Файл: Дисциплина Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Практическое занятие 7 Обучающийся Муравьёва Татьяна Юрьевна Преподаватель Ромашова Елена Владиславовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Практическое занятие №7


Выполнил:

Обучающийся Муравьёва Татьяна Юрьевна

Преподаватель:

Ромашова Елена Владиславовна


Таблица 1 — Классификация игр для детей раннего и дошкольного возраста





Наименования видов детских игр


Описание основных характеристик детских игр


Описание творческих решений по использованию игр в педагогической практике


1.


Игры с предметами


В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.


Мне на занятиях очень нравится применять дидактические игры с предметами.

Примеры игр, которые буду использовать на практике: игра «Чудесный мешочек» детей младшего возраста (учатся называть предметы, их признаки), дети среднего возраста учатся определять предмет на ощупь (можно положить в мешочек игрушки с различными звуками (на определенный звук). Дети, доставая, называют и педагог оценивает и анализирует речь ребенка, старшего возраста – составлять описательный рассказ, классифицировать предметы по заданным признакам.

Дидактическая игра с предметами «Найди свой домик» (Дифференцировать предметы посуды по материалу изготовления: деревянная и металлическая) для детей средней группы.

Дидактические игры с предметами «Совушка-сова» для младшего возраста (воспитатель показывает малышу картинку с изображением совы. Затем педагог берет небольшой мячик и мелом рисует на нем круглые совиные глаза, уши и клюв. Он показывает «сову» ребенку и говорит: «Посмотри, какая птичка. Это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?»)


2.


Настольно-печатные игры


Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.


Очень нравятся детям настольно-печатные игры. Они очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов, которые делятся на части. В настоящее время популярны пазлы, где картинки разделены на множество частей, эти игры часто используют на индивидуальных занятиях, они хорошо способствуют развитию мышления, внимания и усидчивости.


3.


Словесные игры


Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.


Словесные игры применяются с детьми старшего возраста, они отличаются тем, что заставляют детей думать, без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге).

Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике как в

народной, так и в классической. Всем известны народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока- ворона», «Коза рогатая» и др.


4.


Режиссёрские игры


Индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка.


Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения. Можно использовать такие сюжетно-ролевые игры, как «Больница», «Парикмахер», «Магазин»


5.


Сюжетно-ролевые игры


В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.


Развитие творческого потенциала в игре подтверждается тем, что, играя, ребёнок не просто копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но надо помнить, что ребёнок – не актёр. Он играет для себя, а не для зрителей, он создаёт свою роль по ходу игры. Поэтому я не просто наблюдаю за детской игрой, а управляю её развитием, обогащаю её, включаю в игру творческие элементы. Учу детей использовать предметы –заместители. Поэтому в группе есть мягкие модули, ширма, крупный конструктор. С их помощью дети обустраивают себе пространство для реализации собственных игровых замыслов. В свободное время наши воспитанники постоянно что - то сооружают, мастерят, перестраивают. Бывают ситуации, когда у детей не получается с первого раза реализовать свой собственный замысел, тогда они все начинают заново. Такой отрицательный опыт тоже полезен для развития ребёнка. Эти ситуации заставляют ребёнка думать более конструктивно, что способствует развитию его воображения.


6.


Театрализованные игры


Театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).


Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности. Примеры театрализованных игр: Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!», игры-драматизации «Репка», «Теремок» и т.д.


7.


Игры со строительным материалом


Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие - либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности


В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ постройки, проявляют фантазию, координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость. Можно использовать разные конструкторы», кубики деревянные. Примеры игр из строительного материала «Построй дом», «Построй гараж»




Задание 2.
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть авторский учебный видеоматериал по теме «Открытое занятие «Сюжетно-ролевая игра».
Вопросы для анализа:




  1. Кто является инициатором проведения сюжетно-ролевой игры в группе?


Инициатором проведения игры являются педагог, так как на видео было слышно, что воспитатель подсказывает детям, что делать и говорить. Дети по инициативе взрослого выполняют действия при подготовке супа.


  1. Заявлены ли вид, название, цель, задачи проведения игры для детей и персонала?


В начале видео не было сказано ни цели, ни задачи, даже название сюжетно-ролевой игре не было проговорено. На видео сразу было видно, что пошла сюжетно-ролевая игра, пришла Варя в гости к бабушке и решили сварить суп, но потом сходили в магазин и купили продукты. В итоге результат в это игре выполнен, потому что бабушка с Варей сварили суп.
3. Соответствуют ли тема, сюжет и система игровых действий возрасту и полу детей группы?

Сюжетно-ролевая игра не соответствует возрасту, так как перед началом сюжетно-ролевой игры нет предварительной работы, потому что перед началом сюжетно-ролевой игры нужно было провести предварительную работу: рассматривание муляжей овощей, обыгрывание потешек, совместная деятельность с использованием игровых модулей. А на видео оговорено не было.
4. Какое оборудование было использовано в ходе проведения игры? Насколько его применение было целесообразным и грамотным?

Оборудование было использовано в сюжетно-ролевой игре: игровой модуль «кухня», «Магазин», «Склад», «Больница», посуда, муляжи овощей, тележка для овощей. Его применение было целесообразным, потому что без этого оборудования игра бы не получилась.
5. Игра развивалась под руководством и при участии воспитателя? Какова степень самостоятельности детей в развитии сюжетно-ролевой игры?

Игра развивалась под руководством воспитателя, потому что на видео были подсказки, дети частично выполняли действия. Степень самостоятельности в сюжетно-ролевой игре низкая, потому что дети в игре говорили действия не правильном порядке, а воспитатель им подсказывал.
6. Планировали ли дети заранее ход проведения сюжетно-ролевой игры?

