Файл: Планконспект проведения занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности со студентами колледжа Тема Чрезвычайные ситуации мирного времени и защита от них Занятие 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
Колледж космического машиностроения и технологий
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
со студентами колледжа
Тема № 1.1.
Чрезвычайные ситуации мирного времени и защита от них
Занятие: 2
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера
I. Метод проведения: классно-групповой
дистанционное обучение
II. Цель занятия:
— учебная: Ознакомить студентов с основными видамиаварий и катастроф и правилами поведения при их возникновении;
воспитательная: воспитать уверенность в своих силах, своей способности оценивать окружающую обстановку
III. Место проведения: аудитория № _____
IV. Учебные вопросы
1. Источники возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами и взрывами.
3. Классификация чрезвычайных ситуаций
V. Время занятия: 90 минут.
VI. Учебно-материальное обеспечение:
— технические средства обучения;
— мультимедийный проектор;
— компьютер;
— интерактивная доска.
VII.
Видеоматериал:
bgd_kkmt@mail.ru\БЖД\Учебные фильмы
БЖД ТЕМА 1.1.2.1. ЧС природного и технохарактера
БЖД ТЕМА 1.1.2.2 Классификация ЧС
БЖД ТЕМА 1.1.2.3. Действия населения при ЧС природного характера #1
БЖД ТЕМА 1.1.2.4. Действия населения при ЧС техногенного характера#2

2
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
VIII. Рекомендуемая литература и ресурсы.
основная:
1. Материалы лекции.
2. Ю. Г. Сапронов "Безопасность жизнедеятельности". Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 4- е издание , стереотипное – Издательский центр "Академия" 2019. – 336 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В. И. Бондин, Ю. Г. Семехин. - М. :
НИЦ ИНФРА- М; Ростов н/Д: Академцентр, 20184. - 349 с. http://znanium. com/bookread2. php?book=432494 4. Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов "Безопасность жизнедеятельности", учебник М 2013 "Академия" 171 стр.
5. Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова, "Безопасность жизнедеятельности". Учебник 2014 "Академия" стр 283 6. В. Ю Микрюков, "Безопасность жизнедеятельности", учебник "Кнорус", М 2010, стр 288
Дополнительная:
1. Федеральный закон "О защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 №68-ФЗ;
2. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне";
3. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ;
4. Федеральный закон "О пожарной безопасности РФ" от 21.12.1994 № 69-ФЗ;
5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
6. Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 г № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливом нефти и нефтепродуктов";
7. РД 03-418-01 Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов;
8. РД 03-496-02 Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах;
9. ГОСТ Р 22.0.075 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров;
10.
ГОСТ Р 22.3.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения.
Основные положения;
11.
ГОСТ Р 22.0.06 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий.
Интернет ресурс:
облако bgd_kkmt@mail.ru\БЖД\Учебники
,
Пособия Нормативные акты bgd_kkmt@mail.ru\БЖД\Лекции
IX. Расчет рабочего времени:
1. Организационный момент:
5 мин.
2. Изложение нового материала:
75 мин.
1. Источники возникновения чрезвычайных ситуаций.
20 мин.
2. Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами и взрывами.
35 мин.
3. Классификация чрезвычайных ситуаций
20 мин.
3. Закрепление нового материала:
5 мин
• Авария, катастрофа, стихийное бедствие, ЧС. Основные понятия. Характеристика.
• Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами и взрывами.


3
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
• Классификация чрезвычайных ситуаций
4. Задание на самостоятельную подготовку:
5 мин.
Изучить Общую характеристику чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
X. Порядок выполнения задания (изучения материала):
I. Изучить теоретические сведения по теме.
II. В рабочей тетради:
а) Законспектировать:
б) Подготовить ответы на тематические вопросы (подготовка к семинару):
1. Что называется опасностью в ЧС?
2. Какая ситуация называется чрезвычайной?
3. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации?
4. Дайте определение опасного природного явления.
5. Кто является пораженным в ЧС?
6. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от источника?
7. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от масштабов?
8. Дайте определение стихийного бедствия.
9. Какова современная статистика стихийных бедствий?
10.Что относится к чрезвычайным ситуациям мирного времени?
10. Что относится к чрезвычайным ситуациям военного времени?
11. Что относится к опасным природным явлениям?
12. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной?
13. Как классифицируются техногенные чрезвычайные ситуации?
14. Дайте определение аварии и катастрофы.
15. Назовите виды и характеристики катастроф.
16.Что называется наводнением? Какие наводнения бывают?
17. Каковы последствия наводнений?
18. Каков ущерб от наводнений?
19.Что называется землетрясением? Какие бывают землетрясения?
20. Назовите признаки приближающегося землетрясения.
21. Каковы последствия землетрясений?
22. Что называется ветром?
23. Какие бывают разрушительные ветра?
24.Что называется атмосферными осадками?
25.Что называется вулканом? Какие бывают вулканы?
26. Какими должны быть действия населения при извержении вулкана?
27. Что называется лавиной?
28. Что называется обвалом?
29. Что называется оползнем?
30.Что такое сель?
в) Выполнить домашнее задание – Приложение 1:

