ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника части СПСЧ №7
ФГКУ «Специальное управление
ФПС № 1 МЧС России»
капитан внутренней службы
А.Ю. Кирюхин
"____"_____________2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятия с личным составом дежурных караулов Специальной пожарно-спасательной части № 7 по дисциплине «Аварийно-спасательные работы»
Тема № 3.3: «Отработка аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях».
Вид занятия: практическое Отводимое время: 1 учебный час.
Цель: изучить основы оказания помощи, тренировать навыки по их применению.
Литература, используемая при проведении занятия: Руководство по ведению АСР при ликвидации последствий ДТП с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП» (утв. МЧС России).
Развернутый план занятия:
№ П/П | Учебные вопросы | Время (мин.) | Содержание учебного вопроса |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Подготовительная часть | |||
1.1 | Подготовка к проведению занятия | 2 мин. | Проверка присутствующих доведение темы и цели занятия. Инструктаж по охране труда. |
2. Основная часть | |||
2.1 | Порядок оказания первой доврачебной помощи | 3 мин. | Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Оптимальным сроком оказания ПМП является 30 мин после получения травмы. Травма – повреждение организма, вызванное внешним воздействием и сопровождаемое нарушением целостности тканей и их функций. Первая медицинская помощь – комплекс экстренных медицинских мероприятий по спасению жизни и профилактике осложнений на месте происшествия и по пути следования в медицинское учреждение. Порядок оказания ПМП: Устранение действующего травмирующего фактора. Собственно оказание первой помощи. Эвакуация в лечебное учреждение. Приемами и способами первой медицинской помощи должен владеть каждый человек. Но при этом надо помнить о принципе «Не навреди!». |
2.2 | Раны, их виды. Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях. | 5 мин. | Раны - повреждения тканей и органов с нарушением целостности кожного покрова (слизистой оболочки) в результате механического воздействия и сопровождаются болью, кровотечением, расхождением поврежденных краев (зиянием), нарушением функции поврежденной части тела. Раны делятся на поверхностные, при которых наблюдается неполное нарушение кожи или слизистой оболочки (ссадинами.) и глубокие – захватывающие подкожные ткани и мышцы. В зависимости от наличия входного и выходного отверстий раневого канала раны считают «слепыми» (с застрявшим в тканях ранящим снарядом) и сквозными – при прохождении ранящего снаряда насквозь. Кроме того, выделяют ранения мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, мышц, сухожилий, сосудов, нервов) и с повреждением костей, а также проникающие и непроникающие в полости тела. По механизму нанесения, характеру ранящего предмета и повреждения тканей различают раны резаные, колотые, рубленые, укушенные, рваные, скальпированные, ушибленные, размозженные и огнестрельные. Резаная рана, наносимая острым предметом, характеризуется преобладанием длины над глубиной, ровными краями, минимальным объемом погибших тканей и реактивных изменений вокруг раны. Обычно заживление таких ран происходит быстро. Рубленая рана — возникает от воздействия тяжелого острого предмета, имеет большую глубину и большой объем нежизнеспособных тканей. Края такой раны значительно травмированы, что ухудшает заживление. Рваная рана — образуется при воздействии на мягкие ткани повреждающего фактора, превышающего физическую способность их к растяжению. Края ее неправильной формы, отмечается отслойка или отрыв тканей и разрушение тканевых элементов на значительном протяжении. Колотая рана — возникает при повреждении мягких тканей иглой, шилом, гвоздем, ножом, штыком и др. Эти раны обычно глубокие, часто слепые, с небольшим входным отверстием. При проникающем ранении могут повреждаться внутренние органы, крупные сосуды, но без видимого кровотечения. Они вызывают внутренние кровотечения – в случае ранения печени, почки или другого органа брюшной полости в эту самую полость. При ранениях грудной клетки может быть повреждено легкое, сердце, при этом происходит излияние крови в плевральную полость или сердечную сумку. При проникающем ранении груди возможен доступ воздуха в плевральную полость, что вызывает такое осложнение, как пневмоторакс (пневмо – воздух, тор – полость, шар). Это тяжелые ранения, требуют неотложной первой медицинской помощи, скорейшей квалифицированной помощи. Счет при таких ранениях идет на минуты. Скальпированная рана — характеризуется полной или частичной отслойкой кожи, а на волосистой