Файл: Гладнева Светлана Геннадьевна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объем и специфика опосредованной помощи напрямую связаны со степенью тяжести дефекта и возрастом учащегося с ОВЗ. Опосредованная помощь оказывается учащемуся с ОВЗ через учителей и через ближайшее окружение: родственников, родителей, опекунов. Прямая помощь ребенку с ОВЗ в условиях дистанционного образования осуществляется через:

  • создание и/или адаптацию существующих программ обучения к особым образовательным потребностям каждого ребенка;

  • педагогов дистанционного образования;

  • технических специалистов сопровождения учебного процесса;

  • тьюторов-координаторов дистанционного образования.

Цели, задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ДО ребенка с ОВЗ.

Цели:

1. Организация системы социально-психолого-педагогических условий, благоприятных для реализации обучающимися индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;

2. Обеспечение психологической комфортности всем субъектам дистанционного обучения.

Задачи:

  • оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников образовательного процесса, значимых для обеспечения эффективности дистанционного обучения;

  • изучение условий коммуникативной среды, ее реальных психологических ресурсов и факторов риска в плане реализации дистанционного обучения;

  • оказание комплексной помощи ребенку с ОВЗ в ситуациях образовательного взаимодействия;

  • содействие развитию самопознания, рефлексии, саморегуляции, самостоятельности и личностной автономии обучающихся;

  • содействие в формировании системы представлений обучающихся в вопросах культуры здорового образа жизни, психологической грамотности;

  • создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации;

  • содействие развитию психологической и здоровьесберегающей компетентности взрослых субъектов сопровождения.

Виды психологической помощи:

  • психодиагностика;

  • психологическое консультирование;

  • психокоррекция и развивающая работа;

  • психопрофилактика;

  • психологическое просвещение;

  • реабилитация;

  • психолого-педагогический мониторинг.


Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

 

Задания по теме 2.3 Интерактивные технологии обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования»

Цель: формирование умений применять интерактивные технологии в деятельности педагога дополнительного образования.

Задание 5. Представьте проект для любой возрастной категории (тема на выбор обучающегося – спортивный, туристический, творческий, исследовательский, социально значимый и т.д.). Описание проекта представить по схеме:

Название проекта

Актуальность проекта

Цель

Задачи проекта

Общий замысел (содержание)

Формы реализации проекта

Ресурсное обеспечение

Ожидаемый результат

Ответ:

Название проекта

Педагогический проект для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская. Территория возможностей»

Актуальность проекта

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка.

В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. 

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. 



Программа проекта направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.       

Цель

Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья. Техники, применяемые в проектной работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.

Задачи проекта

Образовательные:

- ознакомление детей с основами знаний в области декоративно-прикладного искусства;

ознакомление с основами проектировочной деятельности;

- формирование умений и навыков в практической творческой деятельности; 

- формирование знаний по составлению композиций.

Развивающие: 

- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;

- развитие индивидуальной творческо-поисковой деятельности;

- развитие мелкой моторики;

- развитие чувства цвето и формовосприятия;

- развитие конструктивного, образного мышления.

Воспитательные:

 - формирование умений оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

- организация творческого общения в процессе обучения, воспитание умений работать в коллективе;

- воспитание самостоятельности в работе.

Общий замысел (содержание)

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание в программе уделяется освоению детьми основных приемов. Но это не значит, что исключаются творческие задания. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творческой инициативы детей. 

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. 

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще привлекают к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. 


Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться. 

У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых и новых для них техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. 

Формы реализации проекта

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 

  1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 

  2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 

  3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 

  4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 

  5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 

  6. Самостоятельное изготовление поделки. 

  7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 

  8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Ожидаемый результат

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов. 

  • Освоят обобщенные способы работы. 

  • Разовьют познавательные, конструктивные способности. 

  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки. 

  • Разовьется поисковая-исследовательская деятельность. 

  • Освоят умение анализировать поделку. 

  • Сформируется положительное отношение к труду (как своему, так и других). 

  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. 

  • Подготовится рука к письму. 

В результате реализации проекта дети должны уметь:

  • правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;

  • самостоятельно изготавливать изделие по образцу, схеме;

  • делать картины в технике пластилинография;

  • выполнять апликацию из различных материалов;

  • выполнять работы из соленого теста;

  • составлять композицию из заготовок;

  • делать роспись по ткани;



Задание 6. Заполните таблицу. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику интерактивных технологий


Наименование технологии

Краткая характеристика

Технология КТД

 Сущность данной технологии состоит в том, чтобы выявить развить творческие способности детей приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

Арт-технологии

 Значимыми факторами являются ориентация на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественном проявлении мыслей чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Цель применения арт-терапии - развитие личности ребенка способного к творческому самовыражению.

Игровые технологии

 Активизируют деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра, как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Являются своеобразной техникой освоение культуры человечества.

Здоровьесберегающие технологии

Интегрируют направление на сохранение, формирование и укрепление здоровья у детей с особыми потребностями в развитии. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от конкретных условий, от показаний заболеваемости ребенка. Их применение имеет решающее значение для развития и реабилитации детей в обществе. 

Диалоговые технологии

Сущность проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне. 

Тренинговые технологии

 Направлены на оказание помощи участникам в осознании собственных потребностей, в определении иерархии достижения цели, в поиске способов достижения, на личностное и профессиональное развитие обучающихся на основе отработки алгоритмов, способов действий в ходе решения профессиональных и личностных значимых задач в психологически комфортной среде при активном и равноправном участии каждого обучающегося.

Проектные технологии

Представляют собой деятельность с определенными целями, часто встречающимися требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов. Позволяет обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.