ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вывод: в своей речи мы используем библеизмы (конечно не все), хотя иногда не догадываемся, что данные слова и выражения взяты из библии.
Часто употребляющие библеизмы в школьной среде приведены в таблице 2:
Таблица 2
Библеизм | Употребляется как: |
Всё тайное становится явным | - пословица; - рассказ В.Драгунского. |
Не рой другому яму, сам в неё попадешь | - пословица. |
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет | - слова Александра Невского после ледового побоища. |
Кто не работает, тот и не ест | - пословица. |
Кто не с нами - тот против нас | - призыв в играх. |
Видеть сучок в чужом глазу и не видеть бревна в своем | - пословица. |
Око за око, зуб за зуб | - слова Мыши из мультфильма «Кот Леопольд». |
Вавилонское столпотворение | М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» |
Заблудшая овца | А.С. Пушкин «Станционный смотритель» |
Запретный плод | м\ф Смешарики. Запретный плод. |
Блудный сын | Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» |
Фома неверующий | Фома (Стих С. Михалкова) |
2.2 Установление взаимосвязи между исходным значением библеизма и его значением в современном языке
Вывод: в 56% значения библеизмов по Библии и в современном языке не совпадают, т.е. библеизмы потеряли первоначальный смысл.
В 44% значения библеизмов по Библии и в современном языке совпадают.
Примеры некоторых совпадений приведены в таблице 3
Таблица 3
Библеизм | Значение совпадает | Значение не совпадает |
Ноев ковчег | | ☼ |
Израиль | | ☼ |
Всякой твари по паре | | ☼ |
Вавилонская башня | ☼ | |
Фома неверующий | ☼ | |
Блудный сын | ☼ | |
2.3 Создание краткого словаря библеизмов для начальной школы (курс ОРКСЭ)
На основании приложения 1 создаём краткий словарь библеизмов для начальной школы. Смотри приложение 2.
Титульный лист словаря:
Вывод: практическое значение словаря состоит в том, что им можно пользоваться при изучении курса ОРКСЭ в начальной школе.
Глава 3. Исследование понимания библеизмов учениками, изучающими курс ОРКСЭ.
Одной из задач нашей работы являлось исследование понимания учениками 4 и 7 классов нашей школы значение библеизмов.
Для этого с научным руководителем разработали анкету (приложение 3) для учащихся, которая состояла из 10 вопросов:
1. Можете ли вы назвать самую известную в мире книгу?
Откуда взято выражение? Напишите, если знаете. Как вы понимаете значения этих выражений:
2. Фома неверующий
3. Манна небесная
4. Нести свой крест
5. Всякой твари по паре
6. Не от мира сего
7. Зарыть талант в землю
8. Внести свою лепту
9. Заблудшая овца
10. Запретный плод
В анкетировании участвовали 2 класса: 4А и 7А нашей школы.
Результаты были обработаны и представлены на диаграмме
Результаты анкетирования
Рис.1 Диаграмма уровня понимания учениками 4А и 7А классов значения библеизмов
Вывод: ученики 7-го класса лучше понимают значение некоторых библеизмов, о чем говорят довольно высокие показатели правильности ответов на некоторые вопросы, а ученики 4-го класса имеют более широкое представление о библеизмах, возможно благодаря курсу ОРКСЭ.
Глава 4. Интересные «открытия», установленные в процессе написания работы
В процессе работы над этим проектом я заинтересовалась появлением Библии на Руси. Как уже упоминалось ранее, принесли Слово Божие два брата Кирилл и Мефодий. Сложность распространения Библии была в том, что славянские народы не имели письменности. И поэтому братья начали с создания Азбуки, которую назвали Кириллица.
Посмотрев фильм «Богоискание славянских народов», я была очень удивлена, тому, что внутри Азбуки - Кириллицы тоже использовано Слово Божье.
Академик МАНЭБ (Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы) профессор О. Голикова в этом фильме описывая широкое значение каждой буквы, делает следующее заключение:
Буква Кириллицы | Значение |
Аз | Я, в широком понимании слова, творение человека с высоким посланием |
Буки | Человек разумный, искусный и грамотный, умен, слагает буквы, читает, пишет |
Веди | Знать, кто ты и знать, для чего ты здесь |
Глагол | Слово или речь и т.д. |
Получается в самом алфавите заключено полное послание наличия Бога, Его центр бытия, смысл человека: «Я буквы знаю, говорю, хорошо есть знание жизни, обильной земли и того, как люди мыслят. Наш Он (Бог), мир и покой, речет Слово, которое твердыня».
На основании этого, я сделала вывод, что Библия, как послание Самого Бога, очень тесно связана с нашей славянской культурой от самого появления ее на Руси.
Заключение
Цель работы – изучить библеизмы из детской библии – достигнута.
Мы познакомились с детской библией: Ветхим и Новым заветом.
Провели выборку библейских слов, выражений из детской библии и их систематизацию.
Установили взаимосвязь между исходным значением библеизма и его
значением в современном языке.
Создали краткий словарь библеизмов для начальной школы (курс ОРКСЭ).
Разработали анкету, по результатам которой исследовали уровень понимания значения библеизмов учениками 4А и 7А классов нашей школы.
Провели сравнение понимания значения библеизмов 4-х и 7-х классов.
Выявили в процессе работы интересные «открытия», связанные с библеизмами.
Выдвинутая мною гипотеза, что 100% школьников понимают значения библеизмов, подтвердилась частично.
Хочется отметить, что мы затронули маленькую часть библеизмов, а изучением Библии и библейских слов, выражений можно заниматься годами!
Этой работой мне было очень интересно заниматься, я узнала очень много нового для себя а также сделала вывод, что каждый библеизм – это своя интересная история.
Список литературы:
-
Детская библия -
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012 -
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус.яз., 1984 -
Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 1998 -
Пословицы и поговорки/ сост.В.Д. Сысоев. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008 -
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М.: Сов.Энциклопедия, 1967 -
Фразеологический словарь русского языка. Под ред.А.И.Молоткова. — М.: "Сов. Энциклопедия",1967 -
Волина В.В. Фразеологический словарь. Популярное пособие для начальной школы. — М.: АСТ-Пресс, 1997 -
Фелицина В.П., Прохоров Ю Е. Русские пословицы, поговорки и крылаатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Под ред.Е.М Верещагина, В.Г.. Костомарова. — М.: Рус.яз., 1979 -
Серов Вадим - Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: ООО Издательство «Локид-Пресс», 2005
Использованные ресурсы сети Интернет:
-
Как возникла библия - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.blagovestnik.org/books/00140.htm
-
Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Библия -
Библия. История возникновения и создания. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/357191/