Файл: Курсовой проект по дисциплине Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Вятско-Полянский механический техникум»

Курсовой проект

по дисциплине «Разработка и эксплуатация

автоматизированных информационных систем»
СД. 04. КП. 01. 230103.003. ПЗ

Выполнила:

студентка группы 4 АСУ
М.В.Бажанова
__.__.____
Проверила:

преподаватель
С.А.Ильина
__.__.____



ОТЗЫВ


На курсовой проект, выполненный студентом
Бажановой М.В.. Группа 4АСУ .
1.Тема курсового проекта
Разработка АИС по учету выдачи допусков студентам на занятия.

..

2.Характеристика курсового проекта (соответствие за­явленной теме; полнота разработки поставленных вопросов; тео­ретическая и практическая значимость)

………………………………………………………………………………………….........................

………………………………………………………………………………………….........................

3.Замечания по отдельным разделам курсового проекта…………………………….......................

…………………………………………………………………………………………........................

………………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………….............................................

………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………......................................................................

………………………………………………………………………………………….......................

……………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………...........................................................................

………………………………………………………………………………………….......................

……………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………..................................................................

4. Оценка курсового проекта в целом по пятибалльной системе ……...............................................

Руководитель курсового проекта

Подпись Ильина С.А. Дата «__»_________2011г.

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине

Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем

Студентке Бажановой Марине Васильевне.

Группа 4АСУ
Руководитель Ильина Светлана Анатольевна
Тема курсового проекта: Разработка АИС «Учет выдачи допусков студентам на занятия»
Техническое задание
Исходные данные:

Система должна хранить информацию о выдаче допусков студентам, дате их выдачи, информацию о студентах и преподавателях.
Выходные данные:

- информация о выданных допусках;

- информация по студентам;

- информация по преподавателям и преподаваемых ими дисциплин.
Отчетный материал курсового проекта

  • пояснительная записка

  • практическая часть (приложение на основе баз данных)


Задание получил «» 20 года. ____________________________

(подпись студента)
Против использования моей разработки не возражаю __________________________________

(подпись студента)
Курсовой проект выполнен с оценкой ____________________________

(оценка) (подпись руководителя)
____.____._________

(дата)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..….……………………………………………………………………………...3

  1. РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ………….…...……………………………………………..4

    1. Разработка технического анализа………………………………………………………………………………………..4

    2. Анализ технического задания……………..………….………...….………………………………………………………….4

    3. Выбор способов и средств решения выполнения технического задания……...……...…...........................................................................................................................................................5

  1. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ……...………………………………………………………………………………..8

2.1. Описание процесса создания базы данных…………………………………..........................................................8

2.2. Структура базы данных приложения…………………………………...………………………………………………………9

2.3. Описание процесса создания форм ……………………………………………………………………………………………..10

2.4. Описание процесса создания отчетов………………………………………………………………………………………...12

2.6. Описание процесса создания меню………………………………………………………………………………………………..13

2.8.Главная программа………………………………….………………………………………………………………………………………....14

  1. Инструкции по работе с приложением пользователю, программисту и системному администратору…………..……………………………………………………………………………………………………………….…17

  2. Заключение…………………………………………...………………….........................................................................................20

  3. Список используемой литературы…………...…………………………………………………………………………..…...21

Приложение

















СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ
















Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата

Разработал

Бажанова М.В.







Содержание

Лит.

Лист

Листов

Проверил

Ильина С.А.



















1













ВПМТ 4АСУ

Н. контроль










Утвердил












ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни для общества наиболее важными являются информационные технологии. Практически во всех организациях основу автоматизации составляют базы данных, хранящие информацию и о предприятии и сотрудниках и сфере их деятельности.

Целью курсовой работы является разработка АИС по учету выдачи допусков студентам на занятия.

Создание базы данных в техникуме для учебной части позволит вести учет и хранение данных и обеспечивать быстрый доступ к информации.