Дети ход игры не планировали, потому что дети в игре не знали, что это вообще будет, были удивлены, особенно видно это хорошо на видео.


7. Сколько детей участвовало в игре?

Участвовало в игре 8 детей, это были бабушка Даша, внучка Варя, мама Дарина, водитель автобуса, продавец в магазине, грузчик, доктор, помощник на складе.
8. Кто решал вопрос о приёме в игру? Все ли дети группы были в ней задействованы?

Воспитатель скорей всего решил кого взять игру. Только половина группы было задействовано, так как их было всего 8 детей.
9. Какие роли были предложены детям?

Дети выбрали роли при помощи воспитателя, так как они дети 2 младшей группы, и роли предлагает педагог, а самостоятельно роли выбирают чуть дети постарше.
10. Как проходило распределение ролей?

Распределение ролей на видео не было, педагог заранее выбрал им роли.
11. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с предложенными ролям?

Дети выполняли игровые действия в соответствии с предложенными ролями частично правильно, так как педагог немного им подсказывал.
12. Чему отдавали предпочтение дети во время игры: действиям с предметами или взаимоотношениям с другими детьми? Во время игры дети отдавали предпочтения больше действия с предметами, так как дети играли и общение было только по делу.
13. Какие виды и проявления взаимоотношений между детьми Вы наблюдали?

Дети проявляли дружеские отношения между собой, не ругались, вели себя культурно.
14. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Как они устранялись?

Конфликты в процессе распределения ролей не было видно, так как на видео не было распределения, роли распределили заранее.
15. Выходили ли дети из игры в ходе игрового процесса и по какой причине?

Дети в ходе игрового процесса не выходи, частично выполняли действия и конфликтов не возникло.
16. Была ли в игре продумана режиссура построения игрового действия: завязка, кульминация и развязка?

Режиссура не была проговорена в игре, потому что сразу началась на видео сюжетно-ролевая игра.
17. Какие новые игровые ситуации были придуманы руководителем и детьми в ходе игры?

На видео новые игровые ситуации не были продуманы, потому что руководитель подсказывал что делать детям в этой игре.
18. Каким было окончание игры: организованным или неожиданным? Обсуждали ли дети ход игры после её окончания?


Окончание игры было неожиданным, потому что педагог на видео просто сказал: «Молодцы!» Сварили суп, скажите: «До свидания!». Дети по окончанию игры не было проговорено ход игры, рефлексии тоже не было.
19. Какое количество времени продолжалась игра? Соответствует ли период проведения игры возрастным особенностям детей?
Игра продолжалась 10 минут. Проведение не соответствует возрастным особенностям, так как во 2 младшей группе занятие должно быть не менее 15 минут.
20. Каков общий уровень развития игровой деятельности детей? Во второй младшей группе у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением, и работа воспитателя начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей. Воспитатель создает игровую ситуацию, при этом воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что будет способствовать ее целостному восприятию.
21. Имеется ли связь данной сюжетно-ролевой игры с другими играми, в которых участвуют воспитанники этой группы?

В этой игре задействовано несколько сюжетно-ролевых игр и с другими играми связи никакой нет.


22. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности в данной группе?

Игровая деятельность в данной группе развита слабо. Педагогу нужно давать возможность, чтобы дети сами проговаривали игровые действия, сами проговаривали сюжет игры, какое оборудование применять им в сюжетно-ролевой игре.
Задание 3.
Таблица 2 — Методические основы подготовки и проведения дидактической игры в дошкольном образовательном учреждении







Вид и наименование игры


Цель и задачи проведения игры


Описание необходимого оборудования


Формы организации игровой деятельности


Описание основного хода планируемой игровой деятельности


Подведение

итогов


 1.


Дидактическая игра «Найди ошибку»


Цель: правильно называть действия домашних животных.

Задачи:

-Образовательные: учить детей четко и чисто произносить слова; формировать знания детей о домашних животных.

- воспитательные: воспитывать внимание, дружеские отношения.

развивающие: развивать знания о домашних животных.

- игровые: опустить руки в «игровой мешочек», нащупать игрушку, описать её.


 Кукла «Мишки», муляжи продуктов, картинки о домашних животных


 Групповая


Воспитатель: -Ребята, к нам в гости пришел Мишка.

Мишка:

- Здравствуйте, ребята. Мне нужна ваша помощь.

Дети:

-Смотрят на Мишку.

-Здравствуй, Мишка. - Да., мы тебе поможем.

Воспитатель: - Поможем мишке?

Мишка: - В школе нам задали домашнее задание, которое называется «Найди лишнее». У меня ничего не получается. Вы мне правда поможете?

Дети: -Да, конечно, поможем.

Мишка: - Сейчас я вам буду говорить предложение, а вы должны найти в нем ошибку и исправить ее.

Дети: Да, хорошо.

Мишка: - 1. Курица дает молоко.Может курица давать молоко?А что умеет курица?

2.Коза поет. Может коза петь? А что умеет коза?

3.Корова гавкает.Может корова гавкать?

А что умеет корова?

4.Собакатанцует. Может собака танцевать? А что умеет собака?

5.Кошка летает.

Может кошка летать? А что умеет кошка?

6.Поросенок катается на велосипеде.Может поросенок кататься на велосипеде?

А что умеет поросенок?

7.Лошадь квакает.Может лошадь квакать?

А что умеет лошадь?


 - Что нового вы узнали о животных?

(ответы детей)

- Кто приходил к нам в гости?

(ответы детей).
- О каких животных мы сегодня говорили? (домашних животных).





Пермь - 2022