Файл: 2 Рассмотреть особенности менталитета России и сша и его влияние на коммуникацию в ключе истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



АННОТАЦИЯ

Процессы глобализации, развития экономики, интернационализация процессов социокультурной сферы приводят, как правило, не только к положительным последствиям. Например, культурные различия могут сказаться на отношении к большому количеству проблем, которые составляют суть современных принципов политики всего мира. Чаще всего причиной подобных проблем является неосведомленность на уровне различных государств в том числе. В связи с этим встаёт необходимость изучать проблемы межкультурной коммуникации в целях избежать возможные недопонимания и конфликты.

Проблема также заключается в том, что сложившиеся традиции и стереотипы претерпевают некоторые изменения, причиной которых является непрерывное развитие всего мира. В связи с этим возникает необходимость внедрения новых ориентиров межкультурных взаимоотношений.

Актуальность темы обусловлена возрастающей проблемой коммуникаций в современном обществе. В работе рассматривается специфика менталитета России и США, а также его влияние на межкультурное общение. На основе опроса анализируются специфические особенности коммуникаций России и США. Знание этих различий устраняет ситуации непонимания и способствует успешной коммуникации между представителями России и США.

Целью работы явилось исследование специфических особенностей коммуникации и менталитета России и США. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач, а именно:

1) Раскрыть содержание понятия менталитет.

2) Рассмотреть особенности менталитета России и США и его влияние на коммуникацию в ключе истории.

Наиболее интересным является тот факт, что проблема межкультурных контактов возникла еще давно, учитывая исторический опыт развития общества. Становление культур национальностей следовало за тем, что их взаимоотношения улучшались, следовательно изменения в одних культурах сказывались на остальных. Основными проблемами являются:

Во-первых, существуют различие в понимании стратегической стабильности между двумя державами. Так, в РФ данное понятие включает в себя как наступательные и оборонительные вооружения, и особо акцентируется внимание на системы, не входящие в рамки правового регулирования ядерного баланса сторон. В США же проводится четкое разграничение ядерных и обычных высокотехнологичных вооружений.

Во-вторых, многополярный мир и появление новых стран с ядерным оружием, региональных ядерно-силовых балансов устанавливают ряд условий и барьеров для достижения консенсуса, а значит усложняют коммуникацию.


В-третьих, существующие договоры и соглашения перестают устраивать участников и требуют пересмотра, а каждая разорванная сделка влечет за собой шлейф недоверия держав друг к другу, что неблагоприятно влияет на дальнейшую коммуникацию.

В-четвертых, возникновение рисков попадания оружия массового уничтожения в руки террористов влияют на пересмотр условий по ограничению применения такого вида оружия и, снова, усложняют процесс принятия решений.

Наконец, в-пятых, кибербезопасность, милитаризация космоса, наращивание мощностей и точности систем неядерных вооружений, развитие робототехники, искусственного интеллекта и дистанционного управления военной техникой создают дополнительные нюансы и проблемные поля, а значит усложняют коммуникацию.

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РФ И США


В реалиях современного мира взаимодействие таких влиятельных стран в мире, как Россия и США, представляет наибольший интерес. Главными причинами такого выбора могут быть: размер и влияние на мировой арене, широкое распространение именно американского варианта английского языка и американской культуры.

Кроме того, история взаимоотношения этих стран довольно длинная и в то же время насыщенная различными событиями. Их взаимодействие можно охарактеризовать двумя формами: сотрудничество и борьба. Стоит отметить, что за весь период взаимодействия двух стран устойчивая модель отношений так и не была сформирована. Вследствие этого необходимо определить новый этап развития связей между Россией и США с целью осуществления межкультурного диалога.

Для этого необходимо принимать во внимание опыт прошлого, учитывая при этом возможные ошибки, а также новые тенденции, позволяющие определить общие принципы или позиции, целью которых являются повышение эффективности межкультурного взаимодействия двух стран. К ним можно отнести: совершенствование механизма культурного обмена; изучение историко-культурного опыта; отказ от диктата мировоззрения; взаимоуважение; строгое соблюдение права другой культуры на самобытность и другие.

