Файл: Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Название дисциплины

Безопасность жизнедеятельности

Тема

Психологические особенности управленческой деятельности в экстремальных ситуациях

Основная часть

Глава основной части


Экстремальная ситуация- это, многомерное явление, представляет собой временное стечение негативных обстоятельств выражающихся в особых, неблагоприятных условиях для деятельности человека.

Эффективность выработки управленческого решения, как известно из теории и практики, напрямую зависит от личных качеств руководителя его теоретической и практической подготовленности, и состояния, в котором он находится в период оценки экстремальной ситуации. Оптимальным психологическим внутренней личностной готовности к действиям с реальной возможностью их осуществления, проявляется в следующих проявлениях:

  1. Полном осмыслении происходящего и адекватной оценкой обстановки;

  2. Уверенности в себе, в коллегах, подчиненных, техническом освещении и вооружении;

  3. Оптимальном уровне эмоционального напряжения;

  4. В полном самоконтроле и самоуправлении.

Достижение оптимального психологического состояния, процесс требующий от руководителя серьезного подхода, настойчивости, терпения и творческого подхода к выработке определенных психологических личностных качеств, необходимых в условиях экстремальности.

Говоря о системе психологического состояния руководящего состава призвано решать оперативно-служебные задачи в экстремальных ситуациях, результаты будут эффективными, если сконцентрировать внимание на три направления:

  • психологическая подготовка в процессе специального учебного курса;

  • психологическая подготовка в ходе повседневной служебной деятельности;

  • психологическая практика в процессе выполнения реальных оперативно-служебных задач.

Постепенно, с повышением профессионализма и уровня психологического состояния, переходное состояние между повседневностью и экстремальностью становится условным, а конкретные действия в критических моментах становятся более методичными и выполняются автоматически.


На каждом этапе принятия управленческого решения руководитель должен четко выражать структурную схему процесса поэтапной выработки решения руководителя в экстремальной обстановке. Это позволит избежать психологического срыва проявляющего в торможении мыслительных процессов сказывающихся на оперативности принятия качественного решения, что на прямую связанно с достижении конечной цели. Процесс поэтапной выработки решения начинается с анализа исходных данных. Замысел имеет следующую структуру:

  1. Процесс осмысления проблемы ситуации, требующего решения.

  2. Определение цели и способов действий.

  3. Определение объема конкретных решающих задач.

Следующий этап выработки управленческого решения в экстремальны условиях- это «принятие решения».

Принятие решения – это логико-волевой акт окончательного выбора действий, заканчивающийся доведением конкретного варианта действий до исполнения с четкими предписанием ролевого участия. В общем виде экстремальная ситуация представляет с собой совокупность обязательств и условий, оказывающее сильное психологическое воздействие на человека.

Стресс – нервно-психическое перенапрежение, вызванное неожиданным сверхсильным раздражителем. Обычно стрессовое состояние возникает в результате воздействия психотравмирующих факторов в неожиданных ситуациях или в случае, сопряженных с повышением ответственностью. Проявляется стресс в трех сферах:

- эмоциональной (стресс, ярость)

- вегетативной ( потливость, давление, покраснение или побледнение лица)

- двигательная ( дрожь, скованность, страх и т.д.)

Особое место в рассмотрении стресса занимает психологическое состояние возникшее реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижении цели, называется фрустрацией.

Защитные реакции при фрустрации связанны с появлением агрессивности или уходом от трудной ситуации, а также возможно снижением сложности поведением. Фрустация может привести к ряду характерических изменением связанных с неуверенностью в себе или фиксации регидных форм поведения.

Аффект – состояние быстро овладевающее человеком, бурно протекающее и характерезующихся изменением сознанием, падением волевого контроля за поведением. Дефицитом информации и времени для адекватной оценки сложившейся ситуации.

К аффектам относятся: ярость, рассеянность, отчаенность и др. В зависимости от интенсивности раздражителей и индивидуально-психологической устойчивости личности аффект может проявлятся либо в малоконтролируемых актах. Либо в пассивно- оборонительных реакциях.



Высокий уровень психологической напряженности возникает в результате противоборства мотивов поведения у нескольких лиц или борьбы нескольких мотивов у одного человека. Такое состояние можно наблюдать при задержании преступника, при выборе между сложившимися представлением о долге и совести.

