Файл: Сетевые олимпиады и конкурсы как элемент информатизации образовательных учреждений.docx
Добавлен: 24.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «Информационные технологии в образовательной деятельности»
Реферат
На тему: «Сетевые олимпиады и конкурсы как элемент информатизации образовательных учреждений»
ФИО студента | Мазуркин Кирилл Алексеевич |
Направление подготовки | Педагогическое образование (Физическая культура) |
Группа | ПОФ-М-04.01-З-2022-1 |
Москва
Содержание
Введение………………………………………………...................... 2
Дистанционные олимпиады и конкурсы, как современная
форма учебной деятельности……………………………………… 5
Проблемы организации и проведения
дистанционных олимпиад и возможные пути их решения…….. 10
Заключение………………………………………………………... 14
Список использованной литературы……………………………. 16
Введение
Современное образование невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий, включающих в себя в том числе и дистанционные образовательные технологии. Работа учителя - одна из самых важных в современном мире, ведь именно эти люди воспитывают новые поколения и прививают им любовь к знаниям, учат нормам поведения в обществе. Чтобы всегда оставаться хорошим профессионалом, необходимо постоянно развиваться и изучать новые веяния в своей сфере деятельности.
С развитием технологий, в особенности глобальной сети Интернет, овладеть свежей информацией сегодня невероятно легко: для этого нужен лишь доступ к поисковикам и компьютер или смартфон. Появление на рынке дистанционных обучающих платформ стало настоящим прорывом в мире образования. Современного человека – и взрослого, и ребёнка - технический прогресс стал сопровождать постоянно и повсюду. Беспрестанно существующая техника совершенствуется, появляются и совершенствуются новые технологии. То же самое происходит и с образованием. Старая школа постепенно начала уступать новым веянием.
Особую популярность в школьном образовании за последние несколько лет стали занимать дистанционные олимпиады и конкурсы. Ученик может повысить и уровень своих знаний, и свою самооценку, имея компьютер или планшет и доступ к сети Интернет, что в сегодняшний день имеется практически у каждого школьника. В некоторых случаях может понадобиться сканер, веб-камера и принтер. Ребёнок может найти множество сайтов, регулярно предлагающих олимпиады, и принимать в них участие.
На современном этапе образования дистанционные олимпиады и конкурсы выступают альтернативой очным школьным олимпиадам и конкурсам. Школьные олимпиады и конкурсы проводятся в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганды научных знаний, привлечения ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми. Основной акцент при проведении очных школьных олимпиад и конкурсов педагог делает на одарённого ребёнка, соответственно он ограничен количеством участников олимпиад и не всегда в связи с повышением уровня олимпиады виден положительный результат. В дистанционных олимпиадах и конкурсах могут принять участие все желающие школьники без предварительного отбора, что немаловажно для объективного роста самооценки ученика. Это особенно важно тем, кто по возрастному цензу не попадает в школьные олимпиады – учащиеся 1-3 классов, 5-6 классов, у которых всероссийская школьная олимпиада проводится только на уровне образовательной организации. Кроме этого, в дистанционных олимпиадах могут принять участие и школьники, обучающиеся в силу тех или иных причин на дому, что тоже немаловажно.
Самый неприятный фактор, мешающий детям правильно отвечать на конкурсные вопросы в очном режиме - это нервное напряжение и давление наставников. Решением этих проблем стали онлайн олимпиады и конкурсы для школьников. Тут пропадает риск попасть под гнет учителей или проверяющих - все честно и без стресса.
Дистанционные олимпиады и конкурсы, как современная форма учебной деятельности.
Российская школьная программа развивается и первые шаги к новым технологиям сделаны - это онлайн олимпиады и конкурсы для получения честных результатов своих знаний.
В учебном процессе на дистанционные олимпиады и конкурсы возлагаются следующие функции:
- Образовательная - закрепление и систематизация знаний и практических навыков.
- Воспитательная - формирование позитивных учебных мотивов, способов самостоятельной познавательной деятельности, умение ставить и достигать определенных целей, навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивающая - развитие памяти, внимания, мышления, творчества, логики, эмоциональной сферы. А также таких личностных качеств, как усердие, умение прислушиваться, усердие и целеустремленность, самостоятельность.
- Контрольная функция - возможность получать информацию о достижениях ученика, определять динамику, степень усвоения материала программы.
Олимпиады и конкурсы бывают разного уровня в зависимости от количества участников, времени проведения и территориального охвата. Если олимпиада I уровня, это значит, что в ней участвуют не менее 3000 школьников из 20 и более регионов России на протяжении двух лет. Олимпиада II уровня — это 1,5 тысячи участников из 10 и более регионов. III уровень — 1,5 тысячи участников из 3 и более регионов. Диплом олимпиады I уровня с большей вероятностью даёт льготы при поступлении, но при этом в каждом вузе и даже на каждом направлении подготовки свои правила.
Существуют перечневые олимпиады и конкурсы - это олимпиады и конкурсы из перечня Министерства науки и высшего образования, которые дают право на льготное поступление в вузы. В этот перечень входят лучшие олимпиады, чьи задания соответствуют установленным требованиям по сложности и оригинальности. Перечень ежегодно обновляется.