Внедрение АИС в учебную часть позволит существенно упростить процесс оформления выдачи допуска студенту на занятия и сэкономить время.
















СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ
















Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата

Разработал

Бажанова М.В.







Введение

Лит.

Лист

Листов

Проверил

Ильина С.А.



















1













ВПМТ 4АСУ

Н. контроль










Утвердил











1. РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

1.1 Разработка технического задания

Созданная база данных «Учет выдачи допусков студентам на занятия» должна проводить учет о выдаче допусков. В ней должна храниться информация:

  • О выдаче допуска, дате выдачи.

  • о преподавателях Вятско - Полянского механического техникума.

  • О студентах, обучающихся в данном учебном заведении.

В выходных документах содержится информация: о выданных допусках студентам на занятия к определенным преподавателям на их занятия.
1.2 Анализ технического задания

При разработке программного продукта учитывались следующие требования:

  • программный продукт должен быть понятен пользователю, необладающего знаниями о разработке базы данных;

  • обеспечение удобного просмотра и ввода данных;

  • формирование отчетов для печати;


АИС выполняет следующую функцию:

  • Хранение и обработка данных в БД.


















СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ
















Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата

Разработал

Бажанова М.В.







Разработка и анализ технического задания

Лит.

Лист

Листов

Проверил

Ильина С.А.
















1

2













ВПМТ 4АСУ

Н. контроль










Утвердил











Все записи в БД хранятся в виде файлов базы данных.

Особенности работы:

  1. Все данные хранятся в таблицах, доступ к которым осуществить через формы;

  2. В созданных формах расположены кнопки для просмотра, добавления, редактирования и удаления данных, хранящихся в таблице;


1.3 Выбор способов и средств решения выполнения технического задания

В настоящее время существует множество различных средств программирования, позволяющих создавать разнообразные приложения. Выбор FoxPro обоснован удобством управления базами данных и разработчика приложений и для обычного пользователя.

Наличие языка программирования позволяет создавать сложные системы обработки данных.

FoxPro отличается высокой скоростью, имеет встроенный объектно-ориентированный язык программирования с использованием SQL. При необходимости FoxPro обеспечивает раздельный доступ пользователей к данным.

Visual FoxPro - это функционально полная реляционная СУБД. В ней предусмотрены все необходимые средства для хранения и обработки данных, для управления ими при работе с большими объемами информации.








Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







2

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата



















СД.04.КП.01.230103.005.ПЗ
















Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата

Разработал

.







Описание метода и алгоритма решения поставленной задачи

Лит.

Лист

Листов

Проверил

. П.
















1

2













ВПМТ 4АСУ

Н. контроль










Утвердил


















.







СД.04.КП.01.230103.005.ПЗ

Лист















2

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата


2. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

2.1 Описание процесса создания базы данных

Разработка приложения начинается с создания проекта, содержащего все объекты базы данных.

Для создания проекта выбрать вкладку File\New Project в главном меню. Далее появляется диалоговое окно Create, в котором необходимо указать имя проекта и сохранить его. После этого появляется окно проекта Project Manager.

Для создания таблиц выбрать в списке элемент Tables нажать New (Создать).

В окне проектирования таблиц имеются 3 вкладки:

1)Fields –определение полей таблицы;

2)Indexes –определение индексов;

3)Table – определение критериев и правил проверок.

Затем в окне проектирования таблицы на вкладке Fields ввести названия полей, которые будут в таблице, и выбрать соответствующий тип данных. На вкладке Indexes будут расположены названия индексных полей, а также их тип.

Созданная база данных состоит из следующих таблиц:

  • Студенты. Данная таблица содержит поля: код студента (integer), фамилия (character), имя (character), отчество (character), специальность (character) и курс(character).(Приложение А, рисунок8)

  • Преподаватели. Поля: код преподавателя (integer), фамилия (character), имя (character), отчество (character), предмет(character).( Приложение А, рисунок6)

  • предмет. Поля: код предмета (integer), название дисциплины (character) (рисунок2)

  • Курс. Поля: код курса (integer), наименование (character) (Приложение А, рисунок4)
















СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ
















Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата

Разработал

Бажанова М.В.