К психотравмирующим факторам относятся:

  • Лично – семейные конфликты ( оскорбления, обвинение, унижения, ревность и развод)

  • Административно – правовые ( преступление, совершение проступка, конфликты с законом и т.д.)

  • Профессиональная несостоятельность.

Любое неожиданное изменение ситуации, требующее быстрой перестройки ожиданий, активных действий или переоценки своих возможностей. И чем неожиданнее событие, чем более непредсказуемое будущее оно сулит, тем стресс сильнее. В ходе своей деятельности руководители сталкиваются с целым рядом проблем требующих психологической устойчивости.

Руководители подразделений выполняющих оперативно – служебные задачи в экстремальных условиях должны обладать определенным личностным качествам способствующих поэтапному логическому мышлению в процессе выработки управленческого решения в экстремальных условиях.

К стрессоустойчивым характеристикам руководителя можно отнести:

  1. высокая компетентность в профессиональной деятельности;

  2. высокий уровень правосознания, социальной отвественности;

  3. адекватная самооценка;

  4. способность к волевому воздействию;

  5. упорство в преодоление возникающих трудностей;

  6. умение дать объективную оценку действиям других людей;

  7. Способность находить новые необходимые решения;

  8. Умение прогнозировать ход событий;

  9. Обладать широким спектором стилей поведения в конфликтных ситуаций.

Можно ли жить без стресса?

Нет, без стресса жить нельзя и невозможно, и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными:

  • Стрессор – друг,приносящий огромную пользу нашему организму, стимулирующий творческую деятельность;

  • Стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует деятельность человека нарушает нормальный ход его поведение. Стрессы, особенно если они часты и длительные, оказывающие отрицательные влияния не только на психологическое состояния человека. Они представляют особое «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечных трактов. Каждая из подобных ситуации способна вызвать душевные дискомфорт. В этой связи человеку необходимо для того что бы хорошо пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаний. Эти адапционные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать для различных упражнений.


Наличие у руководителя данных личностных качеств способствует качественному выполнению профессиональных задач в экстремальных ситуациях.

Проанализировав вышесказанное я хотела бы согласится, что одним из самых действенных способов преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний. Также отличным способом преодоления стресса, преодоления кризиса эмоциональных состояний является смена обстановки, смена трудовой деятельности, правильный отдых. Следуя следующим правилам известного ученого Дейла Карнеги мне удается преодолев, не допускать минимизировать влияния на состояние стресса управлять своими эмоциями:

  1. Спроси себя.

  2. Приготовьтесь примериться.

  3. Спокойно придумать, как изменить ситуацию.

Понятие стресс прочно вошло не только в научную терминологию но и в повседневную жизнь человека.

Л.М. Попова, И.В. Соколов обозначают стресс как широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающий в ответ на разные эмоциональных воздействий. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержаню они специфичны. Л.М. Попова и И.В. Соколова к основным стрессорам управленческой деятельности относят следующие факторы.

Д Карнеги предлагает давать людям возможность почувствовать их значительность. Чаще всего стремимся мы расположить к себе других, демонстрируя перед ними свои достоинства – начитанность, доброту, и т.д. чем чаще и охотное мы будем делать это в нашем повседневном общении в различных жизнених ситуациях, тем меньшебудет возникать конфликтных противостояний.

В предотвращении межличностных конфликтов способен выполнить важную роль метод исключаемой социальной демонстрации, т.е. произвольное или непроизвольное подчеркивание различий между ними и нашими конфликтами.

Список использованных интернет-ресурсов


№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1.

http://www.km.ru/referats/

km.rureferats/…


2.

http://referat-lib.ru/view/referat-lifesafety/62/61920.htm

referat-lib.ruview/referat-lifesafety…61920.htm


3.

http://www.bestreferat.ru/referat-219512.html

BestReferat.rureferat-219512.html

Список использованных источников


Данный раздел необязателен для заполнения


№ п/п


Библиографическое описание использованной литературы

В данной колонке разместите порядковые номера использованных источников. Нумерация использованных источников должна быть сквозная.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее использованных источников. Пустых строк в таблице быть не должно.

В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников.
















Приложения


Данный раздел необязателен для заполнения


Здесь разместите порядковую букву приложения. Нумерация приложений должна быть сквозная, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически.

Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно.

Здесь разместите файл приложения.