Файл: Региональная культура биография и творчество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Индивидуальный проект


по

История




название предмета



Тема:

Региональная культура: биография и творчество




Писателя Владимирской области




Никитина Сергея Константиновича




тема работы




Выполнил(а) студент(ка)

1

курса, группы

2109-090










Стоянова Владислава Витальевна




фамилия имя отчество


Руководитель работы







ученая степень, звание, фамилия и инициалы руководителя
индивидуального проекта




Рецензия































актуальность, цели, достоинства и недостатки проекта, оценка в баллах
















Проверил













Оценка. Подпись руководителя работы







«____» ____________ 2022_ г.



Пермь 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

1.БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО НИКИТИНА С.К....................................4

1.1 Изучение биографии и деятельности Никитина Сергея Константиновича

1.2 Характер Сергея Константиновича, первые шаги в творчестве.
2. АНАЛИЗ РАБОТ ПИСАТЕЛЯ…………………………………………………10

2.1 Особенности эпохи: идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве С. К. Никитина.

2.2 Творческие достижения и влияние на современников и потомков.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………17

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………17

Введение

Никитин Сергей Константинович, родился 10 октября 1926 в городе Ковров. Вырос в семье военнослужащего, родители воспитывали его в строгом режиме. На сегодняшний день, он считается одним из лучших русских рассказчиков.



1

1.1 Изучение биографии и деятельности Никитина Сергея Константиновича.

Очень талантливый и харизматичный писатель, что в 60-ых годах было довольно-таки редкостью. В школе, по рассказам одноклассников, он был достаточно замкнутым и необщительным ребенком, пока все ходили в столовую, играть на площадку на переменах, Сергей отдавал предпочтение сидеть в классе за своей партой и предаваться чтению разных книг и стихотворений. Учителя часто хвалили его за грамотность и хорошую начитанность, а в оценках чаще виднелись пятерки, нежели плохие оценки.

«И все-таки школу он любил. Любил поздний зимний рассвет, когда в синих сумерках повсюду еще горели огни, скрипел снег под валенками прохожих и сам он брел среди них по заснеженному городскому бульвару с портфельчиком в руках. Любил кафельные полы школьных коридоров, по которым, разбежавшись можно было катиться, как по льду. Любил высокий светлый класс, всегда пахнувший с утра вымытыми полами, и басовитый голос своей некрасивой, постоянно озабоченной какими-то внешкольными делами Натальи Георгиевны, и спортивный зал с турниками, брусьями, конями, кольцами, и суматоху перемен, и нарочито шумную, драчливую давку у буфета за "французской" булочкой..." Сергей Никитин, «Падучая звезда».
Прочитав этот отрывок, сразу же можно перенестись в ту зимнюю пору, детство, почувствовать запах школьной столовой, услышать голоса ребятни, что дурачится повсюду. Насколько точно, до глубины души, автор умеет пробирать каждым словом, пробуждая внутри что-то давно забытое, такое родное и приятное.» — писал Сергей Никитин в своей автобиографической книге «Падучая звезда».

В его честь во Владимире названы улицы и установлены мемориальные доски:



На счету автора более сорока книг прозы. Произведения Сергея Константиновича переведены на многие языки мира. Он один из немногих, кто дает ощущение чего-то родного, теплого, такого знакомого. Через письмо, писатель доносит свое понимание мира, вкладывает частичку души, благодаря чему, читатель может окунуться в эту совершенно невероятную новую вселенную, созданную одним, можно сказать, великим и непревзойденным автором. Удивительно, как человек из маленького города, может вырасти до такого уровня, когда его знают даже иностранные деятели культуры.

«Жизнь моя прошла, как большой праздник. Я радовался тому, что принимал от природы и людей, и еще больше радовался тому, что отдавал людям. Уходя, я оставляю им все и через это остаюсь вместе с ними. Будешь ли ты писать книгу или пахать землю, делай это не для себя, а для них, и никогда глухое отчаяние конца не сожмет твое сердце.». — это произносит герой рассказа «Весна, старый писатель, маленький мальчик и рыжая собака», выражая жизненный устой писателя.»



Школа, в которой учился С. Никитин.

В 1944—1948 гг. учился в МГИМО (Институт международных отношений), затем в 1948 г. перевелся на заочное отделение Литературного института им А.М. Горького. Объясняя свой уход в письме своему сокурснику, там звучат такие строки: «Время терять жалко. Всю эту ученую премудрость можно за полгода одолеть... Пока попишу. В газетке поработаю.» Затем достаточно интересно и интригующе у писателя поворачивается жизнь. 26 июля 1951 года был назначен на должность литературного сотрудника газеты «Сталинская смена», на те времена, довольно популярной и значимой среди народа. Сталинскую газету читал чуть ли не каждый второй! С головой уходя в работу, Сергей пишет там свои очерки, заметки, рецензии и фельетоны. А также, его материалы нередко печатала областная газета «Призыв», где некоторые свои публикации он писал под псевдонимом Н. Маслов. Все до единого в редакции поражались его владению жанром, достаточно хорошей хватке в своей работе, «как влитой, родился на этом месте, не каждому начинающему журналисту под силу одолеть фельетон, своя манера речи, свой стиль письма, а главное, очень оригинальная подача материала». Так юный писатель постепенно набирал свою популярность и узнаваемость на улицах.


