ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
37.03.01 Психология
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Организационная психология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание №1
по учебному курсу «Общепсихологический практикум 1»
(наименование учебного курса)
Студент | Новосельцева Кристина Рудольфовна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ПСХбп-1901б | |
| | |
Преподаватель | Куприянов Сергей Николаевич | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Практическое задание 1
Тема 1. Методология и методы исследования в психологии
Задание
На основе анализа психологической литературы, выделите основные методы исследования в психологии и их особенности. Заполните таблицу.
Название метода | Особенности метода |
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. | -целостное восприятие наблюдаемой ситуации; -непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения; -данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем; -влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку. |
Тестирование - процесс и метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. | - Исследование проводится посредством выполнения респондентом ряда задач. - При интерпретации результатов полученные данные соотносятся с заданными стандартами. -Тестирование направлено на измерение свойств личности. - Возможна работа одновременно с большим числом респондентов. - Не требуется создания специальных условий для проведения тестирования. |
Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. | -Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай. - Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей. - Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. |
Интервьюирование - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. | - этот метод сбора информации требует больше времени; - он обеспечивает, как правило, более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы; - вербальная информация дополняется визуальной, поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем; - интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента. |
Проективные методики - один из методов психодиагностики, группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. | Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула. |
Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. | Внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. |
Практическое задание 2
Тема 2. Эмпирические методы в психологии
Задание
На основе анализа психологической литературы, выделите основные психические познавательные процессы и методы, с помощью которых можно изучить эти процессы. Заполните таблицу.
Психический процесс | Методы изучения психического процесса |
Восприятие | Исследование восприятия проводится: 1) клиническими методами; 2) экспериментально-психологическими методами. |
Память | Для исследования уровня памяти обычно пользуются методами изучения опосредствованного запоминания, разработанными Л. С. Выготским, А. И. Леонтьевым и Л. В. Занковым. |
Ощущение | Метод постепенных изменений, или метод едва заметных разниц. Метод истинных и ложных случаев. Метод средней ошибки. |
Мышление | Метод экспермента, метод наблюдения, метод беседы. |
Внимание | Корректурная проба - исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость. Счет по Крепелину. Методика была предложена Крепелиным в 1895 г. для исследования работоспособности - упражняемости и утомляемости. Метод отсчитывания |
Практическое задание 3
Тема 3. Типы измерений и типы данных в психологических исследованиях
Задание
На основе анализа психологической литературы, выделите основные измерительные шкалы в психологии и их основные особенности. Заполните таблицу.
Измерительная шкала | Особенности измерительной шкалы |
Шкала наименований (номинальная шкала) | Упорядочение номинальной шкалы не делает ее шкалой порядка, т.к. в этом случае объектам не ставятся в соответствие ординальные числа, номинальные классы не связаны отношением порядка и не обладают свойством транзитивности. |
Порядковая (ординальная) шкала | Характерная черта шкал порядка - неопределенность нулевого значения. Так, нулевое значение IQ не имеет смысла, как и нулевой порядок в последовательности. |
Интервальная шкала | Отличительной чертой интервальной шкалы является произвольное положение нуля. |
Шкала отношений | Шкала отношений, как наиболее мощная, суммирует все возможности, которыми обладают менее мощные шкалы наименований, порядка и интервалов. На ней определены отношения эквивалентности, равенства, порядка, функции метрики и расстояния. |
1 Оставить нужное