4
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
Конспект для проведения занятий
1. Источники возникновения чрезвычайных ситуаций.
Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна. Чрезвычайные ситуации, от каких бы причин они не возникали, отрицательно воздействуют на природу и человека.
Основные причины возникновения ЧС:
1) внутренние: а) сложность технологий; б) недостаточная квалификация персонала; в) проектно-конструкторские недоработки; г) физический и моральный износ оборудования; д) низкая трудовая и технологическая дисциплина;
2) внешние: а) стихийные бедствия; б) неожиданное прекращение подачи электроэнергии; в) газы технологических продуктов; г) терроризм; д) войны.
ЧС могут произойти при:
1) наличии источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
2) действии факторов риска (выбросе газа, взрыве, возгорании);
3) нахождении в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту –
стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:
1) накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
2) период развития катастрофы;
3) экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
4) период затухания;
5) период ликвидации последствий.
В системе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются следующие термины и определения.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.


5
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
Зона ЧС — территория, пораженная в результате проявления чрезвычайного события и требующая специальных мер ликвидационного и восстановительного характера.
Оперативная обстановка в зоне ЧС — характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии зоны, проведенных работах по ликвидации ЧС, требуемых ресурсах для ликвидации ЧС, внешних факторах, относящихся к ЧС и влияющих на развитие обстановки.
Предупреждение ЧС — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное снижение риска возникновения ЧС, а также на уменьшение всех негативных последствий ЧС в случае их возникновения.
Ликвидация ЧС — аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды, уменьшение материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС и прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Безопасность жизнедеятельности рассматривает человека и техносферу как единую систему, элементы которой взаимодействуют между собой. Нештатное взаимодействие элементов системы приводит к возникновению чрезвычайного происшествия (ЧП).
ЧП — нежелательное, незапланированное, непреднамеренное событие в системе, нарушающее обычный ход вещей и происходящее в короткий промежуток времени. Различают следующие виды ЧП, приводящие к ЧС:

авария — чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, технологическим, производственным) эксплуатационным причинам или из-за случайных внешних воздействий, и представляющее собой выход И* строя, разрушение технических устройств или сооружений;

катастрофа техногенная — авария объекта техносферы, в результате которой погибли люди;

катастрофа производственная или транспортная — крупная авария на объекте
экономики или транспорте, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжкие последствия;

катастрофа природного характера или стихийное бедствие — чрезвычайное событие природного характера, вызвавшее гибель людей и значительный материальный ущерб.
В зависимости от сути явления, вызвавшего ЧС, последние подразделяются на следующие виды:
1.
Бесконфликтные ЧС — источники угроз этих ситуаций находятся в техносфере или природной среде;
2.
Конфликтные ЧС — ситуации, источниками которых являются явления в социальном обществе.
Чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с производственной деятельностью человека в техносфере, называются техногенными.
Базовая классификация ЧС строится по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС (рис. 1.1). В зависимости от количества пострадавших, размера материального ущерба, а также от размера зон действия поражающих факторов ЧС подразделяются на следующие группы: локальные, местные, территориальные, федеральные, трансграничные.
Чрезвычайные ситуации подразделяются также на группы по следующим классификационным признакам:

по скорости увеличения и (или) распространения опасности: внезапные (взрывы, транспортные аварии и др.); с быстрым изменением факторов (пожары и др.); с умеренным


6
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ изменением факторов (выбросы радиоактивных веществ и др.); с медленным изменением факторов (засуха, аварии на очистных сооружениях и др.);

по характеру источников опасности и поражающих факторов: химические; тепловые; радиационные и др.;

по результату воздействия поражающих факторов на объекты техносферы: затопление; разрушение; заражение и др.
При возникновении ЧС имеют место следующие виды поражения человека: физическое, химическое, биологическое, информационно-психологическое и комбинированное. При физическом поражении на объекты воздействуют раздельно или комбинированно все известные формы физической энергии.
Химическое поражение при ЧС возникает в результате воздействия на объекты химически опасных веществ. Эти вещества поражают людей и животных, загрязняют почву, воду, воздух, продукты питания, растительность, здания, сооружения, технику и другие объекты техносферы.
Биологическое поражение происходит в результате воздействия на людей и животный мир болезнетворных микробов, токсинов, иных биологически активных веществ, а также энергии происходящих при этом биологических превращений.
Комбинированное поражение в ЧС имеет место в случае одновременного воздействия на объекты различных видов поражений.
1.2 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

