Файл: 1. Дайте определение методологии и метода. Рассмотрите разные классификации методов исследования в психологии, например, по Б. Г. Ананьеву. Охарактеризуйте основные эмпирические методы исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Дайте определение методологии и метода. Рассмотрите разные классификации методов исследования в психологии, например, по Б.Г.Ананьеву. Охарактеризуйте основные эмпирические методы исследования.)

Методоло́гия — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира.

Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода– внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере же науки метод формируется сознательно и целенаправленно.

С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Б.Г.Ананьев подчёркивает особое значение вопроса о классификации методов: «... нужно располагать хотя бы ориентировочной классификацией методов исследования, уже существующих в психологии и взаимодействия которых определяют структуру её методов. Нельзя не отметить, что этим предварительным условием мы фактически не обладаем, так как из всей структуры методов современной психологии методологическому анализу в таком направлении подвергались преимущественно экспериментальные и математические методы, в неизмеримо меньшей степени - генетические; все остальные методы современной психологии остаются вне поля зрения современной методологии».

Проанализировав классификацию методов психологического исследования, разработанную болгарским учёным Г.Д. Пирьовым, Б.Г.Ананьев предложил свою классификацию.

Согласно Г.Д. Пирьову, могут быть выделены следующие методы психологического исследования:

1) наблюдение, подразделяющееся на объективное наблюдение и самонаблюдение;

2) эксперимент, в котором могут быть выделены лабораторный, естественный и психолого-педагогический;

3) метод моделирования;

4)
метод психологических характеристик;

5) вспомогательные методы (физиологические, фармакологические, биохимические, математические и т.д.);

6) специальные методические подходы.

Как отмечал Б.Г.Ананьев, классификация Г.Д. Пирьова «во многом соответствует современному состоянию научного аппарата современной психологии». Вместе с тем, она имеет очевидные недостатки, что побудило ученого к разработке собственной классификации методов психологического исследования.

По Б.Г.Ананьеву, «необходима такая рабочая квалификация методов исследования, которая соответствовала бы порядку операций в научном исследовании, определённому целостному циклу современного психологического исследования. Планирование и программирование исследования не ограничиваются определением проблемы и реализацией её совокупности тем. Планируются и программируются система методов и порядок их применения, связанные с гипотезами и концепциями исследования, основанными на критическом анализе истории и состояния вопроса, обобщении итогов предшествующего исследования».

Б.Г.Ананьевым выделяются следующие группы методов:

1) организационные (в эту группу входят сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный);

 2) эмпирические (в эту группу входят обсервационные, экспериментальные, психодиагностические методы, праксиметрические и биографические методы);

2. Начальник отдела А. – педантичный, целеустремленный человек, сдержанный внешне, одевающийся очень неброско. Стиль управления – авторитарный. Требует строгого соблюдения дисциплины. В его отделе работает очень общительный сотрудник Б., который любит быть в центре внимания, веселить людей, что, однако, не мешает ему успешно выполнять задания. Начальника считает занудой и «сухарем». Начальник недолюбливает Б. за его демонстративность и веселость, кажущуюся легкомыслием. Кроме того, постоянные шутки Б. вызывают у А. подозрение, что Б. пытается подорвать его авторитет. Поэтому он ищет повод убрать Б. из отдела, собирает понемногу информацию о промахах Б.

Какие акцентуации характеров просматриваются у данных личностей? Ответ обоснуйте.


У сотрудника можно увидеть гипертимическую акцентуацию, о чем свидетельствует его чрезмерная веселость. Из текста видно, что сотрудник Б. разговорчив, очень энергичен, что еще раз подчеркивает данный тип акцентуации. Демонстративный тип тоже ярко выражен тем, что он стремится быть в центре внимания.

Что касается начальника, то можно сказать, что его тип дистимичный. Так как он тяготится шумным обществом, считая веселость сотрудника легкомыслием. И, конечно, педантичный тип, т.к. в тексте делается на это упор. Еще можно отметить застревающий тип, т.к. он занудлив и стиль его общения –авторитарный.
3. Еще в начале 20 в. А. Бине предлагал разным испытуемым описать показанную им папиросу в объективных терминах и обнаружил, что одна группа описывала папиросу так: «Это длинная бумажная трубка, с одной ее стороны сквозь тонкую бумажку просвечивает шероховатая коричневая масса…», а другая так: «Это душистая папироса, ею приятно затянуться, когда устанешь, приятно вдохнуть ее аромат…».

Чем, на ваш взгляд, обусловлена такая разница в восприятии, ведь объективно обе группы наблюдали одну и ту же папиросу?

На мой взгляд, все дело в ощущениях. Так, например, испытуемые, описывающие папиросу внешне, скорее всего не пробовали ею затянуться, поэтому можно говорить об экстероцептивных ощущениях.

Испытуемые, которые пробовали ее, делают упор на другие ощущения –внутренние, т.е. интероцептивные.