Файл: Использование социоигровой технологии в воспитательнообразовательном процессе Актуальность применения технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующий этап усложнений будет связан с появлением особого поведения, возникающего от деталей мелких или самых обычных — шлепанцы, полотенце на голове, полевой планшет, сумочка, фигурный воротничок, брошь, медаль.

Подобные игровые задания формируют в детях поведенческую чуткость к бытовым предметам, развивают их фантазию, искренность, юмор, желание увидеть (или выполнить) что-то чрезвычайное, необычное. Можно (и даже следует) использовать костюмы карнавальные (новогодние) и театральные (из ранее инсценированных сказок). Но лучше всего — старенькую вычищенную одежду собственных родителей. Желательно, чтобы в каждой группе детского сада стоял небольшой «волшебный сундук» с костюмами и деталями одежды для превращений.

5. Игры вольные.

Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «День и ночь», «Воробьи — вороны» и др.

Одно из главных условий социо-игровой технологии: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект-субъектных отношениях участников игровой деятельности.

Рекомендации педагогам, использующим в работе социо-игровую технологию

Что нужно учитывать и к чему готовиться специалисту, который решил применять в своей работе социо-игровую технологию, — рассмотрим рекомендации ее авторов.

1. Будьте готовы к собственным промахам. Любое предложение педагога сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить должно исходить из реальных возможностей данной конкретной группы. Возможности выясняются не сразу, поэтому нужно быть готовым к собственным возможным промахам и не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и принесет запланированные результаты.

2. Не разжевывайте смысл задания. Часто дети, не начиная выполнять задание, объясняют это тем, что ничего не поняли. Это совсем не означает необходимость разжевывать задания. Следует дать возможность ребенку самому додумать, сообразить, понять. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» — это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. Если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.


3. Обращайте внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный педагогом. Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки. В противном случае союз детей и педагога превратится в лидерство взрослого и иждивенчество ребенка, в результате чего равноправие исчезнет, игра умрет.

4. Учитесь видеть в детских отказах ценные подсказки. Педагоги по-разному относятся к отказам детей, им симпатичных и несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В отказах же вторых видят либо злой умысел, либо вредность характера ребенка. Проблему можно решить, если детский отказ воспринимать не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную ребенком.

5. Умейте порадоваться шуму. Часто у педагогов возникает недовольство посторонним шумом, естественным при повышении активности детей. Каждый раз приходится давать себе отчет — «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так! Чаще всего он появляется от стихийно возникших деловых «репетиций» (т. е. подготовки задания на местах). В этом случае педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать, и самому с интересом включаться в работу детей, помогая каждой команде своими ненавязчивыми советами.

Если же педагог приходит к выводу, что шум все-таки вреден, мешает работе, то игровое упражнение необходимо сменить.

Рассмотрим пример непосредственно образовательной деятельности, разработанной с применением социо-игровой технологии (приложение).

Приложение

Конспект интегрированной НОД по лексической теме «Домашние животные» для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека; способствовать формированию мыслительных операций.


Развивающие: развивать внимание, память, мышление, творческое воображение; обогащать словарь по теме «Домашние животные»; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность; формировать и развивать умение работать сообща в командах; формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Материалы: карточки с домашними животными, карточки с заданиями, колокольчик, бумага, карандаши, игровой барабан для викторины, информационно-коммуникационные технологии.

Ведущие: педагог-эколог, педагог-психолог.

Ход НОД

1. Упражнение «Привет!»

Цели: формирование положительного настроя, сплочение группы.

Инструкция. Дети становятся в круг, взявшись за руки. По кругу каждый ребенок по очереди говорит: «Привет! Сегодня хороший день, потому что…« — и добавляет что-нибудь свое, например светит солнце.

2. Постановка проблемной ситуации

Инструкция. Педагог-эколог сообщает детям о том, что на скотном дворе стоит шум и гам. Животные спорят, кто из них главнее и нужнее. Он просит ребят помочь разобраться в этой ситуации. (Параллельно на экране появляется слайд «Скотный двор» на фоне записи голосов домашних животных.)

