Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Основы педагогического мастерства Практическое занятие 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изучите теоретический материал по теме «Стиль общения как проявление педагогического мастерства учителя». Заполните обобщающую таблицу «Стили традиционного педагогического общения», учитывая основные вопросы, требующие внимательного рассмотрения и оформления:
1. Выделите и составьте перечень актуальных критериев, на основании которых возможно провести сравнительный анализ трех стилей традиционного педагогического общения.
2. По отношению к каждому из рассматриваемых критериев и стилей общения приведите примеры ситуаций, в которых данный критерий находит свое наиболее яркое проявление. При описании каждой ситуации представьте краткий вывод о возможности грамотного ее разрешения.
3. В качестве вывода, после оформления данной таблицы, поясните: «Какой из стилей педагогического общения и в какой конкретной ситуации приемлем для построения отношений ученик-учитель?»
№ | Наименования критериев проведения сравнительного анализа | Стили традиционного педагогического общения и ситуации их проявления | ||
Демократический | Авторитарный | Либеральный | ||
1 | Формы обращения | Совет, рекомендация, просьба | Указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. | |
2 | Отношение учителя к ученикам | Проявление доверия и уважения к воспитанникам при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками. | Строгость и наказание во взаимоотношениях между учителем и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии. | |
3 | Отношение учеников к учителю | дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности. | Ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании. | |
4 | Реализация стиля (действия, особенности контроля) | Нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. | Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям. | |
5 | Особенности учителя как субъекта труда | Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы | Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что, ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. | |
Для построения отношений ученик-учитель наиболее приемлем демократический стиль педагогического общения основанный на основе увлеченности совместной деятельностью. Он предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок, а также общение на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, "целесообразность дружественности". Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба. Данный стиль можно выразить словами: "Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги". Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
Задание 6. (максимальное количество баллов — 5 баллов)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите вариант грамотного решения.
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.
В школе прозвенел звонок на урок. Ученики 4-го класса ожидали учителя в коридоре около двери кабинета ИЗО. Кабинет был закрыт. Через некоторое время к двери подошел учитель и попытался вставить ключ, чтобы открыть дверь, но замок не открывался. Присмотревшись, учитель заметил, что замочная скважина была забита бумагой.
Педагог посмотрел на ребят подозрительным взглядом и достаточно резко спросил:
— Кто до этого додумался? Надеялись таким образом сорвать урок?
Ребята растерянно переглядывались и пробовали возражать, но учитель, не слушая их, продолжал выдвигать обвинения.
В этот момент к кабинету подошел заместитель директора по административно-хозяйственной части и сказал:
— Простите, я опоздал к началу урока, я должен открыть для вас другой кабинет. В этом кабинете окрашены столы. Я специально закупорил замок бумагой, чтобы никто не вошел и не запачкался.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Почему возник конфликт учителя с учениками?
2. Можно ли было избежать его?
3. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?
4. Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?
Ответы:
-Почему возник конфликт учителя с учениками?
Ответ: Конфликт возник потому что учитель, не разобравшись в ситуации начал обвинять детей.
-Можно ли было избежать его?
Ответ: Да, если бы учитель начал разговор не с обвинений и повышенного тона, а с вопросов «кто это сделал?»; «давайте будем честны друг с другом», «давайте обсудим сложившуюся ситуацию». А главное довериться детям, поверить им.
-Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно ориентироваться в подобной ситуации?
Ответ: учитель должен уметь признавать свою неправоту, быть грамотным в общении, спокойным, рассудительным и главное, понимать учеников. Понимать, когда они врут, а когда говорят правду.
-Опишите, а как бы вы повели себя на месте учителя, если бы оказались в подобной ситуации?
Ответ: Я бы обязательно разобралась в ситуации, не обвиняя беспричинно детей. Поговорила бы, выяснила все. Стоит выстраивать с детьми адекватные, хорошие отношения, а не кричать и обвинять их.
Задание 7. (максимальное количество баллов — 3 балла)
Внимательно прочитайте описание предложенной педагогической задачи и найдите варианты грамотного её теоретического осмысления.
Выразите Ваше отношение и дайте собственную обоснованную оценку гуманной педагогической деятельности, доказав, что в представленной далее формуле выражена сущность главного педагогического закона: «Вне совместной деятельности учащегося и учителя невозможно развитие личности, педагогический процесс отсутствует».
Учителю необходимо формировать гуманистическое направление собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности. Гуманное отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. В современном мире гуманитарная педагогическая деятельность приобретает особую ценность. Неразрывная связь учителя и ученика обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, способствует становлению в каждом ребенке чувства собственного достоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного развития, проявлять интерес к ребенку как к индивидуальности.
Пермь - 2023