Файл: Внутренняя политика Александра i в 1815 1825 гг. Задачи урока Образовательная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об основных направлениях внутренней политики Александра I, о противоречивости характера проводимых реформ, о причинах отказа от проведения дальнейших реформ.

Воспитательная: воспитание у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны, формирование толерантного отношения к личности.

Развивающая: закрепить у учащихся умения работать с учебником и историческими документами; доказывать, обосновывать свою точку зрения, используя знания, полученные во время урока; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе ).

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Методы ведения урока: проблемный, исследовательский.

Форма деятельности учащихся: групповая.

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России, XIX век».

Актуализация знаний:

Какие темы изучались вами на двух предыдущих уроках?

Отечественная война была серьёзным испытанием для всей страны. Россия сумела не только отстоять свою независимость, но и помогла европейским странам освободиться от власти Наполеона.

Общественное настроение на подъёме. Это настроение хорошо передано словами А. С. Пушкина: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!»

Внешнеполитический курс Александра I оправдал общественные ожидания. От императора ожидали перемен и во внутренней политике.

Создание проблемной ситуации.

Перед вами высказывания либеральных дворян об отношении к Александру I.

«Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего…».


Из «Записок» князя С.П. Трубецкого (1816 г.)

«Штабс – капитан Иван Якушкин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью».

Из воспоминаний современников (1820 – е гг.)

Как изменилось отношение либеральных дворян к Александру I?

В конце урока вы должны объяснить почему так резко изменилось отношение либеральных дворян к Александру I.

Ход урока:

План урока.

I.Перемены во внутренней политике.

II.Первый опыт конституции в России.

III.Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

IV.Отказ от проведения реформ в начале 20 – х гг. Причины отказа от проведения реформ.

Класс разделён на три группы. С первым пунктом плана работают все группы, а остальные вопросы распределяются по группам.

По первому пункту плана, изучив первый пункт параграфа, составить схему «Общественное настроение в стране после победы в войне 1812 года.»

С вободомыслящее дворянство Конституция.

К рестьянство Отмена крепостного права.

Н ароды Российской империи Послабления в национальной политике;

приближение российских законов к западноевропейским.

К онсервативное дворянство Реформы вредны для страны.

План работы для первой группы.

1.Название документа и год его принятия.

2.Цель принятия документа.

3.Причины принятия документа (работа с историческим источником)

4.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в

управлении)

Конституция Царства Польского (1815 г.)

Ожидание либеральными дворянами конституции; желание императора сохранить Поль-

шу в составе Российской империи.

Из речи императора Александра I … на открытии заседания сейма в Варшаве:

«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то,



которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно – свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений…

Вы мне подарили средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости… Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры.»

Как Александр I объяснил причины введения конституции в Царстве Польском?

Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства?

Гарантии гражданам Царства Польского.

1.Неприкосновенность личности.

2.Свобода печати.

3.Уничтожение таких форм наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда.

4.Использование польского языка во всех правительственных учреждениях.

5.Назначение на все государственные, судебные и правительственные посты подданных Царства Польского.



План работы для второй группы.

1.Название документа и год его подготовки.

2.Цель принятия документа.

3.Содержание документа (гарантированные права и свободы для населения; изменения в

управлении)

4.Как Александр I объяснил причину того, что документ не был принят? Какова истинная причина отказа от проекта? (работа с историческим источником)

«Уставная грамота Российской империи» (1820 г.)

Принятия конституции ожидало либеральное дворянство.

Гарантии прав и свобод гражданам Российской империи.

1.Свобода слова.

2.Свобода вероисповеданий.

3.Равенство всех перед законом.

4.Неприкосновенность личности.

5.Право на частную собственность.

Законодательная и исполнительная власть в руках императора. Необходимо одобрение двухпалатного парламента для издания законов. Страна делится на наместничества, в которых имелись двухпалатные парламенты.

Из «Записных книжек» П. А. Вяземского:

«… Государь говорил со мною более получаса… Сказал, что знает участие моё в редакции проекта русской конституции, что доволен нашим трудом… что он надеется непременно привести это дело к желательному окончанию, что на эту пору один недостаток в деньгах, потребных для подобного государственного оборота замедляет приведение в действие мысли для него священной; что он знает, сколько преобразование сие встретит затруднений, препятствий противоречия в людях…»


Как император объяснил, что конституция не была принята? В чём истинная причина этого решения? Если бы документ был принят, можно ли было бы говорить о ликвидации самодержавия?

План работы для третьей группы.

1.Указы, принятые Александром I в 1820 – е годы.

2.Причины отказа от проведения реформ.

1.Указы, разрешавшие помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

2.Крепостным запрещено жаловаться на господ.

3.Усилена цензура.

4.Запрещена деятельность всех тайных организаций. Преследуются члены тайных организаций.

5.Увеличение в учебных заведениях количества часов, отводимых на религиозное обучение.

Причины отказа от проведения реформ.

1.Неприятие реформ большинством дворян.

2.Рост революционного движения в Европе.

3.Личные семейные трагедии царя.

Группы отчитываются о проделанной работе. Сделанные группой выводы записываются всеми учащимися в тетради.

Затем учащиеся отвечают на проблемный вопрос.

Закрепление изученного материала.

Учащиеся должны закончить предложение:

1.Либеральные дворяне ожидали от Александра I …

2.Император даровал Царству Польскому …

3.Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» Александр I не подписал, т. к. …

4.Об ухудшении положения крепостных крестьян свидетельствуют указы …

5.Отказ Александра I от дальнейшего проведения реформ объяснялся …

Домашнее задание: для успевающих по предмету на «4» и «5» сочинение на тему: «Правление Александра I. Реформы и реакция: что преобладало?»

Для остальных учащихся: параграф 6 и вопросы к нему.