ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Организационная психология

(направленность (профиль) / специализация)

Практическое задание №1
по учебному курсу «Общепсихологический практикум 1»

(наименование учебного курса)

Студент

Новосельцева Кристина Рудольфовна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбп-1901б













Преподаватель

Куприянов Сергей Николаевич







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

Практическое задание 1

Тема 1. Методология и методы исследования в психологии


Задание

На основе анализа психологической литературы, выделите основные методы исследования в психологии и их особенности. Заполните таблицу.


Название метода

Особенности метода

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

-целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

-непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

-данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

-влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.


Тестирование - процесс и метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

- Исследование проводится посредством выполнения респондентом ряда задач.

- При интерпретации результатов полученные данные соотносятся с заданными стандартами.

-Тестирование направлено на измерение свойств личности.

- Возможна работа одновременно с большим числом респондентов.

- Не требуется создания специальных условий для проведения тестирования.

Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

-Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

- Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

- Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

Интервьюирование - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

- этот метод сбора информации требует больше времени;

- он обеспечивает, как правило, более надежную информацию, исключая неконтролируемую подмену намеченных респондентов как это может быть при анкетировании; более полное понимание ими вопросов и адекватные ответы;

- вербальная информация дополняется визуальной, поскольку опрашивающий одновременно является и наблюдателем;

- интервьюер может устранить влияние третьих лиц на респондента.

Проективные методики - один из методов психодиагностики, группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.


Основной особенностью проективных техник является представление субъекту задачи, которая является относительно неструктурированной. Это отсутствие структуры включает в себя двусмысленные или неопределенно определенные стимулы, с помощью которых субъект может придавать значение материалу стимула.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.

Внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин.




Практическое задание 2

Тема 2. Эмпирические методы в психологии


Задание

На основе анализа психологической литературы, выделите основные психические познавательные процессы и методы, с помощью которых можно изучить эти процессы. Заполните таблицу.

Психический процесс

Методы изучения психического процесса

Восприятие

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами.

Память

Для исследования уровня памяти обычно пользуются методами изучения опосредствованного запоминания, разработанными Л. С. Выготским, А. И. Леонтьевым и Л. В. Занковым.

Ощущение


Метод постепенных изменений, или метод едва заметных разниц.

Метод истинных и ложных случаев.

Метод средней ошибки.

Мышление

Метод экспермента, метод наблюдения, метод беседы.

Внимание

Корректурная проба - исследование внимания, способность к концентрации, устойчивость.

Счет по Крепелину. Методика была предложена Крепелиным в 1895 г. для исследования работоспособности - упражняемости и утомляемости.

Метод отсчитывания

Практическое задание 3

Тема 3. Типы измерений и типы данных в психологических исследованиях


Задание

На основе анализа психологической литературы, выделите основные измерительные шкалы в психологии и их основные особенности. Заполните таблицу.


Измерительная шкала

Особенности измерительной шкалы

Шкала наименований (номинальная шкала)

Упорядочение номинальной шкалы не делает ее шкалой порядка, т.к. в этом случае объектам не ставятся в соответствие ординальные числа, номинальные классы не связаны отношением порядка и не обладают свойством транзитивности.

Порядковая (ординальная) шкала

Характерная черта шкал порядка - неопределенность нулевого значения. Так, нулевое значение IQ не имеет смысла, как и нулевой порядок в последовательности.

Интервальная шкала

Отличительной чертой интервальной шкалы является произвольное положение нуля.

Шкала отношений

Шкала отношений, как наиболее мощная, суммирует все возможности, которыми обладают менее мощные шкалы наименований, порядка и интервалов. На ней определены отношения эквивалентности, равенства, порядка, функции метрики и расстояния.





1 Оставить нужное