ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава I
1.1.
Одной из общеизвестных сторон познания культуры и искусства окружающего человека мира является экскурсия. Экскурсионный продукт является одной из важнейших составляющих туризма, зачастую без экскурсионного сопровождения туристы не представляют себе полное ознакомление с культурой определенной дестинации. Традиционное определение понятия «Экскурсия» представлено во множестве источников, например, толковый словарь иноязычных слов определяет данное понятие как «Коллективная поездка куда-либо, посещение чего-либо с образовательной, познавательной целью» [Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.]. Толковый словарь Ушакова дает следующее понятие «1. Коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно - образовательной или увеселительной целью» [Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)]. Согласно определению Большого Энциклопедического словаря, экскурсия – это «коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом». Чаще всего развитие экскурсионного продукта происходит в дестинациях, известных развитой инфраструктурой для туристов, а также известных своими достопримечательностями. Внедрение новых экскурсионных маршрутов позволяет повысить привлекательность города или региона в глазах различных категорий туристов, а также улучшает имидж города среди его жителей. позволяя им узнать неизвестные ранее факты об истории, культуре, наследии их места проживания.
Экскурсия является одним из основных продуктов индустрии туризма и гостеприимства. Согласно определению профессора Ф. Котлера, «продукт - все, что может удовлетворять желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» [Филип Котлер, ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА, Санкт-Петербург, АО "КОРУНА", АОЗТ "ЛИТЕРА ПЛЮС", 1994, Перевод с английского В.Б.Боброва, Общая редакция Е.М.Пеньковой, Издание осуществлено по заказу АОЗТ "Литера плюс".]. Продуктами могут являться как физические объекты, так и услуги, концепции, идеи.
Федеральным законом № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается следующее определение: «Туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу, а тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». [Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».]Свойствами туристского продукта являются как его физические характеристики, так и деятельность по его планированию, разработке, реализации и продвижению. Существует 4 параметра, отличающие товар от услуги (продукта): неосязаемость, неразрывность производства и потребления услуги, изменчивость и неспособность к хранению. [Сенин В.С. Организация международного туризма [Текст] / В.С. Сенин, - М.: КНОРУС, 2000. – 298 с.]
Создание привлекательного и конкурентоспособного экскурсионного продукта является одним из важных этапов реализации стратегии развития сферы гостеприимства туристской дестинации. При создании нового продукта важно понимание того, какие именно экскурсии хотели бы посещать туристы, так как зачастую потребитель экскурсионного продукта желает приобрести не столько услугу, сколько новые впечатления и знания о дестинации.
При создании экскурсионного продукта проходятся следующие этапы:
1) Изучение текущей ситуации на рынке, основных тенденций в туристическом секторе, создание концепции продукта, определение его качественных и количественных свойств
2) Выделение целевого сегмента рынка, создание стратегии продвижения продукта, придание продукту конкретных свойств, востребованных среди потенциальных потребителей
3) Тестовые продажи продукта с целью изучения отношения потребителей к нему, перспектив дальнейшей реализации, доработки продукта и устранения возможных его недостатков, уточнение целевой аудитории и стратегии продвижения продукта
4) Организация массовых продаж продукта, совершенствование его характеристик
5) Рефлексия с целью использования полученного опыта для создания и продвижения новых продуктов
Данные этапы согласуются с концепцией жизненного цикла продукта
, играющей важную роль в стратегии создания и продвижения продукта и служащей надежной базой для его планирования. [ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Жизненный цикл товара, Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.] Основными этапами (жизненными фазами) данной концепции являются внедрение, рост, зрелость, упадок.
Внедрение (выведение нового продукта на рынок) является начальным этапом жизненного цикла продукта. Основные характеристики данного этапа - высокие издержки, медленный рост продаж, необходимость в стимулировании спроса, низкая прибыль или ее отсутствие. Этап роста наступает с увеличением спроса на продукт, повышением его популярности среди потребителей, характеризуется заметным ростом объемов продаж и прибыли. На этапе зрелости продукта объемы продаж и прибыли могут продолжать увеличиваться, но медленнее, становится заметна тенденция к выравниванию их уровня. На последнем этапе, фазе упадка, уровень спроса на продукт снижается, вслед за ним уменьшается и объем прибыли, продукт может исчезнуть с рынка, не сумев удержать свою долю.
Концепция жизненного цикла применима к созданию и планированию нового экскурсионного продукта, формированию стратегии его развития и продвижения на рынке.
Успешность любого туристского продукта (экскурсий в частности) зависит от его привлекательности для потребителей, на данном параметре завязаны все остальные элементы маркетингового комплекса. Одним из инструментов повышения привлекательности продукта является его продвижение на рынке, то есть комплекс мероприятий, направленных на стимулирование спроса на продукт и увеличение его сбыта, и, следственно, прибыли. В качестве основных каналов продвижения экскурсионного продукта выделяются такие направления, как: формирование ценовой политики, определение каналов сбыта и выделение целевой аудитории, стимулирование спроса на продукт, реклама и пропаганда продукта.
