ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ALIKHAN BOKEIKHAN UNIVERSITY»
Магистрант 2 курса, Сайлаугалиева С.С.
Тема: Тренинг ассертивности
Задание: разработать сценарий тренинга
Объект: ассертивность / уверенное поведение в себе.
Цель тренинга: развить ассертивность у педагогов.
Задачи тренинга:
-
знакомство с общими закономерностями общения; -
изучение и понимание участниками особенностей своего характера; -
выработать умения осознавать и выражать свои чувства; -
повышение самооценки, снижение уровня личностной тревожности; -
отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.
Формы работы: групповая.
Количество участников: 10–15 человек
Общее время, необходимое для реализации всей тренинговой программы: 1, 10 час.
Методики и техники тренинговой работы: беседа (разбор сложных случаев), игровая терапия, тренинговые упражнения.
Так что же характеризует ассертивную личность?
Ассертивного человека следует отличать от неуверенного в себе человека и агрессивного человека.
Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.
Можно перечислить основные характеристики уверенного в себе человека (по А. Солтеру):
1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;
2. Экспрессивность речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
3. Противостоять и атаковать: как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
4. Использование местоимения «Я»: как выражение того факта, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;
5. Принятие похвалы: как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;
6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования .
Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:
-
целенаправленность; -
ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания; -
гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку; -
социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими; -
сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции; -
настойчивость, не переходящая в агрессию; -
направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач; -
созидание.
Техники ассертивного поведения:
1. Техники воздействия:
-
Я-высказывание. Нужно говорить от себя, про себя, не переходя на личности. -
Техника «заигранная пластинка».Вы повторяете необходимое раз за разом, спокойно. При равных условиях побеждает тот, кто более настойчив. Необходимо сохранять спокойствие и быть терпеливым. -
Уважительный отказ. Умение отстоять свое мнение, не испортив отношений с собеседником. -
2. Техники самообороны -
Раскол манипуляций.Выяснить, что на самом деле необходимо от вас собеседнику. Не всегда партнеры открыто предлагают или просят о чем-либо. -
«Игра в туман».Нужно спокойно воспринимать критику в свой адрес. «Возможно, вы правы, но я сам себе судья». -
Техника бесконечного уточнения. Уточняющие вопросы помогут нам выяснить, что именно от нас хотят и перевести беседу из эмоционального в рациональное русло. -
Техника английского профессора.Суть этой техники в том, что вы все делаете и говорите от своего лица, вы можете согласиться на что-либо, но это будете уже не вы, а кто-то другой. «Я не могу отпустить вас раньше с работы, потому что я такой человек».
Программа тренинга
Тематический план
Качество | Время | Используемые игры и упражнения |
1.Приветствие. Развитие эмпатии. | 5 мин. | « Приветствие без слов» |
2. Мозговой штурм | 5 мин | «Ассертивные права» человека |
2. Гибкость поведения | 15 мин. | «Оптимальные варианты» |
3. Коммуникация | 15 мин. | «Интеллегентная грубость» |
4. Манипуляции | 15 мин | «Невидимый поводок» |
5.Эмоции | 10 мин. | «Спящие львы» |
6. Обратная связь. Обсуждение | 5 мин. | |
I.Вводная часть.
Упражнение « Приветствие без слов».
Цель: развитие эмпатии, умения передавать с помощью мимики и пантомимы свои чувства.
Сейчас мы попробуем поприветствовать каждого участника в отдельности без слов, используя лишь возможности вашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции
Затем усложним: попробуем поприветствовать одновременно как можно большее количество членов группы. Постарайтесь попробовать как можно больше возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.
Обсуждение правила работы в группе.
II. Основная часть.
Если говорить непосредственно о термине «ассертивность», то он происходит от английского «assert» - настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…». По определению Ренни Фричи, ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.
Квинтэссенцией (основой) учения об ассертивности выступают так называемые “ассертивные права человека». Перечислим эти права.
Права человека:
Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.
Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.
Вы имеете право менять свои взгляды.
Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
Вы имеете право на нелогичные решения.
Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю».
Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует”.
С одной стороны, эти права позволяют человеку быть свободным и независимым, но, с другой - при доведении до крайности могут привести к крайнему индивидуализму и игнорированием интересов окружающих. Поэтому важно соотносить свои интересы с интересами окружающих, не игнорируя их.
Упражнение «Оптимальные варианты».
Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.
Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно и т.д. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.
Коммуникативное упражнение «Интеллигентная грубость»
Участники осваивают способ выражения своих мыслей в прямой форме.
Слово «интеллигенция» происходит от латинского «intellegentia» - понимание, рассудок, познавательная сила. По происхождению это слово близко к «интеллекту». Поэтому когда под словами «интеллигентный» и «интеллигентно» понимают мягкость, тактичность и т.п., то это идет несколько вразрез с исконным значением слова.
Для многих коммуникативных ситуаций это противоречие становится еще острее: когда человек говорит льстиво, витиевато, лживо и намеками, то он «ведет себя интеллигентно», а когда собеседник говорит то, что думает, прямо и не смущаясь правды, то он «грубиян и хам».
Ведущий предлагает участникам порассуждать над вопросами:
- Всегда ли приятно иметь дело с истиной? А с ложью?
- Если надо, если хочется говорить правду, то как, в какой форме это лучше делать?
- Можно ли варьировать свое поведение: в одних ситуациях вести себя «интеллигентно так», а в других - «интеллигентно сяк»?
- Какие яркие примеры «интеллигентных грубиянов» можно вспомнить из истории, художественной литературы?
В качестве исторического примера ведущий вполне может предложить Сталина, который был известен прямотой в общении и которого за это осуждал еще Ленин, но который очень во многом именно этой особенностью стиля общения в сочетании с рациональностью добился уважения коллег по партии. В качестве литературного примера можно выбрать всеми известного профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который в общении тоже не «вилял» и говорил прямо, что думает и чувствует. Можно вспомнить сюжет фильма «Осенний марафон», в котором главный герой в конце фильма не выдерживает постоянного давления на себя и начинает проявлять «интеллигентную грубость» («Может, вам еще и полы помыть?..»)
В процессе обсуждения у участников должно сформироваться ясное представление о понятии "интеллигентная грубость". Для этого ставятся вопросы:
- Чем отличается «просто грубость» от «интеллигентной грубости»?
- Каковы отличительные черты «интеллигентной грубости»?
- «Интеллигентная грубость» это самоцель или средство?
В конце с помощью участников разыгрывается несколько сценок. Сценарий первой определяет сам ведущий. Это может быть примерно такая ситуация:
Один коллега подходит к другому и, манипулируя, просит "прикрыть" его по работе.
Сценарии других сценок поручаются самим участникам. Для этого их можно разбить на несколько команд.
Упражнение «Спящие львы»