Файл: Отчет по практике в ид и тип практики производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время прохождения практики мною был исследован ряд нормативно-правовых актов, которыми полиция Российской Федерации руководствуется в своей деятельности, в частности отдел дознания УМВД России по г. Вологде.

Правовым актом, непосредственно регламентирующим процессуальную деятельность по производству дознания по уголовным делам, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

В УПК РФ законодателем впервые было дано определение дознавателя. Им названо должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Процессуальному положению дознавателя как участника уголовного судопроизводства посвящена ст. 41 УПК РФ, согласно которой дознаватель уполномочен: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Глава 32 УПК РФ непосредственно посвящена такой форме предварительного расследования, как дознание. В ней определены порядок и сроки дознания, процедура уведомления лица о подозрении в совершении преступления, особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу при производстве дознания, порядок производства дознания группой дознавателей, содержание обвинительного акта.

Согласно ч. 1 ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-29 УПК РФ (то есть главами, регламентирующими производство предварительного следствия), с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Следовательно, соответствующие главы УПК РФ также можно отнести к правовой основе деятельности дознавателя.

К иным федеральным законам, регламентирующим деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам, можно отнести Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2011 года) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2011 года) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ (в редакции от 30 ноября 2011 года) «О
государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ряд других законодательных актов.

Помимо Конституции РФ и законов деятельность по организации и производству дознания по уголовным делам регламентирована подзаконными нормативными актами и, в первую очередь, приказами МВД России.

Так, основным нормативным актом, регламентирующим деятельность дознавателя ОВД по производству дознания, является Приказ МВД РФ от 21 ноября 2012 года № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указанный нормативный акт был принят в целях реализации положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также организации деятельности подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Еще один ведомственный нормативный акт, закрепивший ряд полномочий дознавателя ОВД при производстве дознания по уголовным делам, – Приказ МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (в редакции от 30 декабря 2011 года), утвердивший Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые ОВД в пределах полномочий, предоставленных им законодательством РФ, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Следующий нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченных лиц при производстве дознания, – Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюст России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

Данный Приказ был издан в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений.

Таким образом, правовую основу деятельности при производстве дознания по уголовным делам составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел РФ.


 

Индивидуально выполненная работа во время прохождения практики

В  ходе прохождения практики я непосредственно по указанию руководителя практики осуществлял предусмотренные уголовно-процессуальным законом полномочия и выполнял возложенные на меня как на сотрудника органа дознания УМВД задач и функций, в частности:

1. С учетом оперативной обстановки, фактической нагрузки и кадрового состава в подразделении под руководством и по поручению, участвовал в расследовании уголовных дел по отнесенным к подведомственности органов дознания УМВД преступлениям, в том числе участвовал в расследовании уголовных дел согласно установленной ежегодным приказом начальника отдела дознания УМВД России по г. Вологде, специализацией по отдельным категориям и видам преступлений, в том числе преступления, совершенные в сфере экономики, финансово-кредитной деятельности, преступления о нарушении авторских и смежных прав и преступления, связанные с незаконным захватом предприятий, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, преступления в сфере налогообложения.

Моей непосредственной задачей при расследовании преступлений являлось заполнение бланков процессуальных документов параллельно с дознавателем, например, повестки о вызове на допрос (Приложение № 9). Изучив, материалы уголовного дела № 122012400233359 (ч. 1 ст. 159 УК РФ) мы совместно с руководителем практики установили, что для расследования уголовного дела необходимо вызвать на допрос в качестве свидетеля гражданина А.А. Воробьева.

В повестке указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи.

Большую часть времени прохождения практики я помогал руководителю практики в заполнении и оформлении запросов. Так, руководитель производственной практики предложила мне изучить материал КУСП от 2.10. 2022 по факту хищения имущества (сотового телефона), произошедшего у входа в помещение на одной из улиц г. Вологды. После изучения КУСП подготовить проект запроса в одну из организаций г. Вологды о предоставлении информации в адрес отдела дознания отдела полиции № 2 УМВД России по г. Вологде видеозаписи с камеры наблюдения. Перед подготовкой запроса руководитель порекомендовала изучить мне приказ МВД России от 20 июня 2012 № 615 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации". Изучив данный приказ, я сделал вывод о том, что
обязательными реквизитами запроса являются:

• данные адресата — отправителя (обычно содержатся в угловом штампе или в типографском бланке и располагаются в верхнем левом углу письма);

• данные адресата — получателя, включающие в себя: наименование предприятия и должностного лица, его фамилию и инициалы, почтовый адрес (располагаются в верхнем правом углу письма);

• дата и индекс — исходящий номер регистрации — указываются в левом верхнем углу;

• текст письма;

• отметка о наличии приложений;

• наименование должностного лица и его подпись (в случае составления письма от имени руководителя обязательно указание непосредственного исполнителя письма, а также рекомендуется указывать телефон исполнителя письма).