Более того большинство дистанционных олимпиад и конкурсов в современном мире носит международный характер, что привлекает школьников возможностью состязаться с учащимися не только своей школы или территории, но и с большим количеством ребят со всего мира, владеющих русским языком.
В отличие от традиционных школьных олимпиад, которые обычно проводятся один раз в год, дистанционные мероприятия проводятся в течение всего учебного года, что позволяет участвовать в них систематически. То есть и учитель, и ученик постоянно вовлечены в этот процесс. Привлекательной стороной дистанционных олимпиад является их регулярное проведение в отличие от школьных олимпиад, что помогает педагогам и родителям выстроить систематическую работу по внеурочной деятельности и по работе с одаренными детьми по подготовке к традиционным олимпиадам и конкурсам в том числе. Большим плюсом дистанционных олимпиад является неограниченный состав участников, что помогает, допустим, педагогам при организации внеурочной работы по предмету.
Дистанционные конкурсы и олимпиады привлекательны ещё и тем, что включают в себя чаще всего большое количество интересных и разнообразных вопросов и заданий открытого типа, требующих творческого ответа и нестандартного мышления. Кроме того, дистанционные олимпиады предполагают знакомство учащихся с новыми информационными технологиями и использование их в своей практической работе.
Из практики использования дистанционных олимпиад и конкурсов в учебной деятельности хочется отметить и финансовую доступность участия в них: чаще всего дистанционные олимпиады недорогие, в них предусмотрены скидки при коллективном участии и компенсации расходов, обязательный ощутимый результат в виде сертификатов, грамот, подарков для участников, что довольно важно для школьников особенно младшего школьного возраста.
Олимпиады и конкурсы помимо осуществления образовательной, воспитательной, развивающей и контрольной функций позволяют:
1. Мотивировать учеников узнавать больше.
Для решения олимпиадных задач школьной программы недостаточно, а это значит, что нужно постоянно пополнять копилку знаний, заниматься предметами углублённо, читать книги и статьи по теме, разбираться в нюансах, видеть взаимосвязи. Участие в олимпиадном движении делает человека настоящим эрудитом. В будущем эти знания пригодятся, даже если победить в олимпиаде не получилось.
2. Формировать умение творчески мыслить.
Олимпиадные задания отличаются от обычных экзаменов и контрольных, задания в них всегда оригинальные и нестандартные. Здесь требуются не только знания, но и умение творчески мыслить, находить неочевидные способы решения. Постоянная работа над олимпиадными заданиями сделает ребёнка более креативным, а это качество востребовано в любой профессии.
3. Формировать умение логично рассуждать.
Логическое мышление нужно не только для решения олимпиад по математике, физике или химии. Отвечая на вопросы гуманитарных олимпиад, связно и логично мыслить не менее важно.
4. Формировать фмение организовать своё время.
Подготовка к олимпиадам требует времени и усилий, её приходится совмещать с учёбой и всей остальной жизнью. Систематически занимаясь по составленному плану, участник олимпиады учится управлять своим временем, становится более организованным и продуктивным. Умение ставить цели, распределять нагрузку и двигаться к результату поэтапно пригодится в любой сфере: во время учёбы в вузе, на работе, для решения актуальных жизненных задач.
5. Расширять круга общения
Участники олимпиадного движения — это единомышленники, которым всегда есть о чём поговорить, обменяться знаниями, учебными лайфхаками и впечатлениями. Участники олимпиад общаются в сети, ездят в олимпиадные лагеря, ходят в олимпиадные кружки и школы и поддерживают друг друга.
Можно выявить следующие преимущества дистанционных проектов и конкурсов:
1. Доступность. В олимпиадах, конкурсах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. В олимпиадах участвуют не только хорошисты и отличники, но и ученики, имеющие тройки по итогам учебной деятельности. И поэтому, участие в олимпиаде является хорошим средством повышения мотивации школьников к учению.
2. Конечно же, дистанционные олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся. Мы знаем, что одаренные дети выделяются яркой познавательной активностью.
3. Каждый ученик ичувствует свою значимость и востребованность. Это также помогает ребенку раскрыться, проявить свои способности, повысить самооценку. Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Данная форма помогает сравнить собственный результат с результатами других участников. В результате работы ученик получает собственное приращение в своих глазах одноклассников, учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
Ярким положительным моментом дистанционных олимпиад является мотивация ребенка. Во-первых, и наверное, это является самым важным моментом для ребенка – это награда за участие в олимпиаде: диплом победителя, призера, лауреата, сертификат участника, диплом победителя в определенной номинации. Кроме того, дистанционные конкурсы формируют настойчивость, мотивируют активность ученика, а также завоевать награды и получить дипломы или свидетельства для пополнения личного портфолио ученика.
Большое значение в деле привлечения ребенка к участию в формах дистанционного обучения играет взрослый человек: мама, учитель-предметник, классный руководитель, руководитель НОУ и т. п. Поэтому большое значение в организации дистанционных конкурсов и олимпиад необходимо уделять повышению мотивации и для взрослых. Участие в дистанционных олимпиадах, как правило, платное, поэтому написание и вручение благодарственных писем родителям – это неотъемлемое правило организации участия в данных формах работы. Родители поощряют участие детей в олимпиадах, им нравится реакция детей, их радость и восхищение выполненной работой. В беседах высказывают пожелания участия детей в той или иной олимпиаде. Дистанционная олимпиада дает возможность создать