Файл: Книга христиан 5 Ветхий завет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: в своей речи мы используем библеизмы (конечно не все), хотя иногда не догадываемся, что данные слова и выражения взяты из библии.

Часто употребляющие библеизмы в школьной среде приведены в таблице 2:

Таблица 2

Библеизм

Употребляется как:

Всё тайное становится явным

- пословица;

- рассказ В.Драгунского.

Не рой другому яму, сам в неё попадешь

- пословица.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет

- слова Александра Невского после ледового побоища.

Кто не работает, тот и не ест

- пословица.

Кто не с нами - тот против нас

- призыв в играх.

Видеть сучок в чужом глазу и не видеть бревна в своем

- пословица.

Око за око, зуб за зуб

- слова Мыши из мультфильма «Кот Леопольд».

Вавилонское столпотворение

М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»

Заблудшая овца

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Запретный плод

м\ф Смешарики. Запретный плод.

Блудный сын

Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Фома неверующий

Фома (Стих С. Михалкова)

2.2 Установление взаимосвязи между исходным значением библеизма и его значением в современном языке



Вывод: в 56% значения библеизмов по Библии и в современном языке не совпадают, т.е. библеизмы потеряли первоначальный смысл.

В 44% значения библеизмов по Библии и в современном языке совпадают.

Примеры некоторых совпадений приведены в таблице 3

Таблица 3

Библеизм

Значение совпадает

Значение не совпадает

Ноев ковчег






Израиль






Всякой твари по паре






Вавилонская башня






Фома неверующий






Блудный сын







2.3 Создание краткого словаря библеизмов для начальной школы (курс ОРКСЭ)

На основании приложения 1 создаём краткий словарь библеизмов для начальной школы. Смотри приложение 2.

Титульный лист словаря:



Вывод: практическое значение словаря состоит в том, что им можно пользоваться при изучении курса ОРКСЭ в начальной школе. 

Глава 3. Исследование понимания библеизмов учениками, изучающими курс ОРКСЭ.

Одной из задач нашей работы являлось исследование понимания учениками 4 и 7 классов нашей школы значение библеизмов.

Для этого с научным руководителем разработали анкету (приложение 3) для учащихся, которая состояла из 10 вопросов:

1. Можете ли вы назвать самую известную в мире книгу?

Откуда взято выражение? Напишите, если знаете. Как вы понимаете значения этих выражений:

2. Фома неверующий

3. Манна небесная

4. Нести свой крест

5. Всякой твари по паре

6. Не от мира сего

7. Зарыть талант в землю

8. Внести свою лепту

9. Заблудшая овца

10. Запретный плод

В анкетировании участвовали 2 класса: 4А и 7А нашей школы.



Результаты были обработаны и представлены на диаграмме

Результаты анкетирования



Рис.1 Диаграмма уровня понимания учениками 4А и 7А классов значения библеизмов

Вывод: ученики 7-го класса лучше понимают значение некоторых библеизмов, о чем говорят довольно высокие показатели правильности ответов на некоторые вопросы, а ученики 4-го класса имеют более широкое представление о библеизмах, возможно благодаря курсу ОРКСЭ.

Глава 4. Интересные «открытия», установленные в процессе написания работы

В процессе работы над этим проектом я заинтересовалась появлением Библии на Руси. Как уже упоминалось ранее, принесли Слово Божие два брата Кирилл и Мефодий. Сложность распространения Библии была в том, что славянские народы не имели письменности. И поэтому братья начали с создания Азбуки, которую назвали Кириллица.






Посмотрев фильм «Богоискание славянских народов», я была очень удивлена, тому, что внутри Азбуки - Кириллицы тоже использовано Слово Божье.



Академик МАНЭБ (Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы) профессор О. Голикова в этом фильме описывая широкое значение каждой буквы, делает следующее заключение:

Буква Кириллицы

Значение

Аз

Я, в широком понимании слова, творение человека с высоким посланием

Буки

Человек разумный, искусный и грамотный, умен, слагает буквы, читает, пишет

Веди

Знать, кто ты и знать, для чего ты здесь

Глагол

Слово или речь и т.д.

Получается в самом алфавите заключено полное послание наличия Бога, Его центр бытия, смысл человека: «Я буквы знаю, говорю, хорошо есть знание жизни, обильной земли и того, как люди мыслят. Наш Он (Бог), мир и покой, речет Слово, которое твердыня».

На основании этого, я сделала вывод, что Библия, как послание Самого Бога, очень тесно связана с нашей славянской культурой от самого появления ее на Руси.

Заключение

Цель работы – изучить библеизмы из детской библии – достигнута.

Мы познакомились с детской библией: Ветхим и Новым заветом.

Провели выборку библейских слов, выражений из детской библии и их систематизацию.

Установили взаимосвязь между исходным значением библеизма и его

значением в современном языке.

Создали краткий словарь библеизмов для начальной школы (курс ОРКСЭ).

Разработали анкету, по результатам которой исследовали уровень понимания значения библеизмов учениками 4А и 7А классов нашей школы.

Провели сравнение понимания значения библеизмов 4-х и 7-х классов.

Выявили в процессе работы интересные «открытия», связанные с библеизмами.

Выдвинутая мною гипотеза, что 100% школьников понимают значения библеизмов, подтвердилась частично.


Хочется отметить, что мы затронули маленькую часть библеизмов, а изучением Библии и библейских слов, выражений можно заниматься годами!

Этой работой мне было очень интересно заниматься, я узнала очень много нового для себя а также сделала вывод, что каждый библеизм – это своя интересная история.

Список литературы:

  1. Детская библия

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус.яз., 1984

  4. Большой толковый словарь русского языка/ Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 1998

  5. Пословицы и поговорки/ сост.В.Д. Сысоев. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008

  6. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М.: Сов.Энциклопедия, 1967

  7. Фразеологический словарь русского языка. Под ред.А.И.Молоткова. — М.: "Сов. Энциклопедия",1967

  8. Волина В.В. Фразеологический словарь. Популярное пособие для начальной школы. — М.: АСТ-Пресс, 1997

  9. Фелицина В.П., Прохоров Ю Е. Русские пословицы, поговорки и крылаатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Под ред.Е.М Верещагина, В.Г.. Костомарова. — М.: Рус.яз., 1979

  10. Серов Вадим - Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: ООО Издательство «Локид-Пресс», 2005

Использованные ресурсы сети Интернет:

  1. Как возникла библия - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.blagovestnik.org/books/00140.htm

  1. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом, реализованная на принципах вики - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Библия

  2. Библия. История возникновения и создания. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/357191/