Файл: Золотое кольцо России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта

по окружающему миру

Программа «Школа России» 3 класс

на тему: «Золотое кольцо России»

Разработала студентка группы 1 «Е»

Сергеева Дарья Сергеевна

Специальность:

44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

Проверил:

Учитель: Скорнякова Т.С.___________

Оценка:___________

Волгоград,2022г.

  1. Учитель: Сергеева Дарья Сергеевна

  2. Класс: 3

  3. Дата:

  4. Предмет: Окружающий мир

  5. Тема: Золотое кольцо России

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения новых знаний

  7. Цель урока: Познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.

  8. Задачи:

Образовательные: Познакомить со старинными городами России.

Развивающие: Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России.

Воспитательные: содействовать воспитанию любви к России, интереса к ее духовному наследию, умение сотрудничать, любознательность, любовь к путешествиям и познанию окружающего мира

  1. Дидактические средства:

Для учителя - учебник, презентация

Для обучающегося – тетрадь, учебник

Характеристика этапов урока


Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель учителя:

Способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.

Цель учащихся:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке


Учитель приветствует учеников. Настраивает их на работу, желает успеха на занятии.

- Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть Вас. Рада, что Вы пришли на урок за новыми знаниями с хорошим настроением. Присаживайтесь.

- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок.

- Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- На нашем уроке

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.


Приветствуют учителя



Фронтальная

Формирование УУД:

Регулятивные: волевая саморегуляция;



2. Актуализация знаний.

Цель учителя:

Создать условия для прогнозирования цели.

Цель учащихся:

Умение определять цель деятельности

применение изученных знаний при решении учебной задачи;


3. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока.

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.

Учащиеся отвечают на вопросы , которые подводят к названию новой темы.

- Поднимите руки, кто из вас, ребята, любит путешествовать?
-А на каком транспорте вам нравится путешествовать?

-В каких городах нашей страны вы побывали?
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, на каком виде транспорта путешествовать мы будем.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)
-Правильно, мы будем путешествовать на автобусе!
- Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете, где мы будем путешествовать.

Над Темзой плывут туманы,

Над Европой нависли тучи,

А где-то шумят океаны,

Водопады срываются с кручи.

Но что до заморских диковин,

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу позвали.

Я могла бы их вечно слушать,

Ни о чем другом не просить.

Сам Господь надел мне на душу

Золотое кольцо Руси.

(Татьяна Будкова.)

- Куда мы с вами отправимся?
- Правильно, мы совершим заочное путешествие по Золотому кольцу.
-А что такое Золотое кольцо России и почему оно так называется?
- В конце урока вы сможете правильно сами ответить на эти вопросы.
-Посмотрите в учебнике на план размещения городов в Золотом кольце на странице 86
- На что он похож?

 

-Города расположены почти кольцом, беря своё начало в столице нашей Родины – Москве.
- Посмотрите на карту и покажите столицу нашей Родины.
-Туристический маршрут по Золотому кольцу очень популярен. И мы отправляемся в путь. Для путешествия нам нужны маршрутные листы. Они есть у нас в рабочей тетради с.53

Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название и записать его в соответствующее место на карте. 
-Еще нам будут помогать в путешествии экскурсоводы. Они нам расскажут о городах Золотого кольца.

А экскурсоводами я предлагаю стать вам самим. Для этого вы разделились на группы. У каждой группы есть информационные тексты.

Ваша задача- изучить информацию, выбрать наиболее важное и кратко рассказать о городе. Также у каждой группы есть фотографии достопримечательностей, о которых вы тоже расскажете. Еще вы можете пользоваться учебником на стр. 87-95

Время на подготовку – 7 минут. Вы должны выбрать в своей группе представителей, можно двух человек, которые выйдут и расскажут нам о городе.
Правила работы в группе просты и все об этом знаете:

1.Уважай своего товарища.

2.Умей каждого выслушать.

3.Не согласен – предлагай!


Поднимают руки.
Ответы детей.
- На автобусе

- в путешествие по золотому кольцу
Ответы детей

Смотрят план размещения в учебнике
- на кольцо

Показывают на карте столицу.


Выбирают двух человек, которые будут экскурсоводами.




Фронтальная


Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь формулировать учебную проблему и цель;

- проявлять готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.


4. Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление знаний обучающихся по теме «Задачи на части»; восприятие новой темы.


Объяснение нового материала.


Работа с учениками.

- Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь. До первого города всего 60 километров на северо-восток..... Итак, двигаемся в Сергиев Посад.

- Запишите данный город на маршрутном листе.

- Наши экскурсоводы подготовили для вас сообщения о городах. Итак, давайте их послушаем.

1. Город Сергиев-Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

- В конверте у вас лежат фотографии достопримечательностей, давайте их рассмотрим.
Отправляемся дальше в город . Как вы думаете какой следующий город, давайте посмотрим на карту в учебнике
-Запишите город на маршрутном листе.

