
- формирование знаний по составлению композиций.
Развивающие:
- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
- развитие индивидуальной творческо-поисковой деятельности;
- развитие мелкой моторики;
- развитие чувства цвето и формовосприятия;
- развитие конструктивного, образного мышления.
Воспитательные:
- формирование умений оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;
- организация творческого общения в процессе обучения, воспитание умений работать в коллективе;
- воспитание самостоятельности в работе.
Общий замысел (содержание)
Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей.
Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
Формы реализации проекта
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
-
Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. -
Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. -
Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. -
Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. -
Пальчиковая гимнастика, разминка рук. -
Самостоятельное изготовление поделки. -
Анализ готовых поделок своих и товарищей. -
Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Ожидаемый результат
-
Овладеют различными приемами преобразования материалов. -
Освоят обобщенные способы работы. -
Разовьют познавательные, конструктивные способности. -
Разовьют интерес к результату и качеству поделки. -
Разовьется поисковая-исследовательская деятельность. -
Освоят умение анализировать поделку. -
Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других). -
Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. -
Подготовится рука к письму.
В результате реализации проекта дети должны уметь:
-
правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов; -
самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме; -
делать картины в технике пластилинография; -
выполнять апликацию из различных материалов; -
выполнять работы из соленого теста; -
составлять композицию из заготовок; -
делать роспись по ткани;
Задание 6. Заполните таблицу. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику интерактивных технологий
Наименование технологии | Краткая характеристика |
Технология КТД | Сущность данной технологии состоит в том, чтобы выявить развить творческие способности детей приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. |
Арт-технологии | Значимыми факторами являются ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении мыслей чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Цель применения арт-терапии - развитие личности ребенка способного к творческому самовыражению. |
Игровые технологии | Активизируют деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра, как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Являются своеобразной техникой освоение культуры человечества. |
Здоровьесберегающие технологии | Интегрируют направление на сохранение, формирование и укрепление здоровья у детей с особыми потребностями в развитии. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий, от показаний заболеваемости ребенка. Их применение имеет решающее значение для развития и реабилитации детей в обществе. |
Диалоговые технологии | Сущность проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне. |
Тренинговые технологии | Направлены на оказание помощи участникам в осознании собственных потребностей, в определении иерархии достижения цели, в поиске способов достижения, на личностное и профессиональное развитие обучающихся на основе отработки алгоритмов, способов действий в ходе решения профессиональных и личностных значимых задач в психологически комфортной среде при активном и равноправном участии каждого обучающегося. |
Проектные технологии | Представляют собой деятельность с определенными целями, часто встречающимися требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Позволяет обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. |