Файл: Личностные факторы, обеспечивающие успешность карьеры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личностные факторы, обеспечивающие успешность карьеры
Для успешного карьерного процесса необходимо соответствие личностных характеристик требованиям профессиональной среды, соответствие целей, установок, ценностей человека целям и задачам организации. Именно индивидуальные особенности при прочих равных условиях обеспечивают благоприятное карьерное развитие работников.

Важными для достижения карьерного успеха являются такие качества, как способность к самопониманию, адекватные представления о своих возможностях и способностях, четкие цели и ценности, умение искать и находить необходимую информацию, рассматривать множество альтернатив, умение планировать и организовывать свою деятельность, способность к эффективному самоконтролю, умение и желание постоянно учиться, умение получать удовольствие от процесса реализации своих планов, способность преодолевать нерешительность и тревожность, адекватная Я-концепция, личностная зрелость, хорошая приспособляемость, самоуважение, ориентация на групповые нормы, способность к командному взаимодействию, динамичность межличностного общения, владение навыками делового общения и организаторскими навыками, умение осуществлять различные виды психологического воздействия.

Многие исследователи считают, что способность к эффективному самоконтролю эмоций и поведения, общая интернальность, деловые ка­чества, энергичность, выдержанность, настойчивость, решительность, стрессоустойчивость способствуют успешности в карьере.

Изучая факторы успешности профессиональной деятельности, выделяют личностную составляющую данного процесса, включающую:

• организаторские способности (умения познавать самого себя, познавать людей по неполным данным, устанавливать и поддерживать психологический контакт с окружающими людьми, изучать людей в их повседневной деятельности, оказывать на людей управляющее воздействие, пользоваться властными полномочиями и др.). В основе организаторских способностей лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности;


• коммуникативные способности (организованность, уверенность, независимость, умение слушать, скромность, эмпатийность, сочувствие, обязательность, искренность, активность, тактичность и др.). Деловое взаимодействие затрудняют следующие качества: скептицизм, застенчивость, покорность, сверхконформность, переоценка своих возможностей, агрессивность, стремление к доминированию, самодовольство, обособленность, вспыльчивость, обидчивость, недоверчивость, подозрительность, робость, грубость, снисходительность, замкнутость, скрытность;

• педагогические способности (педагогический такт, психологическая наблюдательность, интерес к работе с людьми, умение проектировать личность подчиненного, видеть перспективы ее развития, умение объективно оценивать уровень профессиональности подчиненных, умение владеть речью и др.).

В некоторых зарубежных исследованиях большое значение придается таким личностным характеристикам, как мотивация достижения и карьерные устремления, потребность во власти.

Многие исследователи карьеры рассматривают уровень образования, профессиональную квалификацию в качестве важнейших факторов успешности и конкурентоспособности. При этом отмечается значимость общей эрудиции, постоянного повышения квалификации и освоения новых, современных технологий, способности и желания постоянно учиться.

Проблема при формировании успешной карьеры состоит в том, что ни один человек не обладает всем набором перечисленных качеств. Но необходимо стремиться к развитию как можно большего их числа. В таком случае правомерным будет заключение о том, что способность и готовность к развитию и саморазвитию выступают общим ресурсом личности, обеспечивающим успешность карьерных изменений.

Существуют особенности личности, препятствующие достижению карьерного успеха, приводящие к кризисам карьеры и тормозящие карьерное развитие:

• низкая мотивация, эмоциональная нестабильность, экстернальный локус контроля, неуверенность в своих возможностях реализовать карьерный потенциал;

• нерешительность, тревожность, недостаточная преданность карьере, неумение сосредоточиться на главном, отбросив все второстепенное, незначимое для достижения цели;

• недостаток личностного потенциала (отсутствие качеств, способствующих достижению успеха), неконструктивные установки, связанные с достижением успеха, преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело.



Так же разработана (В. Романовым) классификация факторов, тормозящих карьерное продвижение специалиста:

1) физические факторы, которые обусловлены состоянием организма (дефекты органов чувств, речи, низкая работоспособность в связи с болезнью и т. д.);

2) социальные факторы (на политическом, государственном, экономическом и других уровнях);

3) идеальные факторы, порождающие девиации в сферах культуры, нравственности, идеологии;

4) психологические факторы (нерешительность, опасения и иные формы страха, проблемы интеллекта, акцентуации характера, девиации поведения).

Были выделены (E. Raudsepp) барьеры на пути построения успешной карьеры:

• боязнь успеха;

• боязнь неудачи (способствует неэффективному использованию своих возможностей, способностей, неуверенности, постановке заведомо низких целей, не соответствующих истинным целям и желаниям);

• нереалистичность дела (грандиозность планов, постановка высокой планки успеха, достичь которую заведомо невозможно; вследствие этого человек выполняет только часть задуманного, что порождает ощущение неуспешности, негативное отношение к себе и окружающим);

• избежание риска;

• перфекционизм (мышление в категории «все или ничего»; как следствие, такие люди редко испытывают удовольствие от своих достижений, так как они не соответствуют неадекватно амбициозным целям и высоким стандартам успеха, в результате - постоянная тревожность, склонность к депрессивным тенденциям, неэффективность деятельности).

Интерес вызывают экстремальные факторы, представляющие собой кардинальные изменения параметров социума (группы, личности) и являющиеся причинами нежелательных изменений в системе. В управленческой деятельности выделяются следующие виды экстремальных факторов: информационные и иные перегрузки, дефицит необходи­мой информации, неопределенность субъективно и объективно значимой ситуации, конфликты, угрозы, кризисы, производственные и иные стрессы, дефицит времени, существенно завышенные требования к субъекту деятельности, высокие психоэнергетические затраты, неадекватный стиль управления вышестоящего руководителя, дефицит или неопределенность управленческих ситуаций, отсутствие информации об экстремальных факторах, наличие негативных экологических факторов.


Данные феномены в ряде ситуаций могут действовать совместно и взаимосвязанно. Например, стрессы и перегрузки приводят к сильному утомлению, высоким психоэнергетическим затратам, повышающим вероятность ошибок, промахов и срывов. Ряд факторов выступают как актуальные проблемы, требующие оперативного и точного решения.

Таким образом, значимая роль в карьерном успехе принадлежит индивидуально-личностным факторам. Но, с другой стороны, особенности конкретного индивида могут оказать негативное влияние на его карьеру и профессиональную деятельность.