ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к зачету по дисциплине «Конфликтология»
1.Конфликтология, ее предмет и задачи
Конфликтология - отрасль социальной психологии о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах и предупреждениях и способах разрешения. Развивается в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, полит-экономией, историей, правом….
Изучение вопросов (предмет):
-
Причины конфликтов -
Сущность конфликтов -
Формы конфликтов -
Динамика их протекания -
Эффективные пути предупреждения и разрешения конфликта
Задачи:
-
Теоретического характера, выявить сущность конфликта их причины, этапы, участников. -
Определить методы и способы регулирования и предотвращения конфликтов (теоретическая задача) -
Установить типологию (классификацию, теор. задача) -
Установить основные формы конфликта (теор.задача)
2.История развития и становление науки конфликтологии
История развития конфликтологии:
«Яблоко раздора» «Судом Париса» Каин и Авелем – сыновья Адама и Евы
«Злоба и занощивость порождают конфликты» Конфуций.
«В мире всё рождается через вражду и распри» Гераклит.
«Источник »
3.Противоречия в конфликтах
Противоречия (рассогласование) - основа конфликта, могут быть объективными (социально-экономические условия), субъективного характера обусловлен личностными особенностями людей.
-
знания, умения, способности -
взгляды, убеждения -
понимание -
оценок, самооценок -
мотивов, потребностей -
ожиданий и позиций -
целей, средств, методов, способов достижения целей -
эмоциональных и психических состояний.
4.Понятие «конфликт»
Конфликт - процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон, в решении проблемы, которая имеет личную значимость для каждого из участников.
5.Ученые, заложившие основы конфликтологии
6.Автор теории конфликта
7.Теория конфликта в зависимости от психологических факторов
8.Классификация конфликтов
-
классификация по способу разрешения конфликта; -
по направленности воздействия на конфликт; -
по количеству участников; -
нарушенных потребностей.
9.Классификация уровней конфликтующих сторон (Здравомыслов)
-
меж индивидуальные; -
межгрупповые; -
межгосударственные; -
межкультурные.
10.Типы конфликтов по Дарендорфу
Дарендорф выделяет разные уровни, на которых может происходить конфликт:
1) между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к человеку, играющему ту или иную роль;
2) между социальными ролями, которые мы должны играть одновременно;
3) внутригрупповые конфликты;
4) между социальными группами;
5) конфликты на уровне общества в целом;
6) межгосударственные конфликты.
11.Классификация А.В. Дмитрова
-
экономические; -
политические; -
трудовые; -
сфера соцобеспечения; -
сфера образования.
12.Классификация К. Левина
-
мало удовлетворённые работой; -
испытывающие стресс на работе; -
перегрузки на работе.
13.Объективные и субъективные причины конфликтов
Объективные – обстоятельства или условия, которые появляются или существуют независимо от воли человека.
Субъективные – комплекс индивидуально личностных особенностей человека, его интересов потребностей и т.д.
14.Виды конфликтов по последствиям
15.Основные периоды и стадии конфликта
Три периода динамики конфликта:
-
Латентный – предконфликт; -
Открытый; -
Латентный (после конфликтный) период.
Латентный (предконфликтный) – этапы
-
Возникновения проблемной ситуации; -
Мы осознаем проблемную ситуацию; -
Попытки сторон разрешить ситуацию не конфликтным способом (убеждение, просьба) -
Возникновение предконфликтной ситуации (угроза опасности)
Открытый (непосредственный конфликт) – этапы
-
Инцидент – первое столкновение сторон, и первая попытка решить проблему в свою пользу. -
Эскалация конфликта (лестница) – резкая интенсификация борьбы оппонентов, на этой стадии мирные способы разрешения конфликта, или переговоры затруднительны. На этом этапе одни эмоции. Цели и ценности меняются на этом этапе. Кульминация – верхняя точка эскалации (взрыв конфликта), эскалация не всегда заканчивается кульминацией. -
Сбалансированное противодействие (обе стороны конфликта, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия не начинаются). -
Завершение конфликта в открытом периоде. Поиск решений проблемы (разрешение конфликта, урегулирование, угасание конфликта и устранение конфликта нет).
