ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В. И. Вернадского»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
(структурное подразделение)
Кафедра экономики предприятия
ЭССЕ
по дисциплине «Ценовая политика бизнеса»
Вариант 3
Обучающийся 1 курса,
группы Э-м-о-223,
направления подготовки 38.04.01 «Экономика»
профиля «Экономика
предприятий и организаций»
очной формы обучения
Бойко Артём Николаевич
Преподаватель:
к.э.н., доцент, Ергин С.М.
Симферополь, 2022
Границы рынка
I. продуктовые - заменяемость в потреблении
II. временные - длительность периода потребления, наличие барьеров входа
III. локальные - острота конкуренции, наличие барьеров входа
Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями. Количественными показателями являются:
1) численность продавцов, действующих на данном рынке;
2) доли, занимаемые продавцами на рынке;
3) показатели рыночной концентрации.
К числу качественных показателей относятся:
1) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости. При этом потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые:
а) имеют материально-техническую базу, кадры и технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
б) изготовляют данный товар, но не продают его на территории данного товарного рынка;
2) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяют определить его тип. Так, различают типы рынка в зависимости:
а) от концентрации (выделяются высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки);
б) от развитости или неразвитости состояния конкурентной среды. Определение границ, структуры и тип рынка необходимо для разработки соответствующим государственным органом системы мер, направленных на его регулирование в
целях поддержания конкурентной среды, создания условий для удовлетворения спроса и предложения субъектов.
Также выделяют и временные границы. Основной временной границей является календарный год. Процесс планирования на будущий год проходит с сентября по декабрь. Планирование и отчетность, в том числе фискальная, производится синхронно - по календарному году. Изменения в текущем плане отражаются дополнениями к действующему плану, управляющие воздействия осуществляются по отклонениям. Год разбивается на кварталы, кварталы на месяцы. Для крупных конвейерных линий и больших сборочных производств составляются недельные, дневные и почасовые графики. При этом важно помнить, что основная часть работы по составлению графиков для производственных подразделений ранее разрабатывалась вручную и, если представить, что план в течение года (квартала, месяца) существенно изменялся, то изменение графиков было работой не из легких.
Определение товарных границ рынка базируется на мнении покупателей, как индивидуальных, так и корпоративных, о взаимозаменяемости товаров, входящих в одну товарную группу. Если возможно нарушение антимонопольного законодательства, то границы рассматриваются применительно к покупателю продукции (монопсония). В этом случае в вопросе взаимозаменяемости продукции определяющим является мнение ее продавца. Рассматриваемый товар может торговаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки необходимо анализировать обособленно. В частности, товар может торговаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для корпоративных целей или последующей перепродажи, или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа товара конечному потребителю преимущественно для личного использования. Дэвид В. Кревенс в книге «Стратегический маркетинг» представляет свое видение товарных границ рынка (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Продуктовые границы рынка
Можно отметить уровни конкуренции, исходя из продуктовых (товарных) границ рынка: марок, товара, категории, рода.
Определение продуктовых границ товарного рынка (пример на рис. 2.2), по мнению Федеральной антимонопольной службы, основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимной заменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. В случае, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к покупателю продукции, определяющим в вопросе взаимной заменяемости продукции выступает мнение ее продавца. Мнение покупателей, по мнению ФАС, может и должно определяться в результате сплошного или выборочного опроса потребителей или анализа предметов договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.
Рис. 2.2. Пример структуры товарного рынка
Приведу в пример предприятие по регистрации фирм, регистрируют ООО, ЗАО и так далее.
Таких фирм к примеру, в Москве – тысячи. Однако одна из них заслуживает отдельного описания. Набор товаров – как у многих других, регистрация, ликвидация фирм и так далее. А вот границы товаров – совершенно другие. Во-первых, время работы: трудятся с 8.30 до 21! Граница по времени работы фирмы как нельзя лучше вписывается в график клиентов. Работают и утром и вечером. Можно приехать после работы, можно до, удобно! Во-вторых, всю "первичку" типа паспортные данные предпринимателя, контактная информация и прочие данные можно скинуть по интернету или просто продиктовать по телефону! В итоге, на фирме уже готовят документы к приезду заказчика, и клиент экономит целый день. Учитывая московский трафик, то время работы и первые шаги по регистрации, дают этой фирме неоспоримое преимущество! Итак, клиент в данной организации начинается с момента звонка по телефону или с переписки по mail. А где кончается? Да бывают случаи, что и не кончается. После регистрации предлагают вести бухгалтерию, сдавать балансы и так далее. Расположена это организация, с учетом московского трафика более чем удобно. Можно на машине, можно на метро, проблем добраться нет!
Что продает такая фирма? Регистрацию предприятий? Да, конечно, регистрацию. Но покупают у нее, весь пакет документов, плюс бухгалтерия или аудит при необходимости.