Описание структуры приложения

Лит.

Лист

Листов

Проверил

Ильина С.А.
















1

9













ВПМТ 4АСУ

Н. контроль










Утвердил













  • Преподаватель дисциплин. Поля: код преподавателя (integer), код предмета (рисунок8)

  • Допуск. Поля: код допуска (integer), дата (date), код студента (integer), код преподавателя (integer).( Приложение А, рисунок 10)

  • Группы. Поля: код группы (integer),название (character).( Приложение А, рисунок 12)

Структура и содержание таблиц представлены в приложении А.









Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







2

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата


2.2. Описание процесса создания форм

Существуют способы создания форм: «мастер форм» позволяет создавать несложные формы по одной или двум таблицам, «конструктор» позволяет создать форму более сложной структуры по нескольким таблицам.

формы создавались в конструкторе.

Чтобы создать форму для просмотра, например, «Студенты» (Приложение Б, рисунок 16) выполняются следующие действия:

  • Создать новую пустую форму;

Выбрать Data Environment, затем Add (добавить). В открывшемся окне выбрать необходимые таблицы (выбрана одна таблица студенты).

  • Переместить поля Фамилия, имя, Отчество, специальность и курс на форму.

  • Открыть Form controls toolbars. Выбрать элемент Label, поместить его на форму для создания заголовка формы.

  • Открыть окно Properties (Свойства) скорректировать: для формы свойство caption (Надпись), введя в текстовом поле заголовок формы (Студенты); для надписей в свойстве caption прописать необходимое название, в свойстве FontName выбрать необходимый шрифт, в свойстве FontSize выбрать необходимый размер шрифта.

  • На форму поместить кнопки: начало, Следующая, Предыдущая, Последняя, Добавить\сохранить, Редактировать, Удалить, Выход. В коде кнопок необходимо ввести процедуры представленные в справке программисту по работе с созданным приложением.

  • Форма «Студенты» позволяет просмотреть данные об имеющихся студентах, обучающихся в техникуме и ввести новые данные по студентам, редактировать имеющуюся информацию, удалить данные.

  • Формы «Преподаватели» (Приложение Б, рисунок 16) и «Предметы» (Приложение Б, рисунок 17) создавались аналогично.

  • Форма «Преподаватели» предназначена для просмотра данных о преподавателях, работающих в техникуме, позволяет редактировать имеющиеся данные, также есть возможность ввести новые данные о преподавателях техникума и преподаваемых ими дисциплин.










Бажанова М.В







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







3

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата




  • Форма «Предметы» предназначена для просмотра данных, редактирования имеющихся данных и ввода новых данных по дисциплинам.

Формы для просмотра представлены в Приложение Б.
Чтобы создать форму для ввода данных «Выдача допуска» ( приложение Д, рисунок18) нужно выполнить следующие действия:

  • Создать новую пустую форму;

Выбрать свойство Data Environment, затем Add (добавить). В открывшемся окне выбрать необходимые таблицы (выдача допуска, студенты, преподаватели, предмет, группы, курс) и установить между ними связи по полям.

  • Закрыть свойство Data Environment. Открыть Form controls toolbars. Выбрать элемент Label, поместить его на форму для создания заголовка формы.

  • Переместить поля Дата выдачи, Код допуска на форму.

  • Поместить на форму поля со списками для выбора студентов и преподавателей для этого на панели инструментов выбрать элемент Combo Box,поместить его на поле, нажать свойства и выбрать Builder,после чего выбрать поля из таблицы для отображения в списке – фамилия, имя отчество в одном списке, в другом – специальность и курс.

  • На форму поместить кнопки: Сохранить и Выход. В коде кнопок необходимо ввести необходимые процедуры.

  • Форма «Выдача допуска» предназначена для ввода данных, таких как фамилия, имя, отчество студента, группа, в которой он обучается, специальность, фамилия, имя, отчество преподавателя, направившего студента за допуском и дисциплина, которую он преподает, так же выводится текущая дата на момент выдачи допуска и номер самого допуска.

Форма для ввода представлена в Приложение Д.









Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







4

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата


2.3 Описание процесса создания отчетов

В FoxPro существуют следующие способы создания отчетов:

1)создание многотабличного отчета с применением мастера;

2)создание простого отчета для одной таблицы с использованием функции Quick Report;

3)создание отчета в окне проектирования отчета.

Отчеты в базе данных создавались с помощью мастера и редактировались в конструкторе отчетов.

Создание отчета «Студенты»:

  1. выбрать группу Reports на вкладке Documents.

  2. нажать New/ Report Wizard.

  3. Выбрать Quick Report.

  4. В появившемся окне выбираем необходимую для отчета таблицу (студенты).

  5. Из списка выбрать поля, которые будут отображаться в отчете.

  6. Нажимаем далее. Выбираем поле, по которому будет группироваться отчет и метод группировки. В данном случае группировка по полю Курс.

  7. Выбрать стиль отчета.

  8. ввести заголовок отчета.

  9. Открыть отчет в режиме для редактирования полей.

В процессе разработки программного продукта было создано 3 отчета: информация по студентам, информация по преподавателям, Учет выдачи допусков студентам.

Отчет «Студенты» (приложение Г) позволяет просмотреть данные по студентам и вывести данные на печать.

Отчеты «Преподаватели» (приложение Г) и «выдача допуска» (приложение Г) создавались аналогично.

Отчет «преподаватели» предназначен для просмотра и вывода на печать данных: Фамилия, имя, отчество преподавателя, преподаваемая им дисциплина.

Отчет «Выдача допуска» выводит данные: номер допуска, код студента, код преподавателя, дату выдачи допуска.

Отчеты представлены в Приложении Г.








Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







5

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата


2.4. Описание процесса создания меню

В Visual FoxPro существует 2 вида меню:

  • главная линейка меню (Menu);

  • ниспадающее, самостоятельное меню (Short Cut).

В данном проекте было реализовано создание меню первым способом (Рисунок 19).

Выбрать вкладку Other в окне диспетчера проекта.

Далее выбрать раздел Menus и выполнить: Menu\ New. откроется диалоговое окно, в котором определяется тип меню. В окне проектирования меню необходимо:

1)определить пункты меню;

2)определить подменю;

3)определить действия, выполняемые при выборе каждого пункта;

4)определить назначение клавиш для быстрого доступа к меню.

Меню содержит следующие основные пункты: Главная форма, формы, отчеты, выход.

В первой колонке (Prompt) необходимо ввести название пункта. Во второй (Result) определить действие, которое будет выполняться при выборе данного пункта. В третьей (Options), если необходимо, указать сочетания клавиш для быстрого вызова объекта.

После того как определены основные пункты, нужно указать подпункты. Для этого необходимо выделить пункт и нажать Create. Заполнение аналогично предыдущему. Тип действия, выполняемого при выборе того или иного пункта, называется Procedure. Чтобы открыть это окно нужно нажать кнопку Edit, расположенную в одной строке с названием действия. В нем необходимо написать последовательность команд, которая будет выполнять определенные действия.








Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







6

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата






Для запуска необходимой формы или отчета необходимо прописать код для формы или отчета. Например: DO FORM Выдача допуска.scx, для отчетов: REPORT FORM Dopysk.frx PREVIEW.

«Главная форма» открывает форму для добавления данных по выдаче допуска.

В пункте «Формы» находятся формы: Студенты, Преподаватели, Предметы.

«Отчеты» предоставляет возможность просмотреть и распечатать необходимую информацию.

Пункт «Выход состоит из двух подпунктов:

  • Выход – используется для выхода из приложения.

  • Проект – применяется для выхода в проект.

Процедура Выход содержит код: Quit.

