ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа
1 семестра
Дисциплина: Учебно-воспитательный семинар, часть 2
Эссе
Тема: Технологии успешного публичного выступления
Выполнил(а):
Нургажинов Арнур Серикович
(Ф.И.О. студента)
Юриспруденция гр. ЮНК-1321(2)
(направление, группа)
Проверил(а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
_____________________________
(дата)
Омск 2022 г.
В настоящее время культуре речи, манере владения аудиторией ораторами в науке отдаётся большое значение. Это важно не только для выражения научной мысли, и отнюдь не только для выражения научного виденья и осмысления какой-то проблемы. Умение вести за собой аудиторию, владеть тактиками и способами публичного выступления присуще далеко не каждому оратору. Данному искусству очень часто людям необходимо учиться.
Однако, несмотря на то, что овладение навыками и приёмами делового публичного выступления, в конечном счете овладевают не все ораторы, но данное искусство является центральным и важным в плане завоевания единой социальной позиции – позиции оратора и формированием на этой основе умения слушать, слышать аудиторию, чувствовать все изменения в её состоянии и эмоциональном фоне настроения, которые возникают на фоне высказывания (речи) оратора.
Очень часто манера публичного выступления оратора и способности владения аудиторией являются определяющим началом успешности ведения деловых переговоров, завершения коммуникативного межличностного диалога между собеседниками. К сожалению, не всегда в процессе общения и публичных выступлений возникают ситуации полного понимания и принятия всего того, что в настоящее время озвучивает оратор. Данная ситуация связана с тем, что в ряде случаев как у слушателей, так и у самого оратора не отмечается психологической настроенности на взаимодействие в той или иной ситуации.
Это выражается в том, что, например, характеристики темпо-ритмического рисунка речи оратора и слушателя могут просто не совпадать. Оратор быстро говорит, его речь имеет слабую эмоциональную интонационную окраску и выглядит пустой и обеднённой. В свою очередь, аудитория просто не готова слушать то, что в итоге понять не в состоянии. В результате такого обоюдного недопонимания возникает внутренний конфликт между оратором и аудиторией, сущность которого можно охарактеризовать так: «Мы поговорили на разных языках». Это выражается в том, что оратор начинает отстаивать свою позицию с точки зрения наполненности знаниями, необходимыми сведениями. При этом он говорит о том, что всячески пытался объяснить всю необходимую информацию. Со стороны же аудитории слушателей отмечается совершенно иная позиция.
Люди отмечают, что слушая своего оратора, просто не могут его с первого раза до конца адекватно понять и принять все его доводы и мысли. Это затрудняет и процесс отношения к оратору, как к осведомителю, а уж о культуре речи вообще не идёт никакой речи, так как если человеком не понята информация, излагаемая оратором, он и не может уловить, культурно ли он говорил. Для него это в настоящее время просто не имеет никакого значения.
Таким образом, манера культурного делового общения является важной основой для укрепления деловых коммуникативных межличностных связей. Они необходимы в плане формирования статусной позиции говорящего, как оратора и человека, способного сообщать что-то важное и значимое.
Культуре речи издавна приписывали огромное значение. Ещё в прошлом было замечено, что от того, как человек говорит, что он говорит и почему в данной конкретной ситуации он говорит, зависит очень многое в плане его понимания, принятия и отношения к нему со стороны слушающей и слышащей аудитории. Всё это тесно связано с манерой ведения публичных выступлений. Именно в публичном выступлении оратору необходимо направить все свои усилия на формирование у аудитории следующих особенностей восприятия сообщения:
1. Интонационного рисунка речи. Благодаря интонированию, оратор способен подчинить себе аудиторию, повелевать её восприятием и отношением к сообщаемой информации. Если речь будет мало информативна с точки зрения интонирования, людям будет просто неинтересно и потому значимость сообщения оратора терпит поражение. Грамотно построенная речь с богатыми интонационными компонентами позволяет настолько заинтересовать аудиторию, что в итоге возникает немая тишина. Любое слово такого оратора просто подхватывается слушателями на лету, ему придаётся оттенок значимости и важности.
2. Наличие богатого словарного запаса. Проблема речевого построения сообщения в настоящее время является важной и значимой. Очень многие ораторы сталкиваются с тем, что одни и те же слова и выражения используют в различных ситуациях. В результате слушатели уже изначально психологически ненастроенные на такую речь, так как они понимают, на что способен их оратор, какими словами чаще всего он пользуется, что в итоге он имеет ввиду в различных коммуникативных деловых ситуациях. Богатый словарный запас позволяет разнообразить речевые высказывания оратора. Это достигается при помощи
изменения отдельных оборотов речевого высказывания, применения отдельных слов или выражений для обозначения своей собственной главной мысли, которую необходимо было донести до слушателей.