После изучения КУСП и приказа по делопроизводству мною был составлен проект запроса (Приложение № 2) в одну из вологодских организаций (по рекомендации руководителя практики названия организаций для приложения практики изменены).

В ходе практики я составил много запросов в рамках расследования уголовных дел в сфере дистанционного мошенничества, так как сейчас это очень распространенный тип преступления и занимают большую часть служебного времени дознавателя.

Так, мною было изучено уголовное дело 123456789 (номер изменен), возбужденного 12.10.2022 по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ, где потерпевший перевел денежные средства злоумышленнику, представившимся сотрудником банка. Мой руководитель пояснил, что в данной ситуации действовать необходимо незамедлительно. Поэтому мной был составлен ряд запросов в банки г. Вологды о предоставлении информации о движениях по счету потерпевшего (Приложение № 3).

После заполнения бланков, совместно с руководителем практики мы анализировали совершенные мной ошибки.

Помимо этого, я присутствовал при принятии устного заявления о преступлении от Захаровой О.О., которая сообщила о хищении у нее золотых серег с применением физической силы. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (Приложение № 7). Протокол должен содержать данные о заявителе, а также документы, удостоверяющие личность заявителя. Регистрация сообщения была произведена незамедлительно. В дальнейшем по результатам проверки руководителем моей практики - дознавателем отдела дознания И.А. Королевой было принято решение о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 161 УК РФ.


2. По поручению руководства либо в период дежурства в составе СОГ дежурной части УМВД:

- совместно с руководителем практики, в отведенной мне компетенции, в дневное время, выезжал на места происшествий по преступлениям, отнесенным к компетенции ОПС. Во время выезда в составе СОГ изучал тактику руководства оперативной группой дознавателем, порядок и планирование неотложных следственных действий, отработку лиц, на причастность к совершению преступления и правила возбуждения уголовного дела.

На мой взгляд, грамотная работа на месте случившегося происшествия до 70 % повышает возможность наиболее скорейшего раскрытия преступления;

- в установленном порядке под руководством дознавателя участвовал в рассмотрении заявлений и сообщения о преступлениях и материалы предварительных проверок по ним. При неполноте проверок и отсутствии в материалах достаточных данных для возбуждения уголовных дел, вносил мотивированные предложения по их дальнейшему движению.

Кроме того, руководителем производственной практики было предложено составить проект постановления о возбуждении уголовного дела (Приложение № 6) по сообщению о преступлении, поступившем в дежурную часть отдела полиции № 2 УМВД России по г. Вологде. Поводом для возбуждения уголовного дела послужило заявление, поступившее от потерпевшей.

Изучив материалы, собранные следственно-оперативной группой в течение дежурных суток, мною совместно с руководителем практики был сделан вывод, что по факту кражи у А.А. Ивановой велосипеда следует возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ.

По окончании возбуждения уголовного дела в соответствии с требованиями приказа "О едином учете преступлений" были оформлены документы первичного учета, которые были направлены в прокуратуру г. Вологды для подписания.

Также я изучил материалы проверок, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел: № 2365/547-2022, № 2387/560-2022, 2485/661-2022, 2278/489-2022.

В нумерации материалов проверок, первый номер означает номер заявления, зарегистрированного в КУСП в дежурной части, а второй - номер, присвоенный сотрудником Штаба отдела полиции в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

После изучения материалов проверок, я дополнительно изучил приказ " О едином учете преступлений", из которого узнал, что заявитель должен быть уведомлен об отказе в возбуждении уголовного дела. В связи с этим, руководитель практики поручил мне составить проект уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела по КУСП № 2365/547-2022 за отсутствием в действиях Иванова А.А. состава преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ (Приложение № 4).