Файл: Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация сц".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект логопедического занятия по теме:
"Дифференциация С–Ц"
Подготовила: Зайцева А.П.
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).
Задачи
Коррекционно-обучающие:
-
Учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях.
2. Учить дифференцировать буквы С – Ц при чтении и на письме.
3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].
4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.
5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.
6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.
Коррекционно-развивающие:
-
Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц]). -
Формировать навык самопроверки.
Воспитательные:
1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.
2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.
Ход занятия:
-
Вступительная часть
-
Отчет дежурного
-
Число -
День недели -
Месяц -
Время года -
Настроение
-
Упражнение на восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (прослушать сочетание хлопков и повторить).
-
Основная часть
-
Сообщение темы занятия.
Загадки
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?..
В маленькой резной избушке
Весело живут подружки.
Умножают, вычитают,
Знают правильный ответ.
Что угодно сосчитают,
Даже то, чего и нет.
(самолет, цифры)
- Какой первый звук в слове самолет?
-Какой первый звук в слове цифры?
-Сегодня мы будем с вами изучать звуки
[с]-[ц].
-
Сравнительная характеристика звуков [с]-[ц].
Звук [с] - согласный, глухой, твердый. Парный ему по твердости-мягкости - звук [c'] ("сь"). Парный по звонкости-глухости - звук [з].
Звук Ц (в русской транскрипции [тс]) - согласный, глухой, твердый. Образуется путем слияния звуков [т] и [с] в единый звук. Звуков, парных ему по звонкости и мягкости в русском языке нет.
-
Повторение артикуляции и характеристики звука [c].
Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?
Ученики: Губы улыбаются.
Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?
Ученики: Зубы немного приоткрыты.
Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?
Ученики: Язык находится за нижними зубами.
Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?
Ученики: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.
Логопед: Звук [c] гласный или согласный?
Ученики: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ученики: Твердый.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ученики: Глухой.
Повторение артикуляции и характеристики звука[ц].
Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?
Ученики: В этих словах есть звук [ц].
Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].
Работа с зеркалами.
Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?
Ученики: Губы немного улыбаются.
Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?
Ученики: Зубы немного приоткрыты.
Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?
Ученики: Сначала язык стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.
Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?
Ученики: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.
Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?
Ученики: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ученики: Твердый.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ученики: Глухой.
Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.
Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?
Ученики: Это согласные, твердые, глухие звуки.
Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?
Ученики: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.
Логопед: Какими буквам обозначаются звуки [с]-[ц]?
-
Развитие фонематического слуха. Упражнение «Будь внимателен».
Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны потрясти ладонями, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.
Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.
-
Упражнение « Добавь слог- СА или -ЦА»:
сини-(ца), голо-(са), лиси-(ца), небе-(са), сестри-(ца), поло- (са), ко-(са), столи-(ца).
-
Работа в тетрадях с индивидуальными карточками.
Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.
Логопед: Все ли слова вам понятны?
Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.
Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно
Ученики записывают слова в тетрадь.
-
Физминутка.
-
Чтение чистоговорок с доски
ца-са-ца-са - это цапля и лиса
со-цо-со-цо - это Сонино лицо
сы-цы-сы-цы - это сыр и огурцы
-
Вставь в слова буквы С или Ц, прочитай что получилось. Написать слова в два столбика
Коль_о, поя_, автобу_, пале_, дворе_, ов__а, полотен_е, о_а.
-
Итог занятия.
- Какие звуки отрабатывали?
- Какими буквами они обозначаются?
- Чем они похожи? Чем отличаются?