Файл: 125летие Мухтара Ауэзова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФИО педагога




Дата:




Класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

125-летие Мухтара Ауэзова


Цели урока

Раскрыть многогранный талант классика казахской литературы, выдающего художника, учёного, педагога Мухтара Ауэзова.

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


1.Создание положительного эмоционального настроя




2.Постановка цели

Послушайте, что говорит о Родине писатель М.Ауэзов. Портрет писателя.

«Родина — это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился, …они нужны тебе, как воздух и вода». 

- Согласны ли с его мнением?

- Какой рассказ М.Ауэзова мы читали? «Степной пейзаж?

-Что вы знаете о М.Ауэзове?

-Тема нашего классного часа «125-летие Мухтара Ауэзова

Учащиеся выходят к названию темы урока и целям урока.
Отвечают на вопрос










Середина урока


3.Работа по теме урока

Учитель:

Мухтар Ауэзов — самый известный классик казахской литературы. Его роман «Путь Абая»—факт не только казахской, но и советской литературы. Но жизнь писателя была нелегкой: он был арестован в 1929 году, в 1937 тучи над ним снова сгущаются, и кто знает, не повторил ли бы он судьбу своих друзей Ильяса Жансугурова и Сакена Сейфуллина, если бы не уехал из Казахстана в Москву.

«Я родился 28 сентября 1897 года в семье кочевника Чингизской волости Семипалатинской области Омархана Ауэзова. Мои предки происходили из рода Тобыкты, к которому принадлежали герои»,—так начал свою автобиографию Мухтар Ауэзов. Есть какая-то закономерность в том, что с самого начала жизни этих двух людей пересекались…

Мухтар Ауэзов с полным правом мог гордиться своими предками, среди которых был Берды Кожа, виднейший человек, духовный наставник целого поколения. Через него род Ауэзовых был связан с Бакшайыш-ходжой, правнуком самого Ходжи Ахмета Яссауи. Сегодня этим можно открыто гордиться, а в былые времена за такие родственные связи можно было поплатиться свободой. Поэтому в официальных бумагах среди предков Ауэзов упоминал только отца Омархана и деда Ауэза. Впрочем, род Ауэзовых имели другую замечательную родню. Нурганым, одна из жен старого Кунанбая, отца Абая была родной сестрой Ауэза. И когда родился Мухтар, Абай присутствовал на тое в честь внука своего дяди. Мухтар Ауэзов дружил с Турагулом, сыном Абая, а потом женился на внучке Абая, дочери другого его сына Магауи. Не мог не знать Ауэзов и племянника Абая Шакарима, который рано осиротев, воспитывался в доме поэта. Так что окружение будущего писателя способствовало его интересу к литературе.

Семипалатинская земля стала настоящим гнездом великих литераторов. Сегодня на их общей родине создан историко-литературный заповедник «Жидебай—Борили», который объединяет и дом-музей М.Ауэзова в Борили, и мавзолейный комплекс «Абай—Шакарим, и дом-музей Абая. Кроме дома-музея Ауэзова там есть и мавзолей, где похоронены его родители.

Дед, Ауэз, много занимался воспитанием внука. Он учил его арабской грамоте, мальчик одно за другим заучивал наизусть стихи Абая. Дед был строгим учителем, и мальчик занимался с утра до вечера. Мухтар всегда будет чтить память деда, и среди семейных реликвий в его доме хранился старинный сосуд, принадлежавший Ауэзу.

Летом 1961 года уехал в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умер во время операции. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.В этом году бы ему исполнилось 125 лет.

Задание 1 :

Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом, втором абзаце текста

А)Мастер слова, литератор, автор ............................................................

Б) Воспроизводить, копировать.................................................................

В)Товарищи, партнёры ..............................................................................

D) Покинул, оставил ……………………….……………………...…..…

Е) Трудной, тяжелой …..……………………………………………..…..

4.Физминутка

Задание 2

-Ответьте на вопросы, используя информацию текста.

1. Какие родственные узы связывают Мухтара Ауезова и Абая Кунанбаева?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Где похоронены родители Мухтара Ауезова? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...................

3. Какую роль в жизни Мухтара сыграл его дед Ауз? Приведите два аргумента.

Учитель :

Задание 3

-Что вы узнали о Мухтаре Ауэзове? Заполните кластер

Мухтар Ауэзов






Ученый Мухтар Ауэзов собрал и систематизировал казахскую устную литературу, написал фундаментальные труды по истории казахской литературы, о жизни и творчестве Абая, литературоведению и теоретическим проблемам фольклора.

Индивидуальность и мудрость, признание народа его как великого классика казахской литературы, литературного критика, блестящего педагога Мухтара Ауэзова находят отражение в разных аспектах жизни человека.

В ходе классного часа молодежь ознакомилась с философскими взглядами писателя о человеческих ценностях.

Мухтар Ауэзов, унаследовавший честность своими произведениями, сказал: «Не верьте в свои силы, а верьте честному делу. Для успеха любого дела есть три условия: сначала - желание, затем – сила и дисциплина». Он считал честность и добропорядочность одним из самых ценных человеческих качеств.

Самым выдающимся произведением Мухтара Ауэзова является роман-эпопея «Путь Абая». Это произведение занимает уникальное место в казахской литературе, прекрасно описывает жизнь и характер казахского народа, его национальную самобытность и является гордостью всего казахского народа.



Диалог с учителем

Обсуждают вопрос

Отвечают на вопросы

Выполняют физминутку






https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs


Конец урока


. Рефлексия.

Учитель: Ребята, взгляните на картину. Что она вам напоминает? (природу родного края). Вы сейчас подумаете над таким вопросом: «Как я работал на уроке?» и на картину вывесите рисунки:

- Если все понравилось, хорошо работал-солнышки.

- Цветочки, если все понравилось, но нужно еще постараться.

- Тучки, если не все получилось, как хотелось бы.

Дети вывешивают рисунки.

Учитель:

- Ребята, я очень рада, что вы так оценили свою работу и у вас хорошее настроение в конце урока. Спасибо вам за урок, с вами было приятно работать.