Педагог-эколог: Ребята, нам нужно выполнить ряд заданий, благодаря которым мы сможем определить, кто из домашних животных самый главный и нужный на скотном дворе. Как вы думаете, сможете выполнить задания?.. Справитесь?..

3. Формирование малых групп. Выполнение задания 1

Инструкция. Дети делятся на команды, рассчитавшись на «кошку», «собаку», «кролика». Сформированные команды выбирают капитана и придумывают название.

По сигналу колокольчика капитаны подходят к ведущим. Им предлагается выбрать конверты, в которых находятся карточки с изображением животных. Втайне от команд капитаны получают задание, которое затем должны самостоятельно объяснить остальным участникам.

Игра «4-й лишний». Определить, какое животное лишнее. Время для выполнения — 3–4 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для представления результатов.


4. Смена лидерства. Выполнение задания 2

Инструкция. Дети делятся на новые команды — встают в круг и рассчитываются на «кискас», «тяфкинс», «морковь». Избираются новые капитаны, придумываются названия команд. Алгоритм получения задания тот же, что и выше.

Игровое упражнение «Фантастические гипотезы». Капитаны выбирают две первые попавшиеся карточки из конвертов: 1) карточку с существительным, обозначающим изображенного на ней животного; 2) карточку с глаголом, обозначающим изображенное действие. Задача — составить рассказ по картинкам на тему: «Что было бы, если…». Например: на первой картинке изображен кот, а на второй — процесс варки супа. Формируется гипотеза: «Что было бы, если бы кот мог готовить обед (варить суп)» и т. д.

Время выполнения 3–5 мин. По завершении капитаны выходят к ведущим для представления результатов.

Примечание. Игровое упражнение направлено на развитие творческого воображения и теоретического абстрактного мышления.

5. Разминка «Тропинка, кочка, копна»

Цели: снятие усталости, сплочение коллектива, развитие внимания.

Инструкция. Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу они начинают движение по кругу, пока ведущий не произнесет слово-задание: «тропинка» — дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего; «копна» — дети направляются в центр круга, поднимая руки вверх к центру; «кочки» — дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим повторяются.

6. Смена лидерства. Выполнение заданий 3, 4

Инструкция. Дети делятся на новые команды — встают в круг и рассчитываются на «теленок», «ягненок», «жеребенок». Избираются новые капитаны, придумываются названия команд. Алгоритм получения задания тот же, что и выше.

Викторина «Домашние животные. Какую пользу они приносят». Вращая барабан, капитаны выбирают карточки с изображением животного. Задача — вспомнить все, что известно об изображенном животном: где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку. Обсудив с командами ответы, капитаны представляют результаты.

Игровое упражнение «Постановка необычных проблем». Эта игра направлена на развитие изобретательности ребенка, т. е. воображения в сочетании с творческим мышлением.

Капитаны выбирают по одной карточке из двух конвертов: 1) изображения животных; 2) изображения предметов (любых). Задача — найти решение поставленной проблемы, например:


  • Корова купила кресло. Как она его доставит к себе домой?

  • Лошадь нашла самовар. Что она с ним будет делать?

  • Кошке подарили лейку. Для чего кошке лейка?

По завершении капитаны представляют результаты.

На этом этапе дети подводят итог, отвечая на вопрос, поставленный в начале НОД: кто из домашних животных самый главный и нужный? (Все животные нужны, каждый приносит пользу человеку. Выбрать кого-то одного нельзя. Поэтому они все главные и нужные.)

7. Рефлексия. Упражнение «Комплимент»

Вопросы для обсуждения:
1) Понравилось ли вам играть?
2) Какая игра понравилась больше всего?
3) Что было труднее всего выполнить?


Инструкция к упражнению. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача — глядя в глаза соседу, назвать его по имени, сказать ему несколько добрых слов (комплимент, похвалить за что-то). Принимающий кивает головой, благодарит за слова (назвав ребенка по имени) и дарит комплимент своему соседу и т. д.

8. Ритуал прощания

Инструкция. Дети берутся за руки и хором говорят: «Спасибо за прекрасный день!»

Из кн.: Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под ред. В. М. Букатова. СПб., 2008.