Файл: Барабанова Елизавета студентка 13У группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Барабанова Елизавета
студентка 13У группы

Культура Афин

V век до нашей эры называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, которые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и потомков» . Обычно обеспеченные афинские граждане (мужчины) много времени проводили вне дома: посещали общественные учреждения, занимались гимнастическими упражнениями (бег, метание диска и копья, борьба) , беседовали на улицах, в портиках и тенистых аллеях общественных садов и парков. Всюду было людно и интересно: народ обсуждал новости, спорил по самым разнообразным вопросам. Тут же можно было послушать «учителей мудрости» , как называли философов. Афиняне ценили искусство красноречия и охотно слушали хороших ораторов. Делом государственной важности считался театр. Ему придавали большое воспитательное значение. Театр Диониса вмещал 17 тысяч зрителей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось 4-5 пьес. На это время деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. В Афинах, кроме театральных, музыкальных состязаний, происходили и гимнастические. Но заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпийских играх. Красота этого города вызывала у афинских граждан чувство гордости за свое государство. Афины V века до нашей эры были не только «школой Эллады» , как о них говорил Перикл, но и школой для всего тогдашнего мира. Культурное наследие древних греков обогащает и нас.



, Плодородные земли и мягкий климат котловины Аттики были по достоинству оценены еще во времена неолита. Именно тогда на скале Акрополя появляются первые жители. Но город, как таковой, родился много позже, когда на Акрополе выросла могучая крепостная стена, опоясывающая весь холм. Покинуть город или попасть в него можно было только с северной стороны холма, где по 156-метровому склону тянулись ступеньки. В центре города возвышался дворец верховного правителя, вокруг которого стояли дома ремесленников, солдат и слуг.

От первоначального облика афинского Акрополя мало что осталось. Вероятнее всего это был традиционный микенский город-крепость, больше пригодный для отражения нападений, чем для жизни. Однако именно микенская эпоха была основой для «града пышнозданного», как назвал Афины Гомер. Вереница войн почти стерла с лица земли крупные города микенского периода. Наступили темные века античности. Уныние и апатия охватывают всю Элладу на 200 лет. Необычайная бедность всего населения мало способствовала развитию искусств и творческой мысли. Города пустеют. Из-за частых смертей умерших не хоронят, а сжигают.


Обряд похорон возрождается лишь в восьмисотые года до н.э., когда просыпается вся Эллада. К этому времени многочисленные поселения Аттики объединяются вокруг Афин, образуя единый город-государство, во главе которого становится аристократия. Центр Афин с Акрополя сполз вниз. Рыночная площадь агора стала самым многолюдным местом. Здесь договаривались о встречах, покупали товар или обменивали его, искали работу. Позднее на агоре будет проходить знаменитый суд черепков - остракизм. Добропорядочные граждане будут писать на глиняных черепках имена опасных для общества личностей. И это будет называться демократией.

От рыночной площади в разные стороны уходили две основные афинские дороги. Одна устремлялась на юго-запад к Депилонским воротам в сторону Керамик. Вероятно, район получил название благодаря гончарам. Ремесленники селились у реки Эридан, которая тянулась сквозь Керамик. Ее русло можно видеть и сейчас, а место обитания гончаров со временем превратилось в городское кладбище. На уцелевших надгробиях можно рассмотреть хорошо выполненные барельефы или рисунки. Обычно греки изображали умершего за его привычным занятием. Иногда писали эпитафию. Среди камней, как и прежде, извивается плющ - любимое надгробное растение эллинов. Дни поминовения мертвых проходили примерно в начале ноября. Их называли «тяжелыми днями». На могилы в специальных белых вазах - рекифах приносили благовония или другие дары. Загробная жизнь умершего зависела от заботы живых.

В противоположную от Керамика сторону шла дорога к верхнему городу - Акрополю. Холм становился культовым местом - святилищем Афин. В те времена боги были до такой степени близки к людям, что их появление на земле было делом весьма заурядным, чем и воспользовался один хитроумный афинянин. Горожанина звали Писистрат. Он так стремился к власти, что решил переодеть одну из женщин в наряд богини. Потом объявил, что сама Афина спустилась с Олимпа, чтобы поддержать его во всех начинаниях. Трюк с богиней не удался. Но совершенный Писистратом переворот все-таки привел его к власти. Писистрат прославился как тиран. Но именно в период его правления Афины достигали рассвета в искусстве, политике, экономике. Вместо старых деревянных построек Акрополя на скале выросли беломраморные храмы. По западному пологому склону холма протянулась широкая лестница. Афины приобрели славу города искусства.