- Давайте прослушаем рассказ о следующем городе

2. Переславль-Залесский – был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные музеи.

- Давайте посмотрим на фото какие же музеи есть в этом городе. 

- Итак, давайте прочитаем название музеев этого города.

- Ну , что как ваше настроение ?
- Наш автобус продолжает свой путь
- Итак, мы приехали в город.... А в какой вы мне скажите сами, посмотрев на карту в учебнике.

- Запишите на маршрутном листе

3. Ростов - информация об этом городе мы будем искать сами в учебнике на странице 88.
- Итак, ребята, встретилось новое для вас слово «финифть». Что это?

- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов?

- Следующая остановка на нашем маршруте — город Углич. Запишите в маршрутном листе.

- Слушаем наших экскурсоводов.

4. Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».
- Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Давайте отметим его на своих маршрутных листах. Про Ярославль я расскажу вам сама.

5. Ярославль— самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

- А какое настроение у вас после посещения города Углича?.

- Ребята, мы с вами долгое время находимся в автобусе, пора сделать остановку для зарядки.


Дети смотрят на карту и отвечают. Переславль-Залесский.


Ответы детей

Дети смотрят карту и называют город.

-Ростов
Дети ищут информацию и зачитывают её.

Финифть- это очень красивые украшения с эмалью.

Ответы детей.


Дети внимательно слушают.

Дети слушают.





Регулятивные:

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

Коммуникативные:_-_вступать_в_диалог_и_участвовать_в_коллективном_обсуждении_проблемы;-_аргументировать_свои_высказывания;Познавательные'>Коммуникативные:

- вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-  аргументировать свои высказывания;

Познавательные:

- умение читать и составлять задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы


5.Физкультминутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.


Проведение физкультминутки


Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполняют физкультми-нутку






Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.


6. Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление знаний обучающихся по теме «Задачи на части»; восприятие новой темы.


Объяснение нового материала.


Работа с учениками.


- Путешествие наше продолжается. И мы отправляемся в следующий город. 

- Наша следующая остановка. Это город Кострома. Отметьте его на маршрутном листе.
- Посмотрите на изображение. На что похож вид сверху этого города?



- 6. Кострома. Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия — Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...

- Продолжая двигаться по маршруту Золотого кольца, мы останавливаемся в городе Плес. Прочитайте об этом городе в учебнике на стр. 90-92. И обязательно укажите этот город на своем маршрутном листе.

7. Плёс - информация о городе на стр.92

- Что узнали об этом городе? 
- Итак, мы приехали в еще один замечательный город. Город Иваново. Отметьте город на карте.

8. В городе Иваново сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем».

- Следующий пункт нашего маршрута – город с интересным названием Суздаль. Чтобы узнать об этом городе, предлагаю найти информацию в учебнике на стр. 93. А также не забываем отмечать город на маршрутном листе.

9. Суздаль - информация о городе в учебнике на стр. 93

- Мы узнали о городе Суздале, и теперь настало время отправиться в последний город Золотого кольца. С каким настроением вы отправляетесь в последний город?

- Итак, последний город в который мы отправимся , это Владимир. Отметим на маршрутных листах

10. Владимир. Владимир основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Главная достопримечательность – Золотые ворота.

- Итак, - Наше путешествие заканчивается там, где начиналось. Где?
- Всё верно.


Отмечают город.

- На веер

Слушают рассказ учителя.

Ответы детей.


Ответы детей.

В Москве



Фронтальная

Регулятивные:

- контролировать процесс собственной учебной деятельности и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

Коммуникативные:

- вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-  аргументировать свои высказывания;

Познавательные:

- умение читать и составлять задачи по заданной схеме;

- умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания и делать выводы


7.Этап первичного закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (самостоятельно).


Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Отвечают на вопросы



Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России. 

1. Город, который еще в старину называли Великим.  (Ростов)

2. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый.  (Ярославль)

3. Город, улицы которого расположены в виде веера.  (Кострома)

4. Город, в котором находятся Золотые ворота. (Владимир)

5. Город, основателем которого является Юрий Долгорукий. (Переяславль-Залесский)

6. Город из Золотого кольца, о котором мы не сказали? (Москва)

Именно, с этим городом вы подробно познакомитесь в след. учб.году.

А пока скажите мне, какие достопримечательности этого города вы знаете? (Красная площадь, Кремль)

Вы совершенно правы.


Ответы детей

Самостоятельная, Фронтальная

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы с опорой на правила.


7. Рефлексия.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Наше путешествие по Золотому кольцу закончено. 

Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города?

Почему эти города все вместе называются кольцом?

Почему золотым?

Давай попробуем оценить свои ответы.






Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать отметки

Личностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности