Файл: Внутренняя политика Александра i в 1815 1825 гг. Задачи урока Образовательная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об основных направлениях внутренней политики Александра I, о противоречивости характера проводимых реформ, о причинах отказа от проведения дальнейших реформ.
Воспитательная: воспитание у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны, формирование толерантного отношения к личности.
Развивающая: закрепить у учащихся умения работать с учебником и историческими документами; доказывать, обосновывать свою точку зрения, используя знания, полученные во время урока; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе ).
Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Методы ведения урока: проблемный, исследовательский.
Форма деятельности учащихся: групповая.
Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России, XIX век».
Актуализация знаний:
Какие темы изучались вами на двух предыдущих уроках?
Отечественная война была серьёзным испытанием для всей страны. Россия сумела не только отстоять свою независимость, но и помогла европейским странам освободиться от власти Наполеона.
Общественное настроение на подъёме. Это настроение хорошо передано словами А. С. Пушкина: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!»
Внешнеполитический курс Александра I оправдал общественные ожидания. От императора ожидали перемен и во внутренней политике.
Создание проблемной ситуации.
Перед вами высказывания либеральных дворян об отношении к Александру I.
«Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего…».
Из «Записок» князя С.П. Трубецкого (1816 г.)
«Штабс – капитан Иван Якушкин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью».
Из воспоминаний современников (1820 – е гг.)
Как изменилось отношение либеральных дворян к Александру I?
В конце урока вы должны объяснить почему так резко изменилось отношение либеральных дворян к Александру I.
Ход урока:
План урока.
I.Перемены во внутренней политике.
II.Первый опыт конституции в России.
III.Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.
IV.Отказ от проведения реформ в начале 20 – х гг. Причины отказа от проведения реформ.
Класс разделён на три группы. С первым пунктом плана работают все группы, а остальные вопросы распределяются по группам.
По первому пункту плана, изучив первый пункт параграфа, составить схему «Общественное настроение в стране после победы в войне 1812 года.»
С вободомыслящее дворянство Конституция.
К рестьянство Отмена крепостного права.
Н ароды Российской империи Послабления в национальной политике;
приближение российских законов к западноевропейским.
К онсервативное дворянство Реформы вредны для страны.
План работы для первой группы.
1.Название документа и год его принятия.
2.Цель принятия документа.
3.Причины принятия документа (работа с историческим источником)
4.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в
управлении)
Конституция Царства Польского (1815 г.)
Ожидание либеральными дворянами конституции; желание императора сохранить Поль-
шу в составе Российской империи.
Из речи императора Александра I … на открытии заседания сейма в Варшаве:
«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то,
которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно – свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений…
Вы мне подарили средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости… Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры.»
Как Александр I объяснил причины введения конституции в Царстве Польском?
Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства?
Гарантии гражданам Царства Польского.
1.Неприкосновенность личности.
2.Свобода печати.
3.Уничтожение таких форм наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда.
4.Использование польского языка во всех правительственных учреждениях.
5.Назначение на все государственные, судебные и правительственные посты подданных Царства Польского.
План работы для второй группы.
1.Название документа и год его подготовки.
2.Цель принятия документа.
3.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в
управлении)
4.Как Александр I объяснил причину того, что документ не был принят? Какова истинная причина отказа от проекта? (работа с историческим источником)
«Уставная грамота Российской империи» (1820 г.)
Принятия конституции ожидало либеральное дворянство.
Гарантии прав и свобод гражданам Российской империи.
1.Свобода слова.
2.Свобода вероисповеданий.
3.Равенство всех перед законом.
4.Неприкосновенность личности.
5.Право на частную собственность.
Законодательная и исполнительная власть в руках императора. Необходимо одобрение двухпалатного парламента для издания законов. Страна делится на наместничества, в которых имелись двухпалатные парламенты.
Из «Записных книжек» П. А. Вяземского:
«… Государь говорил со мною более получаса… Сказал, что знает участие моё в редакции проекта русской конституции, что доволен нашим трудом… что он надеется непременно привести это дело к желательному окончанию, что на эту пору один недостаток в деньгах, потребных для подобного государственного оборота замедляет приведение в действие мысли для него священной; что он знает, сколько преобразование сие встретит затруднений, препятствий противоречия в людях…»
Как император объяснил, что конституция не была принята? В чём истинная причина этого решения? Если бы документ был принят, можно ли было бы говорить о ликвидации самодержавия?
План работы для третьей группы.
1.Указы, принятые Александром I в 1820 – е годы.
2.Причины отказа от проведения реформ.
1.Указы, разрешавшие помещикам ссылать крестьян в Сибирь.
2.Крепостным запрещено жаловаться на господ.
3.Усилена цензура.
4.Запрещена деятельность всех тайных организаций. Преследуются члены тайных организаций.
5.Увеличение в учебных заведениях количества часов, отводимых на религиозное обучение.
Причины отказа от проведения реформ.
1.Неприятие реформ большинством дворян.
2.Рост революционного движения в Европе.
3.Личные семейные трагедии царя.
Группы отчитываются о проделанной работе. Сделанные группой выводы записываются всеми учащимися в тетради.
Затем учащиеся отвечают на проблемный вопрос.
Закрепление изученного материала.
Учащиеся должны закончить предложение:
1.Либеральные дворяне ожидали от Александра I …
2.Император даровал Царству Польскому …
3.Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» Александр I не подписал, т. к. …
4.Об ухудшении положения крепостных крестьян свидетельствуют указы …
5.Отказ Александра I от дальнейшего проведения реформ объяснялся …
Домашнее задание: для успевающих по предмету на «4» и «5» сочинение на тему: «Правление Александра I. Реформы и реакция: что преобладало?»
Для остальных учащихся: параграф 6 и вопросы к нему.