Особую сложность установления партнерских взаимоотношений между двумя влиятельными государствами представлял период Второй мировой войны, когда представителям различных стран приходилось прилагать совместные усилия по решению вопросов мировой важности. США в этот период нужно было отказаться от изоляционной политики и вступить в межкультурное общение.


Согласно результатам большого количества исследований Гирта Хофстеде, известного социолога, по позиции индивидуализм Соединенные штаты Америки заняли первое место. По словам ученого именно в США культивируется, «субъективизм личности, ее автономия и независимость, ориентация на Я, т.е. на человека, который преследует собственные интересы, на образ жизни, центрированный на индивиде, когда личность ставится превыше всего – работы, религии, политических партий, а семья расценивается с точки зрения ее вклада в расцвет индивидуальной жизни».

После же Второй мировой войны сфера влияния политики, экономики и образа жизни американского государства активно расширилась. Технические советники и эксперты из Америки принимали участие в развитии международной торговли и экономики многих стран Европы, пострадавшей от войны. Более того, правительство США в дальнейшем запустило программы помощи развивающимся странам.

Стоит учитывать то факт, что не только различные правительственные организации должны принимать участие в улучшении отношений между Россией и США, но также неправительственные структуры, среди которых можно отметить научное сообщество, деловые круга, средства массовой информации и так далее. Задача формирования межкультурной компетенции в данном случае, становится наиболее важной. Такой тип компетенции способствует развитию способности к анализу другой культуры у индивида, к признанию альтернативных ценностей, изменению различных оценок и установок, а также воспитанию терпимости.

Таким образом можно сделать вывод, что взаимодействие культур между собой в эпоху глобализации во всем мире может не только способствовать их развитию, но также и привести к некоторым критическим моментам при их взаимодействии. Именно поэтому коммуникативный аспект социокультурных процессов в обществе современного мира занимает важную позицию.

Формирование межкультурной компетентности предполагает готовность субъекта к взаимодействию с другими системами ориентации и основывается на уважении разных культурных ценностей. Межкультурная компетентность проявляется в способности распознавать, уважать и продуктивно использовать различия в восприятии, мышлении и поведении своей и чужой культуры.

Межкультурная компетентность сегодня рассматривается как инструмент достижения успеха в межкультурном взаимодействии и определяется посредством детальной характеристики продуктивности интернационального сотрудничества. Среди критериев эффективности межкультурного взаимодействия и владения основами межкультурной компетентности выделяется успешное выполнение своих профессиональных задач в чужой среде, способность к конструктивному общению, включающее хорошее знание языка, гармоничные социальные отношения между гостем и представителями принимающей стороны, отсутствие стрессовых симптомов, идентификация с заграничным обществом. Межкультурная компетентность, охватывающая когнитивные, эмоциональные и деятельностные компоненты, становится необходимой квалификацией для современных руководителей и сотрудников разных областей.


Различия в менталитете и культуре являются актуальной темой, поскольку проблема непонимания, связанная с различиями в культурных традициях и менталитете достаточно часто возникает в процессе межкультурной коммуникации.

В отличие от США, где поощряется автономия, иначе говоря, человек сам решает свои собственные проблемы, в России, согласно проведенному нами опросу, в котором участвовали 105 человек в возрасте от 18 до 35 лет, 56.25% проголосовали за то, что в обучении или работе они полагаются только на себя, 25% рассчитывают на коллектив и 18.75% полагаются на поощрения со стороны руководства.

Основа самостоятельности в решении проблем закладывается в ВУЗах, поскольку в США, в отличие от России, существует другая система оценивания. На сайте voprosik.net [3] приводится в качестве примера следующая ситуация: некая группа из 100 человек учиться в течение года и по его окончанию им выставляются баллы. Причем 5 лучшим студентам (по результатам контрольных и тестов) ставят оценку А+, следующим 10 лучшим А, и так далее. Дело в том, что ваша карьера в дальнейшем зависит не только от вас самого, но и от группы, в которую вы попадете, иными словами, если вы попадаете в группу «Юных Эйнштейнов», то шансы на балл А+ или А существенно сокращаются. И наоборот, если в группе учатся ученики с не очень большим багажом знаний, то вы получите высший балл. Следовательно, можно сделать вывод, что уже в ВУЗе людей учат быть индивидуальным и думать только о себе, ведь от этого зависит ваша дальнейшая жизнь. Например, если Вас заметят на контрольной за списыванием, то любой ваш однокурсник сообщит об этом преподавателю, поскольку от этого он может пострадать [3].

