Файл: Дисциплина Медикобиологические и социальные основы здоровьяПрактическое занятие 3 Задание (максимальное количество баллов8 баллов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2022
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Медико-биологические и социальные основы здоровья
Практическое занятие №3
Выполнил:
Задание 1. (максимальное количество баллов-8 баллов)
К Вам в группу (возраст детей 4-5 лет) поступил мальчик из логопедического детского сада. После наблюдения за ним в течение недели Вы зафиксировали следующие факторы:
1. На прогулке ищет предметы, которыми кидает в ребят. Одеваться сам умеет, но не хочет. Сандалии и уличную обувь не умеет обувать правильно.
2. Ребенок гиперактивен, бьёт и обижает других детей, на занятиях поёт песни, по группе спокойным шагом не ходит, только бегает.
3. Если в руки попадает что-нибудь, напоминающее руль машины, с характерным звуком «ездит» (бегает) кругами по группе, снося всё на своём пути.
4. В тихий час спит плохо, мешает другим.
Митюг ина надежд а
Алекса ндровн а

5. Спокойное урегулирование проблем в течение дня невозможно (на замечания воспитателя не реагирует; при попытке посадить на стульчик начинает падать на пол и кричать во весь голос). Иногда удается посадить, но потом он начинает дерзить, плакать, извиняться, после чего идёт играть дальше, но ненадолго, а через несколько минут начинаются жалобы от других детей.
6. Мальчик «залюбленный», в семье проблему не видят, в разговоре с родителями стало понятно, что эти поступки их «умиляют».
Вопросы:
1. Дайте рекомендации, как необходимо работать с таким ребенком педагогу.
2. Порекомендуйте приемы, которые могли бы повлиять на поведение ребенка с целью успешной адаптации к детскому саду.
3. Опишите основные моменты работы с родителями.
Ответ:
1.Практически в каждой группе есть хотя бы один ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но не все воспитатели сразу находят подход к такому воспитаннику, особенно когда диагноза еще нет.
Первое время педагоги делают бесконечные замечания ребенку, в ответ воспитанник демонстрирует протестное поведение. Потом педагоги пытаются ограничить его в активности: запрещают бегать, сажают на стул. Но и это не помогает. Тогда педагоги опускают руки, думают, что ребенок «ведет себя
так назло» и неисправим. Как взаимодействовать с детьми с СДВГ? Как выстраивать с ними занятия? Признаки и причины СДВГ у ребенка.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – неврологическое поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. В появлении СДВГ не виноват ни ребенок, ни его родители, ни условия воспитания. Это врожденная особенность нервной системы, которая сама собой сглаживается в подростковом возрасте по мере перестройки и дозревания мозга. СДВГ может быть у любого ребенка. Среди факторов, которые могут привести к этому синдрому: любые - сложная беременность и роды, ранние инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы, резус-конфликт матери и ребенка, слишком ранний (до 19) и поздний (после 35 у матери и после 39 у
отца) возраст родителей.
Чтобы установить, есть у ребенка синдром дефицита внимания или нет, требуется психологическое и неврологическое обследование. Однако и воспитатель может понять, что воспитанник страдает СДВГ.Многие признаки этого расстройства проявляются в его повседневном поведении:
Внимание- не может удержать внимание на одном деле дольше 5 минут; легко отвлекается во время выполнения дела на любые, даже незначительные стимулы; не может сконцентрировать внимание, даже когда увлекается заданием и

пытается сосредоточиться.
Речь- много болтает; речь торопливая; говорит часто на вдохе.
Познавательная активность-быстро теряет ко всему интерес; постоянно меняет игры и занятия; не любит совместные игры.
Помнить, что синдром дефицита внимания и гиперактивность не связаны с особенностями воспитания, характером ребенка, его отношением к взрослому или ситуации: он не может иначе. Ребенок не виноват, что невнимателен, неусидчив и расторможен. Это особенность работы его нервной системы.
Поэтому педагог не должен судить о поведении ребенка как о проявлении его «злой воли».
Правило 1. Давать гиперактивным детям задание подвигаться с утра. До детского сада или с самого утра в группе ребенку с СДВГ надо по 10–15 минут активно и свободно подвигаться. Зарядку эти дети обычно не любят, а свободную двигательную активность любят. Можно танцевать, висеть на шведской стенке, гонять мяч, изображать ниндзя. Движения должны быть свободными, такими, как захочет сам ребенок.
Правило 2. Каждые 10–15 минут поручать ребенку с СДВГ сделать что-то, что потребует от него активно подвигаться. Например, принести карандаши, вымыть доску для рисования. Воспитатель должен разрешать ребенку побегать, отжаться, прокатиться кубарем по ковру. Можно даже попросить показать «трюки» для остальных. Так ребенок с СДВГ сбросит двигательное напряжение, станет более управляемым и внимательным. Если заставлять сидеть тихо и не суетиться, будет только хуже.
Правило 3. Предлагать ребенку посидеть в уголке уединения, когда он сильно расторможен и активен. Чем меньше стимулов, тем легче успокоиться и снизить темп, поэтому ребенку с СДВГ полезно делать паузы в релаксирующих условиях.
При этом предложение побыть в уголке уединения никогда не должно выглядеть наказанием.
Правило 4. Оформить в группе наглядные памятки с правилами выполнения ежедневных заданий. Например, алгоритм сборов на улицу в рисунках, правила поведения во время приема пищи. Воспитатель должен молча показывать на памятку ребенку с СДВГ, если он не может сосредоточиться.
Правило 5. Следить за тем, чтобы в группе было проветрено и была питьевая вода. Если ребенок расшумелся, носится, лучший способ в этой ситуации для воспитателя – предложить ему попить, попросить посмотреть в окно.