7
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
Рис. 1.2. Взаимодействие развития техносферы и чрезвычайных ситуаций (негативное влияние — стрелка из сплошных линий, позитивное влияние — стрелка из пунктирных линий)
Развитие государства и чрезвычайные ситуации катастрофического характера имеют сферы взаимовлияния. Эти влияния могут быть как позитивными, так и негативными (рис. 1.2). К по- зитивным результатам, например, можно отнести коренное обновление производства предприятий экономики, обеспечение людей, пострадавших от ЧС, более современным и качественным жильем. Однако негативных моментов значительно больше. В целом, ЧС оказывают тормозящее действие на развитие государства.
2 Чрезвычайные ситуации, вызванные возникновением пожаров и взрывами
Пожар — комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат неконтролируемые процессы горения, тепло- и массообмена, сопровождающиеся уничтожением материальных ценностей и создающие опасность для жизни людей.
Взрыв — это неконтролируемое освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.
Пожары и взрывы зачастую представляют собой взаимосвязанные явления. Взрывы могут быть вторичными последствиями пожаров как результат сильного нагрева емкостей с горючими газами (ГГ), легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), горючими жидкостями (ГЖ), а также пылевоздушных смесей (ГП), находящихся в закрытом пространстве помещений, зданий, сооружений. В свою очередь, взрывы, как правило, приводят к возникновению на объекте пожара, так как в результате взрыва образуется сильно нагретый газ (плазма) с очень высоким давлением, который оказывает не только ударное механическое, но и воспламеняющее воздействие на окружающие предметы, в том числе на горючие вещества.
Объекты, на которых производятся, хранятся или транспортируются вещества, приобретающие при некоторых условиях способность к возгоранию (взрыву), относятся соответственно к пожаро- или взрывоопасным объектам.
Процесс горения возможен при следующих основных условиях:
П
А
ЗВ
И
Т
И
Е
Т
Е
Х
Н
О
С
Ф
Е
РЫ
Ч
РЕ
ЗВ
Ы
Ч
А
Й
Н
Ы
Е
С
И
Т
У
А
Ц
И
И
Создаются возможности по более эффективному противодействию ЧС
Повышается риск ЧС (увеличение опасных производств и технологий
Возможность восстановления производства и иных элементов техносферы на базе новейших технологий
Ограничение развитие экономики и социальной сферы


8
БЖД ТЕМА 1.1.2. Чрезвычайные ситуации и их характеристики для СТУДЕНТОВ
■ непрерывное поступление окислителя (кислорода воздуха);
■ наличие горючего вещества или его непрерывная подача в зону горения;
■ непрерывное выделение теплоты, необходимой для поддержания горения.
Зона наиболее интенсивного горения, в которой имеются все три условия, называется
очагом пожара. Процесс развития пожара состоит из следующих фаз:
• распространение горения по площади и пространству;
• активное пламенное горение с постоянной скоростью потери массы горючих веществ;
• догорание тлеющих материалов и конструкций.
Пожар происходит в определенном пространстве (на площади или в объеме), которое условно может быть разделено на зоны, не имеющие четких границ: горения, теплового воздействия, задымления.
По условиям газообмена и теплообмена с окружающей средой все пожары подразделяются на два обширных класса:
1-й класс — пожары на открытом пространстве;
2-й класс — пожары в ограждениях.
Пожары 1-го класса условно могут быть разделены на следующие виды:
• локальные, или не распространяющиеся, когда их размеры остаются неизменными во времени;
• распространяющиеся, когда ширина фронта, периметр или радиус пожара постоянно изменяются по различным направлениям;
• отдельные, когда пожаром охвачены отдельные объекты на территории так, что между ними возможны перемещения людей и техники без защиты от теплового воз- действия;
• сплошные, когда одновременно пожаром охвачено преобладающее число объектов на данной территории так, что передвижение людей и техники через участок пожара невозможно без средств защиты от теплового воздействия;
• массовые как совокупность отдельных и сплошных пожаров;
• огневой шторм как особая форма нераспространяющего- ся сплошного пожара, когда имеется значительный восходящий поток продуктов горения и нагретого воздуха и приток свежего воздуха со скоростью не менее 50 км/ч со всех сторон по направлению к границам огня.
Пожары 2-го класса могут быть двух видов:
• открытые, когда их развитие идет при полностью или частично открытых дверных, оконных и вентиляционных проемах;
• закрытые, которые протекают при полностью закрытых проемах.
• Пожарная опасность объектов техносферы, в которых находятся твердые горючие материалы (ТГМ), определяется удельной пожарной нагрузкой.
Удельная пожарная нагрузка д, МДж/м
2
, определяется по формуле
в = Хад/s,
1=1 где G, — количество I-го материала пожарной нагрузки, кг; — низшая теплота сгорания i- го материала пожарной нагрузки, МДж/кг; п — количество видов материалов пожарной нагрузки;
5 — площадь размещения пожарной нагрузки, м
2
(но не менее 10 м
2
).
Пожарная нагрузка в помещениях представляет собой различные виды мебели, материалов, инвентаря, оборудования и т.п., а на открытых пространствах — отдельные объекты (здания, штабели пиломатериалов и др.), материалы в россыпи, растительный покров и т, п.