Следует упомянуть, что в современной России при приеме на работу на диплом могут даже не обратить внимания. В США все иначе: в резюме принято писать средний балл, что может существенно повлиять на вашу дальнейшую карьеру.

В России ситуация развивается следующим образом: обмануть преподавателя считается доблестным поступком, а сдать сессию, не посещая ни одной лекции - достижением. Но донести на кого-либо означает потерю авторитета в группе. Нас с детства учат, что доносить - это плохо, причем этот принцип работает не только в ВУЗе, но и во взрослой жизни. Об этом свидетельствуют результаты опроса, в котором 59.375% проголосовавших ответили, что они отрицательно относятся к тем людям, которые могут сообщить начальству о ваших промахах, 40.625% относятся к доносчикам нейтрально и 0% проголосовали за положительное отношение к доносчикам.


В США каждый человек заодно с начальством, выполняет любые его поручения, ведь так он может получить поощрение и, в дальнейшем, рост на карьерной лестнице. В России же действует принцип «Все против начальства», никто не любит подчиняться.

Предположим, что есть два человека, работающие вместе, один из них совершил ошибку, оплошность в работе. Человек, выросший в СССР или России, не пойдет докладывать руководству, в то время как это будет абсолютно нормально в США, ведь они привыкли к этому. Никто не обидится на Вас за это, и если Вы в свою очередь совершите оплошность, то коллеги так же доведут это до сведения руководителя [3].

Люди в России, в отличие от США, не признают авторитетов. Чтобы заслужить уважение в России, недостаточно быть хорошим оратором, поскольку авторитет заслуживается только поступками. Это единственное, что уважают русские. Это доказывают и результаты опроса, в котором 81.25% проголосовали за то, что авторитета в их глазах можно добиться только поступками, и лишь 18.75% проголосовали за ораторское искусство.

В отличие от американцев, которые часто улыбаются и смотрят в глаза, в России улыбаются в том случае, если встречают друзей или знакомых. В Америке улыбка при встрече - это знак «я не опасен» [4]. В России нормальным считается назвать афроамериканца словом «негр», но в Америке при этом могут быть неприятности. Некоторые русские пословицы и ритуалы не понятны американцам, например: «сидеть на дорожку» перед дальней поездкой, или запрет на свист в помещении, что является нормой для американцев.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что русские и американцы отличаются своим менталитетом и культурными традициями. В отличие от России, в США принято самостоятельно решать возникающие проблемы, докладывать руководству о промахах коллег по работе и заслуживать авторитет ораторским искусством. Знание этих различий устраняет ситуации непонимания и способствует успешной коммуникации между представителями России и США.

Американская культура как и любая другая культура - индивидуальна и неповторима. У представителей американской культуры на протяжении многих веков формировались характерные для менталитета страны черты, для более четкого понимания которых мы характеризуем по классификациям М.Мид, Э.Холла, Г.Хофстеде и Ф.Тромпенаарса.

Согласно классификации М. Мид американскую культуру относят к кофигуративной кульутре. В США последствия кофигурации, охватывающие всю культуру, стали ощущаться к началу двадцатого столетия. Утвердилась форма нуклеарной семьи, близкие отношения между старшим поколением и внуками потеряли силу нормы, а родители, утратившие господствующее положение, решение задачи разработки стандартов поведения отдали на откуп детям. В 20 веке задача выработки стиля поведения начала переходить к средствам массовой информации, решавшим ее во имя последовательно во сменявших друг друга подростковых групп, а родительская власть переходила в руки во все возрастающей мере враждебной и озлобленной общины. В культурном отношении кофигурация стала доминирующей, преобладающей формой передачи культуры. Очень немногие из пожилых претендовали на какое бы то ни было отношение к современной культуре. От родителей же ожидалось, сколь бы они при этом ни ворчали, что они поддадутся настойчивым требованиям своих детей, требованиям, которым их обучили не школа, не другие, более адаптировавшиеся к культуре дети, а средства массовой информации.