Война с Персами

В результате войны с персами Афины были практически полностью выжжены и разграблены. Храмы, украшавшие город Иагору, превратились в груду камней. Афиняне постановили оставить Акрополь в руинах, чтобы всегда помнить о трагедии.

Возрождение города из пепла началось в эпоху Перикла. Это был золотой век Афин. На холме Акрополя вырос знаменитый Парфенон - святилище Афины Парфенас - Афины-девственницы. К моменту создания храма эллины достигли невероятного мастерства в архитектуре. Колонны Парфенона поставлены не строго вертикально, а с легким наклоном внутрь. Это придает большую устойчивость сооружению и эффект едва уловимой перспективы. Ощущение упругости колонн достигнуто благодаря небольшому утолщению, расположенному чуть ниже середины. Продольные желобки - каннелюры оживляют колонну, вызывая разнообразную игру света. Современники называли Парфенон «Гекатанпет», что означает «стофутовый». Небывалые по тем временам размеры святилища - сто футов в длину (примерно 30 метров), были новым словом в архитектуре. Парфенон первым получил просторную священную залу. Здесь стояла колоссальная статуя Афины Парфенас - двенадцатиметровое произведение античного скульптора Фидия. Богиня была выполнена из золота и слоновой кости. Покровительница города отражалась в бассейне, расположенном у ее ног. Предполагалось, что вода обеспечит статуе лучшую сохранность и подчеркнет ее красоту.

Парфенон поражал своими размерами и величием. Его колонны, устремленные вверх, упирались в ровную ленту фриза, которую украшали различные мифологические сцены. Один из фризов отображает самый значительный праздник города - панафинеи, то есть всеафинские торжества. Великие панафинеи справлялись раз в четыре года в честь Афины Паллады. Весь город гулял и пил за здоровье богини целую неделю. Самым важным событием праздника было торжественное панафинейское шествие. Начиналось шествие в Керамике. Отсюда отправлялся в путь большой корабль. На нем привозился пеплас - своего рода новое платье Афины. Процессия двигалась через агору к священной скале. Миновав Пропилеи, врата Акрополя, движущаяся масса прекращала свой поход у храма Эрахтиэйем.

Эрахтиэйем был посвящен сразу двум богам: Афине и Посейдону. Согласно легенде там, где возвышается Эрахтиэйем, произошел спор между олимпийцами за право дать городу имя. Бог Посейдон бросил свой трезубец на гору Акрополя, и хлынула вода морская. Владыка волн пообещал афинянам богатства от морской торговли. Но богиня мудрости решила не демонстрировать силы. Она посадила оливковое дерево. Растроганные горожане назвали город в ее честь - Афины. Говорят, что рядом с храмом росла священная маслина, а на северной стене Рахтиена виднелся след от трезубца.


Значение храма в главном городском празднике подчеркивал южный выступ святилища. Здесь на место колонн встали женские изваяния - кариатиды. Шесть статуй изображают идущих женщин с корзинами на головах. Это канифоны - участницы всеафинского праздника. Эрахтиэйем был первым храмом, где человеческие фигуры заменили колонны. Кроме того, все сооружение возведено на разных высотах безо всякого признака симметрии, но выглядит таким же гармоничным, как и геометрически правильный Парфенон.

Естественно, Акрополь не мог остаться без храма величайшего из богов - Зевса. Учитывая неуживчивый характер небожителя, обойти его стороной было просто недопустимо. Громовержцу возвели небольшой, но уютный храм в самой высокой части Акрополя.

Ярким украшением священного холма было изваяние Афины Промахас - предводительницы в битвах. Статуя превышала все окрестные здания. Выполненная из бронзы, богиня сияла под солнцем и была видна всякому, кто приплывал в Афины.

Люди искусства и мыслители стекались в Афины со всех концов Эллады. Открывались философские школы. Изящные статуи украшали дворы и дома состоятельных людей. Город набирал силу. При таком богатстве и славе Афины не могли не вызывать зависти у соседних полисов. Разгорались междоусобные войны. Впрочем, они не приносили такого вреда, как захват чужестранцев. Первый сильный удар по городу нанес римский полководец Сула, разграбивший и разоривший весь город. На смену римлянам пришли фанатики-христиане, потом крестоносцы, венецианцы и, наконец, захватившие город туркиизувечившие Афины до предела.



МЕДИЦИНА

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий, знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны, но совершенно отличны друг от друга. В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных спекуляций. Им противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных предложений и постоянной константой считают разум. Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только Косская школа основала медицину как науку.


Математика

В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Важным для развития математики было создание дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА



В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек. Вторая четверть V в. - годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики - Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чем и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность - наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады. Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Рождение градостроительства как