Файл: 1. Теоретическая основа общей физической подготовки. 3 Общая физическая подготовка понятие, цели и задачи. 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание Лист

Введение. 1

1. Теоретическая основа общей физической подготовки. 3

1.1. Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи. 3

1.2 Средства общей физической подготовки. 5

2. Влияние упражнений общей физической подготовки 7

на студентов высшего образования.

3.Влияние упражнений общей физической подготовки на студентов

СПО. 9

3.1. Возрастные особенности и возраст 16-18 лет. 9

3.2. Функции физической культуры. 12

Заключение. 14

Список литературы. 15
Введение

Для того, чтобы правильно оценить влияние физической культуры на профессиональную деятельность выпускников ВУЗа, необходимо прежде всего рассмотреть значение и роль физической культуры в жизни человека вообще, не зависимо от его профессиональной принадлежности, характера и рода будущей работы. Необходимо выявить основу здорового образа жизни, физического совершенства, после чего рассмотреть специфические особенности, специализирующихся на определенном виде профессиональной деятельности, имеющие свои условия труда. Для каждой категории работников предъявляются разные требования к состоянию работника, его физической силе, здоровью.

После того, как будут рассмотрены общие и специальные черты физической культуры, как одного из важнейших показателей уровня жизни человека, определиться и ее значение как в жизни человека вообще, так и в его профессиональной деятельности, а в частности в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста экономики.

Для изучения влияния физической культуры на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо учитывать как постоянно существующие факторы, которые не менялись на протяжении многих лет, так и веяния новых времен, которые ставят перед человеком задачу все больше и больше совершенствоваться и развиваться, в том числе и совершенствовать свое физическое состояние и здоровье.

Кроме того, значение и роль физической культуры должны рассматриваться с позиций не только различных возрастных категорий людей, но и с позиций их социальной и профессиональной ориентации.

Предмет физическая культура, который преподается в ВУЗах, кладет еще один пласт в общем физическом состоянии человека, его здоровье, физической подготовленности и физическом совершенстве. Однако он имеет большее значение, чем та же физическая культура в школьном возрасте и школе. Так как в ВУЗе физическая культура преподается на более высоком уровне и воспринимается более осознанно
, с пониманием ее значения и роли в жизни человека и общества.

Для более полного осознания значения физической культуры необходим правильно разработанный методический и методологический подход к преподаванию и изучению физической культуры, занятиям спортом и физическими упражнениями.

Чтобы понять и оценить значение и роль физической культуры в жизни человека вообще, и в профессиональной деятельности, не надо ждать, когда наступит время и вы реально почувствуете нехватку физической подготовленности, когда вы осознаете что упустили момент, когда надо было более тщательно физически совершенствоваться, тренироваться, заниматься физическими упражнениями. Начните сегодня заниматься своим здоровьем, пока еще не поздно.

Прогрессивный ритм нашей жизни требует от нас все большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое должно достигаться с помощью занятий физической культурой.

1. Теоретическая основа общей физической подготовки.

1.1. Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или спорта.

Цель общей физической подготовки состоит в повышении функциональных возможностей и общей работоспособности организма человека.

ОПФ ставит перед собой следующие задачи:

  • укрепить и сохранить здоровье

  • совершенствовать телосложение

  • поддержать на высоком уровне развитие функциональных возможностей организма;

  • развить основные физические качества, а именно: силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость;

создать надежную основу для развития специальной физической подготовленности к конкретным видам предстоящей деятельности (трудовой, военной, бытовой).

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и, т.е. необходима специальная подготовка.


Необходимо отметить, что правильно подобранная нагрузка, как по величине, так и по режиму выполнения вызывает положительные сдвиги в степени тренированности организма, то есть развитии физических способностей и повышении спортивных результатов. Характер воздействия физической тренировки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного воздействия.

1.2 Средства общей физической подготовки.

К основным средствам ОФП относятся физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), к дополнительным – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на решение задач физического воспитания. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений (циклических, ациклических, динамических, статических, аэробных, анаэробных и др.) велико. Они различны по форме, содержанию, направленности.

На сегодняшний день предложено большое количество классификаций физических упражнений. Наиболее подходящей была выбрана классификация физических упражнений по признаку их преимущественной

направленности на развитие отдельных физических качеств:

  • скоростносиловые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т. п.);

  • упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т. п.);

  • упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т. п.);

  • упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

Приведенная классификация считается общей, наряду с ней существуют классификации физических упражнений для отдельных специальных дисциплин. Биомеханика предлагает разделение упражнений на циклические, ациклические и смешанные.

Циклические упражнения предполагают один и тот же постоянно повторяющийся цикл действий. Каждый цикл тесно связан с предыдущим и последующим.


Ациклические упражнения – это такие упражнения, для которых не характерна повторяемость циклов, они представляют собой череду фаз движений и имеют четкое завершение. Суть нестандартных ациклических упражнений заключается в том, что их реализация целиком зависит от ситуативных условий, в которых они должны быть выполнены.
2. Влияние упражнений общей физической подготовки на студентов высшего образования.