Правило 6. Аккуратно располагать материалы и игрушки в группе. Хаос в помещении усиливает расторможенность и невнимательность детей.
Поэтому воспитатель должен размещать игрушки, бумагу, канцелярские принадлежности так, чтобы дети сразу видели, где что находится, и могли легко их достать и убрать.
Правило 7. Чередовать типы занятий с детьми не реже чем раз в 20 минут.
Например, поговорили, поиграли, порисовали, подвигались, свободная игра.
Правило 8. Каждые 15–20 минут делать паузу на 2–3 минуты. В это время воспитатель может дать ребенку подвигаться, попить воды, поговорить с другими детьми.
Правило 9. Давать короткие понятные задания. Воспитатель должен говорить кратко, делить задание на части.
Правило 10. Играть с ребенком в игры, которые требуют внимания и усидчивости. Начинать лучше с самых простых: «съедобное – несъедобное», «да –
нет не говорить, черное – белое не надевать», «покажи все предметы…
цвета», «сосчитай всех ворон, которых мы встретим», настольные игры.
2. Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся
предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).
Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.
Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей.
Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше

замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник,
потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.
Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.
Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша. Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Задание 2. (максимальное количество баллов-5 баллов)
В «эмоциональный портфель» ребенка включают множество различных показателей. В Вашу группу (возраст детей 3-4 года) поступила девочка (образ, имя и фамилию можно выбрать самостоятельно).
Вопросы:
1. Прокомментируйте уровень адаптации ребенка, если, согласно карте наблюдений, в течение некоторого времени была выявлена следующая динамика:
Фактор
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13
день день день день день день день день день день день день день
Отрицательные эмоции
+
+
+
+
+
-
-
-
-
-
-
-
-
Страх
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
Гнев
+
+
+
-
-
+
+
+
-
+
-
+
+
Положительные эмоции
-
-
-
+
+
+
+
-
-
-
+
-
-
Социальные контакты со сверстниками
-
-
-
+
+
-
+
+
+
-
+
-
+
Познавательная деятельность
-
-
+
-
+
-
+
+
+
-
+
+
-
Социальные навыки
-
-
-
-
+
+
-
+
-
+
+
-
+
Особенности речи
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Двигательная активность
+
+
+
+
+
-
+
+
-
-
-
+
+
Сон дневной
-
-
-
-
+
+
+
-
-
+
-
+
-
Аппетит
-
-
-
-
-
+
-
-
-
+
-
-
-
Критерии оценивания:
«+» – данный фактор наблюдается;
«–» – данный фактор не проявляется.
2. Какие мероприятия должен провести педагог для улучшения адаптационного периода ребенка?
Обоснуйте свой ответ.
3. Какую просветительскую работу нужно провести с родителями ребенка, на какие моменты адаптации к детскому саду акцентировать внимание семьи?
Ответ:
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.


Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до
2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.


Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
.Организовать работу с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
- какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом..
- как называют ребенка дома…
- чем больше всего любит заниматься ребенок…
- какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с
режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным
Уточнить правила в общении с родителями:
- детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
- родители могут забирать ребенка в удобное для них время.
Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим, приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Задание 3. (максимальное количество баллов-5 баллов)
После ужина у ребенка Вашей группы (возраст 4-5 лет) случился сильный приступ кашля, переходящий в удушье. В анамнезе: часто болеющий ребенок, аллергический компонент на отдельные продукты питания.
Согласно меню: на ужин дети получили овощное рагу с рыбной котлетой, чай с лимоном, ватрушку. Через 30 минут ребенок покрылся красными пятнами и испариной.
Вопросы:
1. Опишите Ваши действия по оказанию первой помощи ребенку.
2. Какие мероприятия по взаимодействию с медицинским работником необходимо соблюдать при работе с такими детьми в группе?
3. В чем заключается работа воспитателя и родителей по предотвращению аллергических реакций у детей?