части головы — почти всех мягких тканей без существенного их повреждения. Ушибленная рана — возникает от удара тупым предметом, как и размозженная рана, при которой наблюдается раздавливание и разрыв тканей со значительной зоной первичного и впоследствии вторичного т травматического некроза с обильным микробным загрязнением. Надо помнить, что свежие раны всегда инфицированы. Каждая рана загрязнена микробами. Принято различать первичное и вторичное ее микробное загрязнение. Первичное загрязнение наступает в момент нанесения раны. Рана загрязняется самим ранящим предметом, кроме того, в рану могут попасть кусочки одежды и другие инородные тела.. Вторичное загрязнение раны, как правило, связано с нарушением правил асептики во время перевязок и операции. Асептика — система мероприятий, имеющая целью недопущение попадания инфекций в раны. Заключается в профилактическом уничтожении бактерий физическим методом. Асептика достигается строгим соблюдением правила: то, что соприкасается с раной (перевязочный материал, хирургические инструменты, руки хирурга и др.) должно быть стерильно. Антисептика — способы химического обеззараживания ран, соприкасающихся с ними тканей и предметов, а также полостей тела от возбудителей инфекции. Правильная обработка рапы препятствует развитию осложнений и сокращает время её заживления. Перед оказанием первой медицинской помощи необходимо, прежде всего, хорошо вымыть руки. Освободить рану от одежды и обуви. Удалить поверхностно лежащие у раны обрывки одежды, грязи, инородные предметы. Попавшие в рану инородные тела и находящиеся в ране костные остатки из раны удалять нельзя. Предотвратить дополнительное загрязнение раны, для чего кожу вокруг раны 2-3 раза протереть одним из дезинфицирующих растворов (йода, марганцевокислого калия, спирта, одеколона, бензина).Такая обработка должна проводиться от краев раны. Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя промывать саму рану. После обработки кожи вокруг раны необходимо наложить на нее антисептическую повязку. Для этих целей предназначен пакет перевязочный медицинский (ППМ). . Бинт берут в правую руку. Левой удерживают конец бинта. При бинтовании каждый последующий тур (виток) бинта должен закрывать половину предыдущего. Бинтование конечности лучше начинать с наиболее узкой ее части и продолжать к более широкой. Наложенная повязка не должна вызывать боль и нарушать кровообращение. В случае ранения у пораженного наблюдается местное (на месте поражения) изменение в организме. При обширных, глубоких повреждениях, сопровождающихся сильным кровотечением, кроме того, возникают общие изменения организма. Эти изменения (осложнения) в организме вследствие ранения характеризуются соответствующими проявлениями (признаками). |
3.1 | Виды ДТП и проводимые мероприятия | 10 мин. | В настоящее время они определяются в основном исходя из характера зажатия людей. Так, например, перед извлечением пострадавшего с тяжелыми травмами позвоночника, зажатого рулевой колонкой, сначала осуществляется вскрытие дверей пли удаление крыши и отгиб рулевой колонки. Только после этого человека достают из ТС. Операции по полной разборке боковой стороны автомобиля с целью расширения пространства, необходимого для фиксации позвоночника пострадавшего и укладывания его (без поворотов в автомобиле) на жесткие носилки, не выполняются. Это является причиной увеличения случаев смертности и инвалидности людей из-за вторичных травм. Кроме того, спасателям необходимо учитывать приоритет работ по обеспечению доступа к тем. кто получил тяжелые травмы. Так как если им быстро не будет оказана медицинская помощь, они могут погибнуть. Спасатели МЧС России прибывают на место ДТП только в тех случаях, когда установлен факт зажатия пострадавших. Для устранения его они выполняют минимальную разборку транспортного средства (ТС). К сожалению, нередко пострадавшим в ходе извлечения из неразобранного пли минимально разобранного 1С дополнительно наносятся травмы, приводящие к их гибели пли к инвалидности (это особенно характерно для пострадавших с шейно-позвоночными травмами, травмами таза и груди). Происходящие на железнодорожных переездах ДТП приводят к гибели и поражению людей, значительным деформациям подвижного состава и транспортного средства (ТС), пожарам, взрывам, утечкам и разливам АХОВ и др. Технология спасения пострадавших в ДТП на железнодорожных переездах выбирается с учетом характера повреждения железнодорожного состава и ТС, характера поражения людей, наличия вторичных поражающих факторов, а также пожарной, химической и другой опасности грузов. Основными видами аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП на железнодорожных переездах являются локализация и ликвидация воздействий вторичных поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание пораженным первой медицинской помощи и их эвакуация. Для поиска пострадавших, находящихся в вагоне, вначале необходимо проникнуть в пего через входные двери, окопные проемы или специально проделанные люки. В вагон попадают путем вскрытия входных дверей снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются гидравлические разжимы, резаки и силовые цилиндры. Для проникновения и вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки: Кроме того, в окно спасатели могут попасть, подсаживая один другого. Для предотвращения травмирования необходимо убрать острые куски окопного стекла. После проникновения в вагон вскрываются купейные двери и производятся поиск, оказание помощи и эвакуация пострадавших через входные двери, оконные проемы или специально проделанные люки. Для освобождения люден, попавших под вагон, его при необходимости поднимают с помощью автомобильных и железнодорожных кранов или специальных домкратов большой мощности. В случае невозможности применения этих средств пострадавших извлекают из-под вагона, делая подкоп в земле или проем в конструкции. Спасательные работы при ДТП па железнодорожных переездах значительно осложняются при наличии вторичных поражающих факторов, основными источниками которых являются пожары, взрывы, химическое заражение и радиоактивное загрязнение. При больших объемах аварийно-спасательных работ по приказу начальника отделения пли начальника железной дороги к месту происшествия направляются восстановительные и пожарные поезда, действующие по соответствующему плану. Место проведения этих мероприятий должно быть огорожено, ответственность за это возлагается на начальника дистанции пути. Начальник восстановительного поезда по прибытии на место ДТП отвечает за выполнение оперативного плана подъема вагонов, восстановление энергосетей и линии связи. Работы по ликвидации последствий ДТП с использованием восстановительного поезда проводятся немедленно с одной или с двух сторон, а также со стороны поля - тягачами, тракторами и др. в светлое и темное время суток. Падение автомобилей с крутых склонов является ДТП снаиболее тяжелыми последствиями, так как во многихслучаях ведет к гибели всех или почти всех людей, находящихся в кабине или салопе автомобиля. Сорвавшийся с крутых склонов транспорт при падении, как правило, по нескольку раз переворачивается, ударяясь о выступы скал, и пролетает 100-150 метров и более. Иногда он взрывается и превращается в груду искореженного металла. Спасательные работы по данному виду ДТП относятся к наиболее сложным, так как автомобили падают в глубокие расщелины, труднодоступные заросли, горные реки и т.д. Проведение поисково-спасательных работ, извлечение и подъем (или спуск) на автомобильную дорогу или па подходящую площадку пострадавших, погибших и остатков машин осуществляется обычно с использованием альпинистской техники и альпинистского снаряжения. В этом случае спасатели должны иметь соответствующие подготовку, квалификацию и экипировку. В связи с тем что на месте падения автомобилей появляются определенные приметы (сбито дорожное ограждение, пропахана земля, повреждена растительность и т.п.), поисковые работы, как правило, имеют характер маршрутного поиска по направлению падения транспорта. При этом внимательно обследуется не только место падения. по прилегающие участки, так как водитель и пассажиры могут выпасть из автомобиля и оказаться где-то далеко. Они могут попасть на желоба, кулуары, площадки, углубления, осмотр которых необходимо проводить при движении по ним снизу вверх, чтобы избежать падения на пострадавших камней, льда, снега и др. В ночное время включают освещение зоны поиска и зоны спасательных работ от двигателя автомобиля или от специальных источников. После обнаружения транспорта вскрытие его и деблокирование пострадавших производят по общепринятой технологии. Одновременно разрабатывается тактический план транспортировки людей (в том числе погибших) и эвакуация ТС на заранее определенную площадку с учетом рельефа местности, состава спасательной группы, имеющегося снаряжения, времени года, погодных условий и т.