Файл: Сделать анализ экономической ситуации и спроса на услуги сотовой связи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ
2.1 Современные тенденции развития рынка в России
Рынок сотовой связи в 1 квартале 2009 года: прирост активных абонентов уменьшился на 77% за год2009-05-13 13:08:49 | MForum Analytics

MForum Analytics представляет результаты исследования рынка сотовой связи в России: прирост абонентской базы сотовых операторов, увеличение числа активных сим-карт, а также распространение мобильной связи в регионах.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В I КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА:

  1. в I квартале 2009 года количество активных абонентов сотовой связи в России составило 96,4 млн. человек, активных сим-карт - 112,4 млн. штук

  2. на 1 активного абонента в 1 квартале 2009-го приходилось в среднем 1,17 активных сим-карт

  3. по итогам 1 квартала 2009 года относительно аналогичного периода 2008 года прирост количества активных абонентов уменьшился на 77%, а активных сим-карт – на 43%

  4. в Сибирском округе за 1 квартал 2009-го уменьшилась доля активных сим-карт на 1%

  5. в Центральном регионе в 1 квартале прирост абонентов составил 6%, активных сим-карт – 9%

  6. в регионах РФ число активных сим-карт и абонентов осталось неизменным, либо снизило темпы роста

КОЛИЧЕСТВО АБОНЕНТОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ В РФ ПО ДАННЫМ НА I КВАРТАЛ 2009 ГОДА:

маркетинговый исследование анкетирование сотовый

По данным MForum Analytics, в I квартале 2009 года количество активных абонентов сотовой связи в России составило 96,4 млн. человек, что всего на 0,3 миллиона больше чем в конце 2008 года. Активных сим-карт в стране насчитывается 112,4 млн. штук – их прирост составил 0,6 миллионов. Учитываемых операторами сим-карт стало больше на 3 миллиона: их количество превысило показатель в 190 млн. Аналитики компании отмечают, что, несмотря на неплохую динамику прироста количества сим-карт по данным операторов, рост числа активных абонентов и активных сим-карт в I квартале 2009-го приостановился.
Таблица 1 - Абонентская база сотовых операторов РФ по итогам I квартала 2009 года

Абонентская база

Абонентская база на конец 1 квартала 2009 года, млн.

Прирост абонентской базы в 1 квартале 2009 года, млн.

По учитываемым операторами сим-картам

190,8

+3,0

По активным сим-картам

112,4

+0,6

По активным абонентам

96,4

+0,3



Разница в количестве активных сим-карт (хотя бы раз в месяц используемых для потребления услуг сотовой связи) и абонентов объясняется тем, что немало абонентов сотовой сети РФ имеет в активном пользовании более одной сим-карты. По итогам I квартала на одного активного абонента в среднем приходится около 1,17 активных SIM-карт. Это всего на 0,01 больше показателя 2008 года.

Таблица 2. Степень проникновения сотовой связи в РФ по итогам I квартала 2009 года

Степень проникновения

Степень проникновения на конец 1 квартала 2009 года

Рост степени проникновения в 1 квартале 2009 года

По учитываемым операторами сим-картам

131,4%

+2,1%

По активным сим-картам

77,4%

+0,4%

По активным абонентам

66,4%

+0,2%


По активным абонентам степень проникновения в РФ по итогам 1 квартала 2009 года достигла уровня 66,4%, по сим-картам – 77,4%. Более единицы рост степени проникновения в 1 квартале достиг только показатель учитываемых операторами сим-карт.

В целом, по итогам 1 квартала 2009 года относительно аналогичного периода 2008 года прирост количества активных абонентов уменьшился на 77%, а активных сим-карт – на 43%.

ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Что любопытно, количество абонентов в регионах РФ от общей абонентской базы страны за прошедший квартал практически не изменилось: только в Сибирском лицензионном регионе количество активных сим-карт уменьшилось на 1%.

По объёмам прироста абонентских баз в РФ за последние 12 месяцев картина не так однозначна. На первую позицию вырвался Центральный округ, где прирост активных сим-карт составил без малого треть (с 22% в конце 2008-го до 31% по итогам I квартала 2009-го), а как доля абонентов выросла примерно на четверть (27% с 21%). Поволжский регион, демонстрировавший по итогам 2008-го 22%-ную динамику по обоим показателям сместился на 2 позицию и показал прирост на 16%.

В Сибири прирост активных абонентов сохранился на прежнем уровне, тогда как прирост активных сим-карт за последний месяц снизился на 2%. Н Дальнем Востоке к началу 2009-го прирост показателей составлял 13% - прирост сим-карт сократился, а абонентов – составил 1%.

Уральский снизил прирост на 1% по обоим показателям. В Северо-Кавказском регионе прирост активных сим-карт уменьшился на 1%, зато на Северо-Западе доля активных абонентов приросла на 2%, а активных сим-карт - на 3%.


Тем самым мы видим тенденцию к снижению темпов распространения сотовой связи (по активным сим-картам и абонентам) в регионах РФ, тогда как Центральный и Северо-Западный лицензионные округа, включающие в себя Москву и Санкт-Петербург, продолжают активно общаться.

