Файл: Тренинг ассертивности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ALIKHAN BOKEIKHAN UNIVERSITY»

Магистрант 2 курса, Сайлаугалиева С.С.

Тема: Тренинг ассертивности

Задание: разработать сценарий тренинга
Объект: ассертивность / уверенное поведение в себе.

Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.

Задачи тренинга:

  1. знакомство с общими закономерностями общения;

  2. изучение и понимание участниками особенностей своего характера;

  3. выработать умения осознавать и выражать свои чувства;

  4. повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности;

  5. отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Формы работы: групповая.

Количество участников: 10–15 человек

Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.

Методики и техники тренинговой работы: беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.
Так что же характеризует ассертивную личность?

Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.

Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):

1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;


3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

4. Использование местоимения «Я»: как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;

5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования .

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

  • целенаправленность;

  • ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

  • гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

  • социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

  • сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

  • настойчивость, не переходящая в агрессию;

  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

  • созидание.

Техники ассертивного поведения:


1. Техники воздействия:

  • Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности.

  • Техника «заигранная пластинка».Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым.

  • Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником.

  • 2. Техники самообороны

  • Раскол манипуляций.Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо.

  • «Игра в туман».Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья».

  • Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло.

  • Техника английского профессора.Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».


Программа тренинга

Тематический план

Качество

Время

Используемые игры и упражнения

1.Приветствие. Развитие эмпатии.

5 мин.

« Приветствие без слов»


2. Мозговой штурм

5 мин

«Ассертивные права» человека

2. Гибкость поведения

15 мин.

«Оптимальные варианты»

3. Коммуникация

15 мин.

«Интеллегентная грубость»

4. Манипуляции

15 мин

«Невидимый поводок»

5.Эмоции

10 мин.

«Спящие львы»

6. Обратная связь. Обсуждение

5 мин.





I.Вводная часть.
Упражнение « Приветствие без слов».

Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.

Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции

Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.
Обсуждение правила работы в группе.

II. Основная часть.

Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.


Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека».  Перечислим эти права.

Права человека:

        Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.

        Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.

        Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.

        Вы имеете право менять свои взгляды.

        Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.

        Вы имеете право сказать: «Я не знаю».

        Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.

        Вы имеете право на нелогичные решения.

        Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю».

        Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует”.

С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой  - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.

Упражнение «Оптимальные варианты».

Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

Коммуникативное упражнение «Интеллигентная грубость»
Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.


Слово «интеллигенция» происходит от латинского «intellegentia» - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к «интеллекту». Поэтому когда под словами «интеллигентный» и «интеллигентно» понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова. 
   Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он «ведет себя интеллигентно», а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он «грубиян и хам». 
   Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами: 
- Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью? 
- Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать? 
- Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя «интеллигентно так», а в других - «интеллигентно сяк»? 
- Какие яркие примеры «интеллигентных грубиянов» можно вспомнить из истории, художественной литературы? 
   В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который в общении тоже не «вилял» и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма «Осенний марафон», в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять «интеллигентную грубость» («Может, вам еще и полы помыть?..») 
   В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы: 
   - Чем отличается «просто грубость» от «интеллигентной грубости»? 
  - Каковы отличительные черты «интеллигентной грубости»? 
   - «Интеллигентная грубость» это самоцель или средство? 
   В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация: 
   Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
   Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.
Упражнение «Спящие львы»