д. Во многих случаях целесообразно навешивать подвесную дорогу. Для этого необходимо оборудовать, точки закрепления дороги, и определись места и способы страховки, подъема (спуска) людей, расставить членов спасательной группы по местам в соответствии с поставленными перед ними задачами. Подвесную дорогу навешивают с использованием альпинистских веревок или тросового снаряжения. При этом одним из важнейших требований является падежное закрепление веревки (троса). Обычно для этого ищут выступ или дерево. Если таковых нет применяется система из нескольких сблокированных крючьев. При спуске пострадавшего создают систему торможения веревки, используя различные тормозные шайбы, восьмерки или карабинный тормоз. Очень важно спуск, а следовательно, и торможение осуществлять плавно, равномерно, без рывков и быстрых проскальзываний, которые могут привести к расплавлению веревки. Для транспортирования людей, попавших в аварию, удобно пользоваться универсальными носилками. В этом случае человек защищен от ударов с двух сторон и снизу, а транспортировать па носилках можно на всех этапах, не перекладывая его. После спуска пострадавшею с местности со сложным рельефом и выхода на пологий склон или троих к носилкам в средней их части прикрепляется колесо, облегчающее дальнейшее движение. Идущий впереди выбирает путь и придерживает носилки, пользуясь тормозом, а идущий сзади выравнивает их положение и предохраняет пострадавшею от толчков и сотрясений. Опыт проведения подобных аварийно-спасательных работ показывает, что выбор рациональной технологии и организации мероприятий позволяет существенно сократить время их проведения и уменьшить число безвозвратных потерь. Автомобили при некоторых ДТП падают с мостов, эстакад, с прибрежных автомобильных дорог в реки, озера, в море и т.п. Вода по сравнению с грунтом, деревянными или бетонными сооружениями имеет более благоприятные физико-механические свойства с точки зрения степени механических повреждений транспорта. Это создает определенные предпосылки к выживанию людей, попавших в аварию. Однако отрицательная особенность таких ДТП в том, что пострадавшие должны выбраться на берег или их необходимо доставать из водоема. Ситуация усугубляется при следующих обстоятельствах: - пострадавшие получили травмы, исключающие их самоспасение; - пострадавшие зажаты в деформированном транспорте; - ледовая обстановка или низкая температура воды; - большая глубина водоема. Если люди оказались па поверхности воды, то технология их спасения такая же как при спасении из воды. В качестве спасателей могут быть очевидцы пли первые выбравшиеся па берег пострадавшие. При этом должны соблюдаться следующие основные правила. Нужно быстро оцепить обстановку и выбрать, наиболее оптимальный вариант спасения. Если рядом нет лодки, а потерпевший находится вдали от людей, необходимо добежать по берегу до ближайшего к тонущему места, на ходу снимая с себя одежду и обувь. Затем войти в воду и плыть с учетом скорости течения. При сильном течении следует быстро двигаться вдоль берега с расчетом определить местонахождение тонущего и только после этого войти в воду. Прыгать в воду, тем более головой вниз, в незнакомом месте нельзя. Это опасно для жизни спасателя. Если пострадавший погрузился в воду, то необходимо пырнуть и найти его. Если пострадавший лежит на дне то, приблизившись к нему, следует захватить его под руки или схватить обеими руками его за руку, оттолкнуться от дна и всплыть на поверхность воды. В том случае, если найти тонущего не удалось, осуществляется последовательный поиск в предполагаемом секторе водоема с учетом течения и возможного сноса потерпевшего. Обнаружив пострадавшего, необходимо его захватить и транспортирован, к берегу, где оказать ему первую помощь. Если кабина или салон транспорта относительно герметичны, то в них остается воздух, достаточный для выживания пострадавших в течение некоторого времени. Спасающим необходимо действовать быстро ,чтобы успеть за это время извлечь из автомобиля пострадавших и спасти их. Если местонахождение упавшей в водоем машины точно не определено, следует провести поиск и обследование возможных точек или квадратов ее нахождения и обозначить расположение обнаруженной машины сигнальным буем. Если такового нет - то с помощью поплавка (например, пустой полиэтиленовой бутылки) с грузилом (якорем). Спасательные работы по вскрытию упавшею в водоем транспорта проводятся гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, соединенным с гидроагрегатом, находящимся в непосредственной близи на плавсредстве. Для извлечения аварийного транспорта на поверхность его захватывают и закрепляют на тросах, затем подъемным краном соответствующей грузоподъемности поднимают на берег. Эти операции выполняют спасатели в легком водолазном снаряжении с соблюдением установленных требований техники безопасности. При попадании автомобиля в селевой поток и в лавину поиск, деблокирование и спасение пострадавших выполняют в основном по известным технологиям для данных ЧС (вместо здания, сооружения, отдельных людей, попавших в лавину, объектом АСР в данном случае является транспорт, попавший в аварию). |