2.1 Характер Сергея Константиновича, первые шаги в творчестве.

Многие говорят, что по характеру Сергей Никитин был добрым, но не «добреньким». Ко всему относился с легкостью и открыто, достаточно расслабленно подходил к жизни, но касательно вопросов творчества был крайне строг и принципиален, что значительно отличало его от товарищей по перу. Никитин всегда проявлял заботу по отношению к молодым авторам, ведь кому как не ему знать, как тяжел и тернист этот путь. Он, можно сказать, «пекся» о их росте, о оттачивании мастерства. Он знал, что это все возрастает по мере публикаций произведений. Как говорится, чем больше пишешь, тем лучше. Нарабатывать руку в писательстве это крайне важная вещь. «Неважно, сколько времени ты проведешь за этим, важно, чтобы это время не было потрачено впустую. Если у тебя нет тысячи исписанных и скомканных черновиков – это и вовсе не любовь к письму. Для того, чтобы научиться, с тебя должно сойти 3 пота и появиться несколько морщин на лбу, сидите и пишите, доказывайте, что вы лучшие в этом». Мотивация была главным аспектом для начинающих, что, писатель, несомненно, им давал. Вдова автора Клара Михайловна Никитина говорила:

«Он такой был человек, что к нему все тянулись: и артисты, и журналисты. Кто только не бывал в нашем доме! И московские писатели, и из Магнитогорска, и из Костромы, из Иванова, секретари писательских организаций приезжали. И все тянулись к Сергею. Он был человеком очень замкнутым, очень мало говорил, но он умел слушать. Это тоже талант. Сидеть и молчать, но вот в нужный момент он вдруг говорил самое главное слово в споре. Вот художники приходили: Юкон, Бриттов, Егоров, Французов. Между художниками всегда были споры какие-то, кто из них первый – Бриттов всегда затевал эти споры – и всегда Сережа скажет какое-то такое слово, что все станет на свои места. Он как-то умел общаться с людьми и к нему тянулись»

Вот несколько цитат о нем, взятых из отрывков близких товарищей писателя:

«Его творчество легло золотой страницей в родную речь и останется в ней навсегда» - цитата Владимира Солоухина, его земляка.

«Наиболее сильным увлечением Сергея Никитина была фотография. Снимал Серёжа, конечно, прежде своих друзей и знакомых. Когда в 1943 году я уезжал на фронт, в моём вещмешке лежал объёмный пакет с фотографиями, сделанными Никитиным. К сожалению, мне не удалось его сберечь.»


«Через много лет, после кончины своего друга, у одних своих знакомых я увидел одну фотографию, сделанную им. Она мне была особенно дорога, потому что снималась на память перед долгой разлукой.»

«Новый 1943 год мы встретили в Коврове большой шумной компанией одноклассников. На второй или третий день после Нового года собрались в школе. Сергей скомпоновал из нас группу, включил полуавтомат и подсел к нам. Нас с Ванюшей легко узнать по причёскам «под ноль», Ванюша –в первом ряду, крайний слева, тот кто склонил голову к плечу своей соседки, Серёжа Никитин. Тогда ещё они не могли знать, что через несколько лет станут мужем и женой.» взято из воспоминаний одноклассника Николая Демьянова.

«Он вдохновлялся от всего, начиная с обычной прогулки, заканчивая простыми посиделками на природе, размышлениями о будущем и думами о том, насколько же прекрасна жизнь. Любая деталь давала продвижение в том или ином произведении. Порой, как говорится, «истинный художник должен быть голодным, дабы сотворить что-то невообразимо прекрасное. От того Никитин часто уединялся с собой, проводя время в одиночку в парке, гуляя по окрестностям и изучая любимую родину.» по рассказам его близких приятелей.

В честь С. К. Никитина установлен памятник в Коврове и названы несколько улиц.



2

2.1 Особенности эпохи: идеи, стили и направления культуры, нашедшие отражение в творчестве С. К. Никитина.

В своих произведениях писатель сосредотачивает особое внимание на взаимоотношения между людьми. По всей видимости, он был этой проблемой всегда озадачен. В его прозах не затрагивается политика, и общественная критика, но она отражает время. Сюжеты, возможно, не шибко оригинальны, но с точки зрения психологии, написаны максимально точно. Он ориентируется на добро и не избегает при этом описания страданий и зла. В своих рассказах стремится к множественному охвату человеческих судеб, сохраняя плавный ход повествования. Его стили весьма похожи на И. Тургенева, И. Паустовского, И. Бунина. Свой первый рассказ «Однажды летом» он опубликовал в 1950 году. Никитин был человеком, который все время вдохновлялся родными краями. Даже тогда, когда Сергею предложили переехать в столицу, в Москву, он ответил на это отказом, ведь его литература питалась исключительно только родной владимирской природой. Именно ее он всегда по живому ярко описывает в своих рассказах, высказывая всю любовь и преданность родным краям. Пока другие разъезжались по разным городам, в поиске популярности и знати, Сергей Константинович не изменял своим любимым пейзажам. Говорят, он исходил весь Владимир вдоль и поперек. Ни разу в жизни не бывало такого случая, чтобы писателя спросили о какой-либо улице или местности, и он о ней не знал, близкие в шутку называли его «гидом».