В современных условиях всестороннее и гармоничное развитие молодого человека является жизненно необходимым. Физическая закалка является неотъемлемой составляющей гармоничного развития молодого человека, является, в свою очередь, залогом будущего государства. Одним из направлений, которое влияет на состояние здоровья, является активно-спортивный образ жизни, который имеет особое значение для людей молодого возраста. Поэтому занятия спортом уже становятся катализатором жизненной активности, условием и неотъемлемой частью гармоничной и полноценной жизни. Одним из условий развития личности будет являться физическая подготовленность. Спорт в сочетании с схожими средствами воспитания спорт будет способствовать всестороннему развитию студента. Спорт не только развивает физическое тело, но и влияет на моральные качества, волевую и эмоциональную сферы. Так же занятия спортом несут положительное влияние на интеллектуальную сферу. Ученые считают, что спортивные соревнования являются лучшим естественным стимулом для проявления предельных усилий: при мышечном напряжении, при напряжении внимания, при выполнении действий в условиях утомления, направленных на соблюдение режима, на преодоление страха и неуверенности. Физические упражнения влияют не только на отдельный орган, а на весь организм в целом через нервную систему. Поэтому даже при незначительных физических нагрузках человек сразу отмечает изменения, которые происходят в многих органах и системах. Ученый А. Крестовников выявил, что у бегунов процент кислорода, который усваивает организм при небольшом ускорении дыхания, увеличивается практически в два раза, что в свою очередь улучшает питание тканей кислородом, а на саму работу дыхательного аппарата кислорода расходуется меньше. В деятельности сердечно-сосудистой системы заметна схожая реакция на физические упражнения: начинает ускоряться пульс (на 40–50 %) и увеличивается разница между систолическим и диастолическим артериальным давлением. Как отмечают ученые, такое увеличение амплитуды артериального давления может свидетельствовать об увеличении ударного объема сердца. То есть, количество крови, которое сердце может выбросить за одно свое сокращение. Следовательно, начинает увеличиваться и минутный объем крови. Органы и ткани получают больше обогащенной кислородом крови за единицу времени, что улучшает их работу и питание. Именно почему в лечении больных с сердечно-сосудистой системой широко применяется лечебная физкультура. Систематические занятия физическими упражнениями влияют на заметные изменения и в обмене веществ. Улучшается здоровый аппетит и функции желудочно-кишечного тракта. Также под влиянием длительного применения лечебной физкультуры нормализуется кислотность кишечника. Активизируются желчевыделительная функция печени и мочевыделительной функция почек под влиянием физических упражнений. Стоит заметить, что систематические занятия физической культурой позитивно влияют на организм как здорового, так и больного человека. Преподавательский практический опыт показывает, что студенты, которые систематически занимаются физической культурой, проявляют более высокую активность. У них вырабатывается определенный режим дня, наблюдается развитие социально ориентированных установок и более высокий жизненный тонус. У этой категории студентов в большей степени проявляется ответственность, чувство долга, добросовестность к занятиям, собранность во время ответов. Они успешнее взаимодействуют в работе, которая требует систематических напряжений организма, им легче дается самоконтроль. Все это указывает на значительно-положительное влияние систематических занятий спортом в процессе занятий в ВУЗе. Также отметим, что спорт является эффективным средством физического воспитания.


3.Влияние упражнений общей физической подготовки на студентов СПО.

3.1. Возрастные особенности и возраст 16-18 лет.

Различают 3 типа созревания: органический, половой, социальный. Подход к подростковому возрасту как к историческому образованию (особенности протекания и продолжительности зависят от развития общества), причем структура потребностей и интересов определяется социально-классовой принадлежностью подростка. Проблема интересов (ключ ко всей проблеме психологии развития подростков) – они оказывают влияние, систематизируют все психологические функции. Новые интересы развиваются на новой биологической основе.

Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Важнейшее интеллектуальное приобретение – умение оперировать гипотезами, а также дедукция и индукция. Развитие самосознания находит выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труд. Активно совершенствуется самоконтроль: вначале – контроль по результату, затем способность выбрать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Происходит перестройка памяти (преобладание логической над механической). Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом возрасте. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание – восстановление материала по этим отношениям (вспоминать – значит мыслить). Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности (умение вступать в контакт, расположение и взаимопонимание).

Развитие мышления – овладение процессом образования понятий, воображение «уходит» в сферу фантазий, развитие рефлексии. Склонность к экспериментированию, т.е. нежелание принимать все на веру. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения.

Особенности развития: трудности в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, доминанта вне школы), поиски друга, кто может понять, ведение дневника (выражение интимных переживаний, сомнений, наблюдений). Главный вопрос: Кто я? Нет больше разницы со взрослыми, требование таких же прав, чувство взрослости (потребность в признании взрослости со стороны окружающих).