ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИО педагога | | |
Дата: | | |
Класс | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока | 125-летие Мухтара Ауэзова | |
Цели урока | Раскрыть многогранный талант классика казахской литературы, выдающего художника, учёного, педагога Мухтара Ауэзова. |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока | 1.Создание положительного эмоционального настроя2.Постановка цели Послушайте, что говорит о Родине писатель М.Ауэзов. Портрет писателя. «Родина — это город, в котором родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился, …они нужны тебе, как воздух и вода». - Согласны ли с его мнением? - Какой рассказ М.Ауэзова мы читали? «Степной пейзаж? -Что вы знаете о М.Ауэзове? -Тема нашего классного часа «125-летие Мухтара Ауэзова | Учащиеся выходят к названию темы урока и целям урока. Отвечают на вопрос | | |
Середина урока | 3.Работа по теме урока Учитель: Мухтар Ауэзов — самый известный классик казахской литературы. Его роман «Путь Абая»—факт не только казахской, но и советской литературы. Но жизнь писателя была нелегкой: он был арестован в 1929 году, в 1937 тучи над ним снова сгущаются, и кто знает, не повторил ли бы он судьбу своих друзей Ильяса Жансугурова и Сакена Сейфуллина, если бы не уехал из Казахстана в Москву. «Я родился 28 сентября 1897 года в семье кочевника Чингизской волости Семипалатинской области Омархана Ауэзова. Мои предки происходили из рода Тобыкты, к которому принадлежали герои»,—так начал свою автобиографию Мухтар Ауэзов. Есть какая-то закономерность в том, что с самого начала жизни этих двух людей пересекались… Мухтар Ауэзов с полным правом мог гордиться своими предками, среди которых был Берды Кожа, виднейший человек, духовный наставник целого поколения. Через него род Ауэзовых был связан с Бакшайыш-ходжой, правнуком самого Ходжи Ахмета Яссауи. Сегодня этим можно открыто гордиться, а в былые времена за такие родственные связи можно было поплатиться свободой. Поэтому в официальных бумагах среди предков Ауэзов упоминал только отца Омархана и деда Ауэза. Впрочем, род Ауэзовых имели другую замечательную родню. Нурганым, одна из жен старого Кунанбая, отца Абая была родной сестрой Ауэза. И когда родился Мухтар, Абай присутствовал на тое в честь внука своего дяди. Мухтар Ауэзов дружил с Турагулом, сыном Абая, а потом женился на внучке Абая, дочери другого его сына Магауи. Не мог не знать Ауэзов и племянника Абая Шакарима, который рано осиротев, воспитывался в доме поэта. Так что окружение будущего писателя способствовало его интересу к литературе. Семипалатинская земля стала настоящим гнездом великих литераторов. Сегодня на их общей родине создан историко-литературный заповедник «Жидебай—Борили», который объединяет и дом-музей М.Ауэзова в Борили, и мавзолейный комплекс «Абай—Шакарим, и дом-музей Абая. Кроме дома-музея Ауэзова там есть и мавзолей, где похоронены его родители. Дед, Ауэз, много занимался воспитанием внука. Он учил его арабской грамоте, мальчик одно за другим заучивал наизусть стихи Абая. Дед был строгим учителем, и мальчик занимался с утра до вечера. Мухтар всегда будет чтить память деда, и среди семейных реликвий в его доме хранился старинный сосуд, принадлежавший Ауэзу. Летом 1961 года уехал в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умер во время операции. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.В этом году бы ему исполнилось 125 лет. Задание 1 : Найдите в тексте слова, которые соответствуют следующим определениям. Все слова находятся в первом, втором абзаце текста А)Мастер слова, литератор, автор ............................................................ Б) Воспроизводить, копировать................................................................. В)Товарищи, партнёры .............................................................................. D) Покинул, оставил ……………………….……………………...…..… Е) Трудной, тяжелой …..……………………………………………..….. 4.Физминутка Задание 2 -Ответьте на вопросы, используя информацию текста. 1. Какие родственные узы связывают Мухтара Ауезова и Абая Кунанбаева? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2. Где похоронены родители Мухтара Ауезова? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………................... 3. Какую роль в жизни Мухтара сыграл его дед Ауз? Приведите два аргумента. Учитель : Задание 3 -Что вы узнали о Мухтаре Ауэзове? Заполните кластер Мухтар Ауэзов Ученый Мухтар Ауэзов собрал и систематизировал казахскую устную литературу, написал фундаментальные труды по истории казахской литературы, о жизни и творчестве Абая, литературоведению и теоретическим проблемам фольклора. Индивидуальность и мудрость, признание народа его как великого классика казахской литературы, литературного критика, блестящего педагога Мухтара Ауэзова находят отражение в разных аспектах жизни человека. В ходе классного часа молодежь ознакомилась с философскими взглядами писателя о человеческих ценностях. Мухтар Ауэзов, унаследовавший честность своими произведениями, сказал: «Не верьте в свои силы, а верьте честному делу. Для успеха любого дела есть три условия: сначала - желание, затем – сила и дисциплина». Он считал честность и добропорядочность одним из самых ценных человеческих качеств. Самым выдающимся произведением Мухтара Ауэзова является роман-эпопея «Путь Абая». Это произведение занимает уникальное место в казахской литературе, прекрасно описывает жизнь и характер казахского народа, его национальную самобытность и является гордостью всего казахского народа. | Диалог с учителем Обсуждают вопрос Отвечают на вопросы Выполняют физминутку | | https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs |
Конец урока | . Рефлексия. Учитель: Ребята, взгляните на картину. Что она вам напоминает? (природу родного края). Вы сейчас подумаете над таким вопросом: «Как я работал на уроке?» и на картину вывесите рисунки: - Если все понравилось, хорошо работал-солнышки. - Цветочки, если все понравилось, но нужно еще постараться. - Тучки, если не все получилось, как хотелось бы. Дети вывешивают рисунки. Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы так оценили свою работу и у вас хорошее настроение в конце урока. Спасибо вам за урок, с вами было приятно работать. | | | |