3.2 | Практическая работа. | 10 мин | Практически отрабатываем приёмы работы с гидравлическим аварийно спасательным инструментом, не механизированным инструментом, отрабатываем приёмы оказания первой помощи. Резка металлических прутков, уголка. Дать вводную оказание первой медецинской помощи при длительном сдавливании нижних конечностей. |
3.3 | Отработка практических действий по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при кровотечении | 10 мин | Первая медицинская помощь при кровотечении зависит от его характера и заключается во временной остановке и доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. В большинстве случаев остановить наружное кровотечение можно с помощью обычной или давящей повязки. При наложении давящей повязки с помощью ватно-марлевой подушечки индивидуального перевязочного пакета или другого стерильного материала (при его отсутствии — чистой хлопчатобумажной ткани) туго тампонируют рану и укрепляют такой тампон тугой повязкой. Кровоостанавливающий жгут накладывают только при сильном артериальном кровотечении, когда другими способами остановить его не удается. При сильном кровотечении для уменьшения кровопотери перед наложением давящей повязки или жгута необходимо прижать артерию к костным выступам в определенных наиболее удобных для этого точках (рис. 10), где хорошо прощупывается пульс. Для прижатия плечевых артерий вводят кулак в подмышечную впадину и прижимают руку к туловищу, для бедренных артерий — надавливают кулаком на внутреннюю поверхность верхней трети бедра. Прижать некоторые артерии можно и путем фиксированного сгибания конечности. Для прижатия артерий предплечья кладут две пачки бинта или валик из подручного материала в локтевой сгиб и максимально сгибают руку в локтевом суставе, для артерий голени — в подколенную ямку кладут такой же валик и максимально сгибают голень в коленном суставе (рис. 11). Способом фиксированного сгибания конечности для прижатия артерий нельзя пользоваться при подозрении на перелом кости. Кровоостанавливающий жгут накладывают на одежду или специально подложенную под него ткань (полотенце, кусок марли, косынку). Жгут подводят под конечность выше места кровотечения и поближе к ране, сильно растягивают, не уменьшая натяжения, затягивают вокруг конечности и закрепляют концы (рис. 12). При правильном наложении жгута кровотечение из раны прекращается, конечность ниже места его наложения бледнеет, пульс на лучевой артерии и тыльной артерии стопы исчезает. Под жгут подкладывают записку с указанием даты, часа и минут его наложения. Конечность ниже места наложения жгута сохраняет жизнеспособность только в течение 1,5 — 2 часов, поэтому необходимо принять все меры для доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Ошибки при наложении жгута: а) слишком слабое затягивание вызывает сдавливание только вен, в результате чего артериальное кровотечение усиливается; б) слишком сильное затягивание, особенно на плече, приводит к повреждению нервных стволов и параличу конечности; в) наложение непосредственно на кожу приводит, как правило, через 40 — 60 минут к сильным болям в месте его наложения. При отсутствии жгута для остановки кровотечения используют ремень, платок, полоску прочной ткани. Ремень складывают в виде двойной петли, надевают на конечность и затягивают. Платок или другую ткань используют как закрутку (рис. 13). Артериальное кровотечение в области волосистой части головы, на шее и туловище останавливают путем тугой тампонады раны стерильными салфетками. Поверх салфеток можно положить неразвернутый бинт из стерильной упаковки и максимально плотно прибинтовать его. При любом кровотечении поврежденной части тела придают возвышенное положение и обеспечивают покой. |
3.4 | Заключительная часть. | 5 мин. | Провожу опрос по изученной теме. Разбираю вопросы задаваемые слушателями. Выставляю оценки. |
Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.
Задание для самостоятельной работы: изучить действия при авариях на ж/д транспорте
Руководитель занятия:
Начальник караула СПСЧ № 7
ст. лейтенант внутренней службы М.В. Сайфуллин
"____"_____________2022 г.
Помощник начальника караула СПСЧ № 7
старшина внутренней службы Д.Ф. Губайдуллин
"____"_____________2022 г.
Начальник караула СПСЧ № 7
ст. лейтенант внутренней службы С.А. Бехтерев
"____"_____________2022 г.
Начальник караула СПСЧ № 7
капитан внутренней службы И.В. Мочалин
"____"_____________2022 г.