Установление цены на продукт является одним из важнейших этапов маркетинга. Правильно выбранная ценовая политика определяет будущую конкурентоспособность, рентабельность и позицию продукта на рынке в целом, влияет на длительность его жизненного цикла, определяет направление деятельности поставщика продукта. Цены на туристский продукт напрямую влияют на имидж предоставляющей его организации, так как от соотношения цены и имиджа организации зависит восприятие потребителем предоставляемого туристского продукта. На установление цены на туристский (а в частности, экскурсионный) продукт влияют такие внешние факторы, как экономические особенности региона предоставления услуги, политические, а также климатические и социальные.
Каналами сбыта, составляющими общую сбытовую сеть экскурсионных продуктов, служат фирмы или отдельные лица, принимающие на себя обязательства по реализации конкретных продуктов потребителю. Прямые продажи (прямой маркетинг) традиционно является одним из основных каналов сбыта в индустрии туризма и гостеприимства. Его элементами является организация, предоставляющая туристский продукт, и потребитель данного продукта. Также выделяются такие каналы сбыта, как внешние (зарубежные) и внутренние (местные). В зависимости от специализации конкретного поставщика услуги и характера производимого им продукта определяется ориентация предприятия на тот или иной рынок сбыта.
Создание и стимулирование спроса на туристский продукт также является одним из основных этапов его продвижения. На уровень спроса на экскурсионные продукты оказывают влияние такие факторы, как сезонные колебания, политическая и экономическая обстановка в стране, уровень безопасности для населения, географические и климатические особенности региона предоставления услуги. Наиболее эффективным методом продвижения туристского продукта является комбинация личных продаж и рекламной деятельности.
Личные продажи предполагают непосредственный контакт представителя поставщика продукта и его потребителя, используемый для установления взаимоотношений с потребителем и непосредственно сбыта предоставляемого туристского продукта. Реклама позволяет заинтересовать потребителя, привлечь внимание к продукту, а личные продажи стимулирует у потребителя желание приобрести туристский продукт. Реклама является важнейшим инструментом продвижения экскурсионного продукта, способным привлечь внимание потенциального потребителя к продукту, дать ему необходимую информацию о продукте, способную заинтересовать потребителя, изменить отношение к продукту, показать его ценность и значимость. Для рекламы используются средства массовой информации (телевидение, радио, печатные газеты и журналы), печатный материал (каталоги, брошюры, визитки, листовки), презентации, ознакомительные туры, а также, с ростом востребованности стратегии social media marketing для рекламы туристского продукта используются также и различные социальные платформы (в частности, блоги, новостные интернет-источники, фото- и видеоресурсы, социальные сети, каталоги отзывов, сайты знакомств и т.п.). Спецификой рассматриваемого нами туристского продукта является необходимость в визуальной рекламе, обусловленная неосязаемостью и изменчивостью продукта. Реклама может быть информативной, напоминающей или убеждающей (в зависимости от характера рекламного сообщения), имиджевой или товарной (в зависимости от объекта рекламы), рациональной и эмоциональной (в зависимости от способа воздействия рекламного сообщения на аудиторию). В рекламной деятельности поставщика туристского продукта важным этапом является выбор наиболее эффективных и в то же время наименее затратных рекламных средств. Для этого организуются опросы потребителей с целью получения информации о том откуда потребитель получил информацию о поставщике и его продукте. Затем сопоставляются данные по финансовым затратам на то или иное рекламное средство и данные полученные от потребителей.
Регулирование рекламной деятельности в сфере туризма осуществляется с помощью следующих законодательных актов: Федеральный закон от 18. 07. 95 г. №108-ФЗ «О рекламе», Уголовный кодекс РФ, ст.182 «Заведомо ложная реклама», Закон РФ от10.06.93 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг», ст.7, п.4, Закон РФ от 27. 12. 91 г. №2124-1 «О средствах массовой информации», ст.36.
1.2.
Особенностью Санкт-Петербурга как туристской дестинации является большое количество объектов, вызывающих интерес у въезжающих туристов. Ландшафтные объекты, памятники архитектуры, большое количество галерей традиционного искусства, объекты культуры и религиозные памятники ежегодно привлекают в Санкт-Петербург более 6000000 человек ежегодно (в том числе более 2500000 туристов из-за рубежа). [http://www.tourprom.ru/news/30919/].
В условиях развития современного рынка туристских услуг в России экскурсионная деятельность является одним из основных направлений индустрии туризма и гостеприимства. В понимании определения экскурсионного туристского продукта его поставщиками и потребителями возможны различия, поэтому справедливым можно считать следующее его определение: Экскурсионный туристский продукт - совокупность (комплекс) вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия, и затрат, связанных с его производством и реализацией и формирующих цену турпродукта [Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 2007.]. Основными характеристиками экскурсии как туристского продукта являются уровень качества предоставляемой услуги, ее экономичность, безопасность, а также приобретаемое впечатление. В зависимости от способа организации сбыта экскурсионного продукта выделяют индивидуальные туры, формирующиеся по частному заказу с учетом требований конкретного туриста, и групповые туры, включающие в себя стандартный набор услуг. [Биржаков М.Б., «Введение в туризм» - Спб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2004.]. Экскурсионный продукт включает в себя различные ресурсы, как, например, природные (географические) особенности дестинации, исторические, культурные объекты (памятники искусства и архитектуры), трудовые (персонал, обеспечивающий проведение экскурсии), технические (оборудование для качественного предоставления продукта, средства перевозки и размещения туристов) и т.д. [Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник/ Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2007.]