Файл: Контрольная работа по дисциплине Практикум часть 1 Наименование темы работы (вариант3) содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важнейшим принципом федеративного устройства Российской Федерации является ее государственная целостность. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории, включающей в себя территории субъектов РФ (часть 1 статьи 67 Конституции РФ); гарантируется единство экономического пространства, не допускающее установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); используется единая денежная единица – рубль (часть 1 статьи 75 Конституции РФ); устанавливается верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ (часть 2 статьи 4 Конституции РФ); действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти (статья 5 Конституции РФ); все субъекты РФ рассматриваются как находящиеся в составе Российской Федерации (статья 65 Конституции РФ); вопросы федеративного устройства отнесены к исключительному ведению Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ); у субъектов РФ отсутствует право выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации (часть 5 статьи 66 Конституции РФ), поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности страны и единства системы государственной власти.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается в том числе существованием единого и равного гражданства Российской Федерации, а также тем, что каждый гражданин РФ обладает на территории РФ всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией (части 1 и 2 статьи 6 Конституции РФ).

Единство системы государственной власти в Российской Федерации выражается в наличии единой системы органов, совокупная компетенция которых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. В единую систему государственной власти входят Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды, а также государственные органы всех субъектов РФ (части 1 и 2 статьи 11 Конституции РФ). Это единство обеспечивает: особое построение законодательного (представительного) органа РФ - Федерального Собрания, где одна из палат (Совет Федерации) формируется из представителей от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (статья 95 Конституции РФ); верховенство Конституции и федеральных законов (часть 2 статьи 4 Конституции РФ); деятельность Президента как гаранта Конституции (часть 2 статьи 80 Конституции РФ); судебный контроль (статья 46 Конституции РФ).


Согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В отношении органов исполнительной власти Президент РФ наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (часть 3 статьи 11 Конституции РФ). Кроме того, в системе исполнительной власти разграничение полномочий может осуществляться с помощью соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части своих полномочий (части 2 и 3 статьи 78 Конституции РФ).

Одной из важнейших основ федеративного устройства Российской Федерации является принцип равноправия и самоопределения ее народов.

Независимо от численности каждый народ Российской Федерации имеет право на использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности (статья 9 Конституции РФ), сохранение родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ), создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68 Конституции РФ). Обеспечивая права народов, государство создает предпосылки для реального осуществления индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, в частности связанных с правом каждого пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества, исповедовать любую религию (статья 28 Конституции РФ), быть защищенным от дискриминации по национальному признаку (часть 2 статьи 19 Конституции РФ).

Признание равноправия народов не исключает учета их разнообразия и особого внимания со стороны государства к определенным их группам. Например, крупные национальные общности, являющиеся так называемым титульным народом республик, входящих в состав Российской Федерации, получили право устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик (часть 2 статьи 68 Конституции РФ). В то же время народам, которые в силу разных причин оказались менее защищенными и легко уязвимыми (национальные меньшинства, малочисленные этнические общности и коренные малочисленные народы), в соответствии с Конституцией РФ (статья 69) обеспечивается специальное внимание государства, особые права и гарантии сохранения их существования, что согласуется с международно-правовыми нормами и создает предпосылки для социального равенства.


Что касается права народов на самоопределение в пределах России, то оно может осуществляться в самых различных формах - от создания условий для свободного национально-культурного развития народов, их языка, традиций, религий и т.д. до образования новых субъектов РФ. Однако при этом важно помнить, что субъекты Федерации не наделены правом выхода из ее состава. Это полностью соответствует принципам, установленным в нормах международного права, и является одной из важнейших гарантий государственной целостности России.

III. Изобразите схематично структуру Судебной системы Российской Федерации. Дайте краткую характеристику звеньев Судебной системы РФ.






Судебная система РФ закреплена в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018 г.)

Судебная система РФ – система специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Судебная система РФ состоит из:

- Федеральных судов.

Федеральный суд – суд, который создается и упраздняется на основе Конституции РФ или федерального закона. Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию Российской Федерации. Судьи этих судов назначаются исключительно федеральными органами государственной власти.

- Судов субъектов Российской Федерации.

Суд субъекта РФ –суд, который создается и упраздняется законами субъекта РФ.

Систему федеральных судов составляют:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ;

- кассационные суды общей юрисдикции;

- апелляционные суды общей юрисдикции;

- верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

- районные суды;

- военные суды;

- специализированные суды;

- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

- конституционные (уставные) суды;

- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды представляют собой независимые друг от друга части общей судебной системы.

Все они имеют общие задачи по:

- охране конституционного строя;

- охране политической и экономической системы;

- обеспечению законности и правопорядка;

- защите прав и интересов граждан.

Единство судебной системы достигается путем:

- установления судебной системы конституционным законом;

- соблюдения всеми судами установленных правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов;

- признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации;

- закрепления единства статуса судей;

- финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

В то же время каждая из ветвей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность другой.

Звено и инстанция судебной системы

• Звено судебной системы-суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе и наделенные законом однородны- ми полномочиями.

• Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум) выполняющие строго определенную процессуальную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела по существу, либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого решения в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Отличие судебного звена от судебной инстанции:

Судебное звено - это понятие судоустройства, характеризующее место конкретного суда в судебной системе;

Судебная инстанция - понятие судопроизводства, характеризующее конкретный вид судебной деятельности, непосредственно те полномочия, которыми наделен суд.

Система судов общей юрисдикции состоит из следующих звеньев:

• низшее звено – мировые судьи, рассматривающие дела только по существу;

• основное звено –районные суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке;

• среднее звено- верховные суды республик
, суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, рассматривающие дела по существу и проверяют законность и обоснованность судебных решений верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в апелляционном порядке;

• кассационное окружное звено - кассационные суды общей юрисдикции, рассматривающие дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

• высшее звено по гражданским, уголовным и административным делам- Верховный Суд РФ, который являясь судом первой инстанции, т.е. может непосредственно сам рассматривать подсудные ему дела, он, кроме того, вправе пересмотреть в установленном законом порядке решение, приговор, определение и по- становление любого суда общей юрисдикции.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды судебной системы подразделяются на:

Суды первой инстанции - суд рассматривающий дело по существу и вынесший по нему первичное решение.

Суды апелляционной инстанции - суд в котором производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу.

Суды кассационной инстанции - суд в котором проверяется законность судебных решений, вступивших в законную силу, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций.

Суд надзорной инстанции -суд (Президиум Верховного Суда РФ) в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу судов первой инстанции (кроме районного), если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

Суды апелляционной инстанции в системе федеральных судов общей юрисдикции:

• Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ по отношению к решениям судебных коллегий Верховного Суда РФ.

• Апелляционный суд общей юрисдикции на решения верховного суда республики