Процедура Проект содержит код: CLEAR EVENTS, для выхода в проект.

Меню представлено в Приложение Ж.
2.5 Главная программа

В проекте создается главная программа. Это можно сделать, используя команду Set Main. Создать программу можно через меню File – New – Program или в окне проекта на вкладке Code пункт Program – New.

программа program.prg является основным файлом, который служит для выполнения скомпилированного приложения и позволяет устанавливать необходимые параметры запуска.

При запуске выполняются следующие действия:

  • Запуск системного меню;

  • Установка атрибутов среды;

  • Скрытие всех стандартных панелей инструментов VFP.










Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.004.ПЗ

Лист







Ильина С.А..







7

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата







Программный код для запуска главной программы:
SET DEFAULT TO "d:\новая база"

PUBLIC avto

SET EXCLUSIVE OFF

SET DATE GERMAN

set cent on

set safe off

SET DELETED ON

SET TALK OFF

SET STATUS BAR OFF

SET SYSMENU OFF

*ON SHUTDOWN DO ExitProgram

_screen.Caption="АИС по учету выдачи допусков студентам на занятия"

_Screen.WindowState = 2

_screen.Refresh

DO FORM "d:\новая база\выдача допуска.scx"

READ events







Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







8

Подпись

Лист

Документа

Подпись

Дата










Бажанова М.В.







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А.







9

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата



  1. Инструкции по работе с приложением пользователю, программисту.



Справка пользователю.
Чтобы пользователю начать работу с приложением необходимо запустить файл Proj1.exe. Открывавается главная форма для просмотра и добавления данных «Выдача допуска». Чтобы ввести данные по выдаче допуска необходимо из списка студентов выбрать фамилию, имя, отчество студента, курс и специальность. Выбрать из списка фамилию, имя, отчество преподавателя и дисциплину, которую он преподает, дата и номер допуска выводятся автоматически, далее нажать кнопку Сохранить.

Также через главную форму можно перейти на другие формы для просмотра и добавления данных, Например, чтобы перейти на форму «Предмет» нужно нажать на кнопку Предмет. для перехода на форму «Студенты» нужно нажать на кнопку Студенты.

Форма «Студенты» предназначена для отображения данных студентах техникума. Данная форма позволяет вывести данные, удалить, внести изменения и добавить нового студента. Для перехода данных необходимо нажать на кнопку Следующая. Чтобы добавить новую запись, необходимо нажать кнопку «Добавить». Редактировать записи можно нажав на кнопку «Редактировать» и нажать кнопку «Сохранить». Кнопка «Удалить» удаляет запись. Кнопка Выход осуществляет выход из формы.

Форма «Преподаватели» позволяет ввести новые данные о преподавателях, для этого нужно нажать на кнопку Добавить и ввести данные, далее нажать Сохранить. Для редактирования имеющихся данных нажать на кнопку Редактировать, затем нажать Сохранить. Для удаления данных нажать Удалить. Для выхода из формы нажать Выйти.

Форма «Предмет» позволяет просмотреть данные по дисциплинам и добавить новые дисциплины, нажав на кнопку Добавить, затем Сохранить. Удалить данные можно посредством нажатия кнопки Удалить. Кнопка Выход осуществляет выход из формы.


















СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ
















Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата

Разработал

Бажанова М.В.







Инструкция по работе с приложением

Лит.

Лист

Листов

Проверил

Ильина С.А.
















1

3













ВПМТ 4АСУ

Н. контроль










Утвердил











Справка программисту по работе с приложением:

Программные коды кнопок:

  •  Кнопка Первый.

IF !BOF()

GO TOP

ENDIF

_screen.ActiveForm.Refresh()

  • Кнопка Вперед.

IF !EOF()

SKIP

ENDIF

_screen.ActiveForm.Refresh()








Бажанова М.В,







СД.04.КП.01.230103.003.ПЗ

Лист







Ильина С.А,







2

Изм.

Лист

Документа

Подпись

Дата