Файл: Вопрос 6 Актуальные проблемы Евразийского региона Внешние проблемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос № 6 Актуальные проблемы Евразийского региона

Внешние проблемы

конфликт России и Запада и перспектива гонки вооружений,

экспорт терроризма с Ближнего Востока,

глобальный экономический кризис и финансовая турбулентность

Внутренние проблемы

Слабо диверсифицированная экономика, ослабевшая технологическая база

Отсутствие стратегий развития или существенных признаков их реализации во многих государствах Центральной Азии

Слабая степень институционализации при высокой роли неформальных институтов (местничество, регионализм, коррупция)

Риск роста этнической напряженности

Низкая степень вертикальной и горизонтальной социальной мобильности

Низкая степень социальной интеграции (в некоторых обществах Центральной Азии)

Демографический подъем в сочетании с ориентацией руководства на выталкивание экономически активного населения (ряд государств ЦА).

Неспособность адекватно ответить на эти вызовы для ряда государств региона будет означать неспособность обеспечить развитие. А отсутствие развития неминуемо будет и далее создавать социальную напряженность и благодатную почву для распространения идей радикального ислама. Если же существенный экономический успех не удастся продемонстрировать в рамках ЕАЭС, то очевидно, это повлечет за собой существенные репутационные издержки для Союза.

Вопрос №7 Регионализация в России

Регионализм представляет собой политико-социальное движение регионов, цель которого состоит в расширении их прав в политической, экономической и культурной сферах. В рамках данного определения, воплощением регионализма является децентрализация, как передача части юрисдикции – в первую очередь, в экономике – с общефедерального на региональный уровень

В постсоветской истории можно выделить два ключевых качественно отличающихся этапа регионализации: 1) 1991-2000 гг.; 2) 2000 – по настоящее время.

Первый этап характеризуется обособлением регионов от центра, принятием собственных законодательных актов, закрепляющих основные принципы построения государственности(в республиках), формированием своеобразных местных политических режимов. Законодательные базы субъектов РФ во многом противоречат друг другу и не соответствуют общероссийским законам и Конституции. Регионы (в первую очередь, обладающие значительным экономическим потенциалом) стремятся максимально нивелировать влияние Москвы. Стимулом для такой политики являлась не только потеря управляемости из федерального центра и желание оставлять большую часть собираемых налогов и рент с предприятий в субъекте, но и стремление правящих элит упрочнить собственную власть, создавая местные бизнес-группы, что существенно затрудняло воздействие Кремля на региональную политику. Создавались макрорегиональные объединения – например, Уральская республика, Сибирское соглашение, – которые во многом базировались на существующей территориальной идентичности населения соответствующих макрорегионов. Поэтому основной задачей региональной элиты в те годы являлась конвертация идентичности географической в идентичность политическую.


Власти таких субъектов России как Татарстан, Свердловская область, Красноярский край, Бурятия и др. активно прибегали к целому спектру средств конструирования региональной идентичности.

Рост регионального самосознания населения и появление множественных идентичностей стали своего рода протестом против всевластия центра, что является характерной тенденцией развития многих стран в последние десятилетия. Перед необходимостью решать подобные вопросы стоят не только государства «демократического транзита», но и вполне благополучные страны Запада, с развитыми институтами федерализма.

Специфической чертой нашей страны является то, что в России регионализация производится сверху, инициатором выступает центр. В целом, говоря о возможностях регионализма и формирования прочной позитивной региональной идентичности, основанной на легитимности институционального устройства власти в субъекте, наибольшие перспективы имеют: 1) национальные республики; 2) экономически развитые регионы (с широкой базой взимания налогов).

Основные проблемы регионализации в России: 1) увеличение числа уровней власти (излишняя бюрократизация) вызывает избыточное регулирование и связанный с этим рост уровня коррупции; 2) рост коррупции, вызванный в субъектах с небольшим количеством экономических агентов трудностью в обеспечении их анонимности при взаимодействии с властью; 3) дефицит человеческого капитала в регионах, так как наиболее профессиональные кадры «боятся» оставаться в провинции и стремятся получить работу в органах центральной власти, где имеют большие карьерные перспективы; 4) слабая ориентированность ключевых политических партий на субъекты во многом дополняет кадровую проблему; 5) недостаточная прозрачность работы региональных властей.

Вопрос №8 Региональное научное исследование

Региональное научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение принципиально нового научного знания и протекающей в рамках определенного региона или регионов. Региональные социально-гуманитарные исследования отличаются, прежде всего спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит от интерпретации понятия «регион». Чаще всего под регионом понимается:

1) природно-климатическая зона;

2) географическая территория;


3) экономический или хозяйственно-экологический район;

4) историко-культурный ареал;

5) административно-территориальное образование;

6) межгосударственная территория.

Регион как предмет региональных социально-гуманитарных исследований должен обладать не только географической, геополитической, геоэкономической, но и информационно-поведенческой, и историко-культурной однородностью и, следовательно, внутренней целостностью.