Что касается увеличения числа активных абонентов в 1 квартале 2009 года в регионах, то больше всего их появилось в Республиках Саха и Бурятия, Читинской области в Дальневосточном лицензионном регионе, Республике Тыва и Алтайском крае в Сибирском, а также в Еврейской АО. Таким образом, тенденция прироста активных абонентов в сравнительно богатых и промышленно развитых регионах, заложенная в 2008 году, продолжает проявляться, несмотря на общероссийскую тенденцию снижения темпов роста.
2.2 Определение проблемы и целей исследования
Многие новгородцы являются пользователями услуг сотовой сети. На рынке связи на данный момент существует 4 компании: Мегафон, МТС, Билайн и Теле2. Безусловно, потребители сталкиваются с большим выбором представленного ассортимента каждого оператора. Поэтому развитие новгородского рынка требует детального изучения своего покупателя, его предпочтений и вкусов.

Для детального изучения предпочтений пользователей сотовой связи и услуг, предоставляемых сотовыми компаниями в целом, использовалась очень распространенная форма опроса – анкетирование, т.е. заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов.

Для проведения исследования был выбран метод опроса, а именно анкетирование. Так при организации опроса уделяют внимание тактике опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц, необходимо следовать определенному порядку проведения опроса:

1) подготовительные мероприятия:

  • определение объема информации

  • предварительное исследование

  • разработка плана опроса

2) разработка проекта анкеты:

  • развитие тестов-вопросов

  • проведение теста-исследования

3) обоснование методов выбора опрашиваемых:

  • сплошной или выборочный опрос

  • определение вида выборки.

Так как цели данного исследования – это, во-первых, необходимо выявить каких операторов сотовой связи предпочитают потребители, во-вторых, выявить требования потребителей к услугам сотовой связи, в-третьих, выявить замечания, которые имеют потребители по качеству предоставляемых услуг сотовой связи, в-четвертых, сформулировать рекомендации на основе проведенного исследования. Для этого была разработана анкета, с помощью которой проводилось исследование.

2.3 Характеристика анкеты
Анкета - таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент.

Анкета, с помощью которой проводилось исследование, представляет собой список вопросов, на которые должены ответить опрашиваемые (респонденты). Так как анкетирование является распространенным способом опроса в маркетинге, то в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи.

Поскольку перечень возможных вопросов не поддается жесткой регламентации, они составлялись в зависимости от цели – изучение потребительских предпочтений на рынке сотовой связи, объекта исследования – 100 жителей города Санкт Петербург и собственных возможностей, т.е. предлагались собственный набор и формулировки вопросов, учитывая существование определенных правил и нормативов, следовать которым обязан каждый исследователь.

В общих чертах про анкету можно сказать следующее:

- формулировка вопросов является конкретной, ясной и однозначной;

- анкета лаконичная и содержит оптимальное количество вопросов;

- анкета не содержит лишние вопросы;

- в тексте анкеты использоваться общепризнанная терминология;

- анкета не является монотонной, не навевает скуку и не вызывает усталость.

Анкетный опрос проводился в письменной форме (метод саморегистрации), когда респонденты заполняли собственноручно анкету, которая раздавалась через родственников, друзей и знакомых. Конечно при таком способе заполнения анкеты выявился недостаток – определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет была испорчена или вообще не возвращена.

Схема анкеты включает три блока:

  1. введение, где указывается цель опроса;

  2. сведения об опрашиваемых (реквизитная часть, или паспортичка);

  3. перечень вопросов, характеризующих предмет опроса (основная часть);

Во введении (преамбуле) в краткой форме сообщается о том, зачем проводится данное исследование. Также введение дает инструкцию по заполнению анкеты. Здесь же респондент информируется о том, что его мнение очень важно для интервьюера.


В реквизитной части (паспортичке), состоящей из первых двух вопросов, приводится информация, касающаяся респондентов: возраст и пол.

Основная часть анкеты состоит из 16 вопросов, что является оптимальным количеством, обеспечивающим полноту информации. Все вопросы составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов, не вызвать негативную реакцию с их стороны.

Вопросы данной анкеты классифицируются по степени свободы, характеру ответов и форме вопросов. Они подразделяются на:

1) Открытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которого собирается первичная маркетинговая информация; он дает возможность опрашиваемому отвечать своими словами, что позволяет последнему чувствовать себя при ответе достаточно свободно, приводить примеры. Открытые вопросы часто даются в начале анкеты для «разминки» респондентов. Так как они сложны для обработки, в данной анкете открытые вопросы не использовались.

2) Закрытый вопрос - вопрос анкеты, с помощью которого собирается первичная маркетинговая информация; он включает все возможные варианты ответов, из которых опрашиваемый выбирает свой. Существует три типа закрытых вопросов:

  1. альтернативный (дихотомический). Предполагает ответ типа «да» или «нет», третьего не дано (простой, закрытый, альтернативный вопрос). Альтернативные вопросы очень просты в применении. Их интерпретация проста и однозначна. Вопросы № 15, 16, 17, 18;

  2. многовариантного выбора, например: «Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе сотового оператора?», где существуют следующие варианты ответов: «цена», «качество», «доступность» , «зона покрытия сети», «привлекательность и многообразие тарифных планов», «др. вариант ____», где можно выбрать наиболее подходящий вариант (зачеркнуть, оставить, обвести в кружок). Основным недостатком вопросов с многовариантным выбором являются трудности формулирования всех возможных вариантов ответов. Вопросы № 2, 4, 5, 7 - 14 ;

  3. шкальный вопрос. Предполагает наличие какой-либо шкалы: оценочной (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, ужасно); важности (исключительное, важное, среднее, небольшое, ничтожное); шкалы Лейкерта (абсолютно согласен, не уверен, не согласен, неправда). Вопрос № 6.

Важная роль в анкете отводится так называемым фильтрующим вопросам