3. Использование невербальных средств общения. К числу невербалики относится мимика, проявляющаяся в открытой доброжелательной улыбке, взгляд, жесты, вегетативные реакции оратора (покраснел, побледнел). От того, насколько ярко в эмоциональном плане оратор реагирует, в итоге зависит и восприятие слушателями его сообщения.
Таким образом, манера выступать публично формируется у человека с его коммуникативным опытом ведения переговоров, сообщением какой-то незначительной информации, в результате чтения определённых докладов, выступления на различных конференциях, и так далее.
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. Любое публичное выступление оратора перед аудиторией имеет свою схему, состоящую из ряда определённых этапов:
1) Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления - «изобретение»;
2) Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности - «расположение»
3) Словесное выражение», литературная обработка речи;
4)Заучивание, запоминание текста;
5)Произнесение.
Данные этапы служат основными средствами владения ораторами аудиторией и способами её расположения к себе и своим сообщениям. В связи с выделением данных этапов-способов, при анализе деловых сообщений ораторов, основанных на культуре речи, интонирования, адекватных способов реагирования, выделяют три основных этапа: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из них имеет своё собственное значение для формирования грамотного логичного сообщения оратора и его восприятия аудиторией.
Докоммуникативный этап связан с подготовкой сообщения. В данном контексте оратор выстраивает своеобразную схему – план того, о чём он будет говорить. При этом он использует различные визуализационные картинки: репетирует перед зеркалом, проговаривает сообщение во внутреннем диалоге с самим собой, представляет себя в образе выступающего человека и свою аудиторию в образе слушателей, прислушивается к себе, к своим собственным ощущениям. Данный этап позволяет оратору коммуникатору психологически настроиться на свою аудиторию и принять внутренне ту информацию, которую он будет озвучивать в настоящее время.
Коммуникативный этап имеет важное значение в процессе самой коммуникативной деятельности. При этом абсолютно не важно, какое сообщение, по какой тематике в настоящий момент прозвучит (доклад или выступление перед аудиторией). Важно то, что оратор уже психологически готов к тому, что ему нужно сообщать, как он это будет делать и почему именно этими словами и речевыми выражениями он попытается донести до аудитории ту или иную информацию. С одной стороны, коммуникативный этап является опосредованной формой делового общения, так как говорит один человек, а остальные его слушают. Однако, именно в процессе проговаривания нужной информации, сам оратор прислушивается к себе, к своим слушателям и на этой основе делает вывод об успешности или не успешности себя в роли оратора, о принятии информации слушателями. В ходе реализации коммуникативного этапа со стороны слушателей могут поступить и вопросы, что является неплохим его завершением. Это позволяет понять, насколько люди поняли оратора, что их заинтересовало в данный конкретный момент времени, на что они ориентированы в настоящее время и с чем они вообще не согласны. В ходе коммуникативного этапа могут возникнуть и предложения к оратору, относительно обсуждаемого вопроса. Это тоже является своеобразным сигналом, свидетельствующим о том, что всё то, что сейчас говорит оратор, не остаётся безразличным для его аудитории.
Посткоммуникативный этап – это, своего рода, получение обратной коммуникативной связи от партнёров по общению. Это выражается в том, что у оратора возникают определённые эмоции в процессе сообщения темы своего доклада. Он понимает и анализирует, насколько сумел убедить аудиторию в своих доводах. Посткоммуникативный этап позволяет наметить своеобразные пути для более углубленного развития навыков ораторского искусства.
Важное значение, для оратора имеет время и место его сообщения, а также численность аудитории. При этом необходимо заранее знать, сколько будет слушателей, и мысленно их представить, чтобы потом при личном выступлении не возникало стрессовых переживаний. Большой аудиторией сложнее управлять, однако от неё возможно получить положительное эмоциональное подкрепление и позитивную обратную связь, в виде интонирования, улыбок, каких-то вопросов или высказываний, прозвучавших в определённой манере.
Не менее важным фактором для оратора является внутренняя готовность к избавлению возникающего немотивированного страха перед общением с аудиторией, имеющего субъективный характер. Э тот страх заключается в том, что человек может очень долго настраиваться психологически на предполагаемое сообщение. Чем дольше он настраивается и готовится, тем больше вероятность, что его верным спутником будет нервно-психическое напряжение, которое будет препятствовать ведению диалога с аудиторией.
Таким образом, культура формирования речевого высказывания, развитие умения владения аудиторией слушателей является важной задачей любой организации, предполагающий публичный характер взаимодействия оратора с аудиторией. С этой целью очень важно для руководителя организации запланировать и провести при помощи психологов тренинговые занятия, направленные как раз на культуру формирования речевого высказывания. В свою очередь это поможет минимизировать возникающее напряжение человека-оратора перед аудиторией и повысит его успешность при публичном выступлении.