Специфика региональных научных исследований. Региональные научные исследования отличаются спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит от интерпретации понятия «регион» в той или иной научной дисциплине.

Каждая научная дисциплина по своему интерпретирует понятие региона и, соответственно, определяет предметное поле своих научных исследований.

В исторической науке регион – это социо-пространственное историческое образование, обладающее географической, геополитической, геоэкономической, социально-поведенческой и культурной однородностью.

В экономической науке регион рассматривается как сложное соединение многочисленных звеньев производственной системы и социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной организацией и соответствующими управленческими структурами.

В политической науке регион – это: 1) часть территории одной или нескольких соседних стран с более или менее однородными природными, экономическими, социально-политическими и культурными условиями; 2) группа взаимозависимых стран, иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций.

В юридической науке дается формально-юридическая трактовка региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами.

В социологии регион – это социотерриториальная целостность, объединенная доминирующими социальными интересами, ценностями, моделями социального поведения.

В культурологии регион определяется как особый культурный «мир» с присущим ему традициями и культурой, вписанный в общий территориальный «пейзаж».

В этнологии регион – это: 1) этнотерриториальная целостность, основу которого составляют более или менее однородная этническая среда с доминирующим этническим менталитетом и моделями этнического поведения; 2) этнокультурная область, территория традиционно проживающих этносов, вырабатывавших в процессе совместной жизнедеятельности общие элементы в материальной и духовной культуре, общественном и семейном быте.


В настоящее время на стыке социальных и гуманитарных наук формируется новая научная дисциплина – регионалистика, которая стремится к комплексному изучению региона как системы. Предметом регионалистики выступает регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально -политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая целостность.

Активное развитие регионоведения на Западе пришлось на конец 1950-х гг., когда начался общий подъём периода восстановления после второй мировой войны и активизации практики регионального строительства.

Второй этап в развитии регионоведения начался в 1960 – 1970-е гг. В это время появилось большое количество научных и научно-популярных публикаций о регионах, их статусе и типологии. Причём за основу многих исследований были взяты наиболее значительные теории политологов и социологов. Широкое распространение получила и практическая регионалистика. Важным направлением региональных исследований становится изучение пограничного сотрудничества регионов.

С начала 1970-х гг. начался третий этап развития регионоведения, который характеризовался новым качественным состоянием науки. Региональные исследования за рубежом были в значительной степени связаны с проблемами экономического и административно-территориального деления. Первыми исследователями в регионоведении были географы, а в 20-е гг. XX века к региональным исследованиям активно подключились экономисты. В числе наиболее известных ученых-регионоведов – Тюнен, Леш, Вебер, Куэн, Рейли, Перру, Бурвиль, Стюарт, Ципф, Шумпетер и другие представители региональной науки США, Германии, Франции, Великобритании.

Вопрос №9 Евразийские межгосударственные структуры

Термин «интеграция в государственно-правовом смысле подразумевает совокупность политико-правовых, экономических и социо-культурных процессов, ведущих к координации деятельности и взаимодействию, а в некоторых случаях к объединению различных политических единиц, государственных образований, структур, сил.

В зависимости от поставленных целей, способов их достижения, а также регионально-географических характеристик формами межгосударственной интеграции могут стать союз (политико-стратегический, экономический, таможенный, социо-культурный), содружество, ассоциация, организация, союзное государство, сообщество, общий рынок, зона свободной торговли, общее экономическое пространство и др


для Евразийского региона характерна множественность форм интеграции с участием как одних и тех же, так и разных государств-участников. Например, на постсоветском пространстве было создано, кроме СНГ, несколько интеграционных объединений, существующих в определенных организационно-правовых формах

- Союзное государство России и Белоруссии;

Таможенный союз;

Единое экономическое пространство (ЕЭП);

Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Все эти формы региональной интеграции объединяют от двух и более государств, имеют свои цели, задачи и функции, реализуемые различными организационно-правовыми механизмами.

Среди функциональных межгосударственных взаимодействий на Евразийском пространстве наибольшее распространение получила экономическая интеграция. В зависимости от объекта экономической интеграции и организационных средств ее реализации, выделились и получили правовое закрепление следующие организационно-правовые интегративные формы:

- таможенный союз, начавший свою деятельность с июля 2010 года,

организационно-правовая форма торгово-экономической интеграции Беларуси, Казахстана, России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле отменяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера

- зона свободной торговли СНГ, образованная Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, который предусматривает сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины;

- единое экономическое пространство, функционирующее с 2012 года - форма экономической интеграции, позволяющая достичь высокую степень либерализации внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП выступает обеспечение так называемых «четырех свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр.;

- Евразийское экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) (2001-2014) - международная организация, начавшая и воплотившая процессы Евразийской интеграции созданием Таможенного союза, а затем Единого экономического пространства, и трансформированная в 2014 году в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на основании Договора о Евразийском экономическом союзе