Файл: Сфера интересов и история возникновения и развития организационной психологии.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Управление.
ДОКЛАД
На тему: «Сфера интересов и история возникновения и развития организационной психологии»
Выполнил: Яхьёев Исматуллохон Гаибулложонович
группа ЛБМо-201
Приняла: Борзова Аделина Ермековна
Возникновение направления
Отцом организационной психологии можно назвать американского психолога У. Д. Скотта. Им было положено начало психологии менеджмента в виде разработки рекламного агентства, в работе которого он обосновал потребность в учете психологических особенностей потребителей в процессе формирования рекламного продукта. Далее Скоттом была открыта консалтинговая компания, занимающаяся консультированием руководителей американских бизнес-компаний.
В начале 20 века этот же управленец впервые внедрил на практике применение психологических знаний для решения проблем, которые могут возникнуть в мире бизнеса. Также он был первым, кто стал использовать психологию для рекламных нужд, отбора кадров и менеджмента. На рубеже 19-20 веков он рассматривал потенциальные возможности психологии в рекламном бизнесе и управлении.
Существенный вклад в продвижение психологического знания в организационную практику был внесен немецким психологом Мюнстербергом, который был преподавателем Гарвардского университета и являлся одним из первых психологов, которые осуществляли психологические исследования в реальных условиях производства.
Публикации, исследования и деятельность этого ученого как консультанта повлияли на рост воздействия организационной психологии на мир бизнеса. Знаменитую работу Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» в настоящее время используют психологи, поскольку в ней содержится важная и полезная информация, касающаяся следующих вопросов:
- организация профессионального отбора
- формирование системы стимулирования труда
- оптимизация рекламной практики и др
Развитие организационной психологии
К середине 20-х гг. 20 века область приложения знаний организационных психологов стала значительно расширяться. Это происходило благодаря знаменитым исследованиям Э. Мейо, которые он провел в городе Хоторне (штат Иллинойс) на заводе компании Western Electric.
Данная программа была выстроена в качестве формирующего эксперимента, при этом рекомендации, которые были сформулированы на ее основе, дали возможность психологам убедиться, что они способны решить не только вопросы в сфере отбора кадров или их расстановки, но и проводить организационные интервенции, которые могут оптимизировать межличностные и межгрупповые отношения.
Хоторнские исследования специалисты начали с изучения воздействия физических характеристик рабочих помещений на показатель производительности труда. Исследователи ставили перед собой цель ответить на вопросы, каким образом зависит производительность труда от:
- проведенных освещенности рабочих помещений;
- температуры и влажности воздуха в помещениях, где трудятся работники;
- разрешения управленца устраивать небольшие перерывы.
Результаты исследований первоначально заставили психологов разочароваться в проделанной работе. Это было обусловлено тем, что все рабочие, включенные в рамки исследования, показали рост производительности труда. Таким образом, можно говорить о том, что на языке экспериментальной психологии обозначено в качестве влияния личности экспериментатора и ситуации эксперимента на поведение испытуемых.
Развитие организационной психологии в России
Понятие «организационная психология» вошло в российскую практику только в начале 1990-ых годов. Опыт, который накопили советские специалисты в сфере психологии труда и инженерной психологии, предопределил возможность конструктивного и критичного отношения к наработкам международной (в первую очередь, американской) психологии. Наряду с этим, после информационного вакуума эти наработки становятся доступными для отечественных управленцев и маркетологов.
Советская психология долгое время была изолирована от мирового опыта, поэтому в организациях внедрялись свои наработки в области
психологически обоснованных процедур профотбора, осуществлялось обучение руководителей и расстановка персонала.
В 1920-е гг. в крупных городах нашего государства происходило развитие психотехники как сферы практического использования психологических знаний. Возникновение и развитие психотехники в Советском Союзе можно отнести к созданию Центрального института труда (ЦИТ) в 1921 году. Его возглавлял А. К. Гастев. К 1923 года уже было создано примерно 60 организаций, занимающихся изучением проблем груда.
В рамках достижений советской психотехники можно выделить процесс разработки процедуры профессионального отбора и методов профессиографии, выявление динамики работоспособности и утомляемости в соответствии с факторами организационной среды.
В СССР также были определены закономерности формирования трудовых навыков, внедрен трудовой метод исследования профессий и дано научное обоснование методам стимулирования труда.