Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих, и в этом смысле относительных, его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст человека (допустим 18 лет) – это фиксированный момент в его постоянном изменении, движении – связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенные законы. Ф. Энгельс отмечал наличие пяти основных форм движения материи. 

  1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

  2. Физическое (по существу, тепловое) движение как движение молекул.

  3. Химическое движение – движение атомов внутри молекул.

  4. Органическое, или биологическое, движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

  5. Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

-  пространственное перемещение;

-  электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

-  гравитационную форму движения;

-  сильное (ядерное) взаимодействие;

-  слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтронов);

-  химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);


-  геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т. д.);

-  биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.);

-  социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).  Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система (от греч. целое, составленное из частей) – это комплекс взаимодействующих элементов или, что одно и то же, отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой материальный и идеальный объект можно представить как систему, для этого необходимо выделить в нем его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения), выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система – это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов.

Суммативные системы – это системы, качество которых равно сумме свойств составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. 

В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Применительно к трем основным сферам объективной действительности эти уровни выглядят следующим образом:



Каждая из сфер объективной действительности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных уровней. Внутри этих уровней доминирующими являются координационные отношения, а между уровнями – субординационные.

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном итоге материалистическим или идеалистическим.



ТЕМА 8. СИСТЕМНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА

 

Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее отличие от других типов мировоззрения, основные этапы развития философии, учение о бытии, материи и ее атрибутах, о соотношении материи и сознания. Теперь нам предстоит основательно разобраться в очередных узловых проблемах философии: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов также пытается дать ответ философия. В ходе своего развития философия выработала два методологических подхода в решении вопросов, относящихся к этой сфере.

Один из них получил название диалектического. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т. д. Как философская наука она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открытая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин «диалектика» в школе Сократа - Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика – это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. 

Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная – это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. 


Следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод? В общем плане метод познавательной деятельности – это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования – субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний. Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом в данном случае и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности. Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод – метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем – вне связи друг с другом. 

Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. 

Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика – во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей. считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка. 

Особой формой выражения метафизики является эклектика. Эклектика (с греческого eklqo – выбираю) – этосоединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она, в отличие от софистики, прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Это означает, что эклектика, так же, как и софистика, искажает действительность, фальсифицируя основные принципы диалектики.