Латентный (после конфликтный) – этапы
-
Частичная нормализация отношений -
Полная нормализация отношений про конфликт забываем
Стадии:
Конфликт начинается при 3-х условиях:
-
Первый участник конфликта активно действует, ущемляя интересы другого. -
Второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия, направлены против него. -
Оппонент начинает ответные действия против первого участника.
Если одна из сторон конфликта начинает агрессивные действия, а вторая наоборот пассивную позицию, то конфликта нет.
16.Манипуляторы и актуализаторы
17.Стратегии поведения в конфликте –
это установка определенной формы поведения в конфликте.
- соперничество – навязывание другой стороне своего решения.
Минусы – одна сторона выигрывает, а другая сторона не реализует свои интересы, решение проблемы не прослеживается.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения в конфликте, она направляет на конструктивное обсуждение проблемы.
Плюс – и одна и другая сторона в выигрыше.
Компромисс – желание двух сторон завершить конфликт, частичными уступками.
Приспособление – вынужденный или добровольный отказ от борьбы, к выбору такой стратегии вынуждают: осознаем свою не правоту, сохранение хороших отношений, незначительность проблемы.
Эти стратегии были разработаны в 90-х годах, разработал К. Томас методику «склонности людей к одному из способов поведения к конфликту ситуации». Психолог К. Томас.
18.Методики исследования личности в конфликте (К. Томас, Басса-Дарки, Айзенк)
19.Причины конфликтов в системе «Ребенок-ребенок»
20.Способы воздействия детей на других участников конфликта
-
Физическое воздействие – это действие детей: толкают друг – друга, забирают игрушки, занимают место в игре. -
Опосредованное воздействие – ребенок воздействует через других людей: жалобы, плач (привлекает внимание воспитателя) -
Психологическое воздействие – плач, крик, топать ногами (воздействует на соперника, сверстника) -
Словесное воздействие – это воздействие с помощью речи: различные указания, что должен делать, отдай, уходи. -
Угрозы и санкции – это предупреждение о возможных негативных последствиях «Я все расскажу маме», «Я не буду больше с вами играть», «Я больше с вами не дружу». -
Аргументы – ребенок пытается объяснить, обосновать свои притязания, или показать не правоту соперника «Я первый», «Это мое», «Я врач», «Я знаю, как надо делать».
21.Конфликты в системе «Педагог - ребенок», причины возникновения
-
Нежелание ребенка, что то делать; -
Желание обладать чем то; -
Внешнее непокорство к просьбе, требование к режиму; -
Отказ от пищи или общения; -
Проявление агрессии; -
Демонстративная капризность; -
Провоцирующее поведение детей со взрослыми или со сверстниками.
22.Конфликты в системе «Педагог - родители», причины возникновения
Объективные причины:
- не добросовестное отношение воспитателя к своему делу, низкая квалификация
Субъективные причины:
- не оправданно позитивные, неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ
- воспитатель для родителя символ власти, контролер их действий
Чем квалифицированнее воспитатель, тем больше любит свою работу, и тем более ревностно относится к детям. Пытается передать родителям свое представление о воспитании детей, тем самым навязывает свою точку зрения.
Проблемы, которые возникают со стороны воспитателя:
Большинство воспитателей боятся родителей.
-
Воспринимают как силу -
Боятся как контролеров -
Воспитатели не умеют правильно общаться
23.Управление конфликтом, технология управления конфликта
- это сознательная деятельность по отношению к конфликту, которая осуществляется на всех этапах его возникновения, развития и завершения.
Что включает себя управление конфликтом
-
Симптоматика – симптомы -
Диагностика -
Прогнозируем конфликт – предположение о возможном будущем возникновении или развитии конфликта -
Профилактика – организация социального воздействия субъектов, которая исключает или сводит к минимальному вероятность возникновения конфликта -
Предупреждение конфликта -
Ослабление конфликта -
Урегулирование если он есть -
Разрешение конфликта
Стадии управления конфликта:
-
Прогнозирование -
Предупреждение -
Стимулирование -
Регулирование -
Разрешение конфликта
Принцип управления конфликтом:
-
Гласность (внутренние конфликты деструктивные) -
Своевременность разрешения конфликта -
Оперативность (решаем очень быстро)