Файл: Содержание Введение 3 Потребление в современном мире 5 Потребление в будни и праздники 7 Повседневное потребление 7 Праздничное потребление 8 Заключение 12 Список использованных источников 14 Приложения 15 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что ученые называют «демонстративным потреблением» — грандиозной публичной демонстрацией чрезмерного потребления, направленной на повышение нашего социального и экономического статуса в глазах окружающих и наших собственных.

Часто можно заметить, что люди во время праздников делают то, что в повседневности делать не стали бы: например, проводят весь день, готовя праздничный ужин из множества блюд и очень дорогих ингредиентов, чтобы впечатлить гостей. Эта публичная демонстрация расточительства присуща потребителям из среднего класса с идеалами расточительного потребления.

Также праздники зачастую предполагают дарение подарков родным и близким — маркетинг прочно связал праздник в голове потребителей с обменом подарками и внушил им мысль о том, что их долг — сделать подарки своим близким к празднику (Приложение Д). При этом мера любви к тем, кому преподносится подарок, измеряется стоимостью самого подарка. В этот момент начинается цепная реакция: человек, получивший подарок, оказывается в ситуации, обязывающей его сделать ответный подарок. Это также распространяется на застолья — сначала мы придем к вам в гости, а потом вы к нам. При этом акт дарения также является формой потребления: оно доставляет дарящему временную радость или удовлетворение, но при этом ему хочется делать подарки снова и снова, чтобы поддерживать это чувство.

Из изложенного выше следует, что демонстративное (праздничное) потребление может долго и эффективно функционировать потому, что по самой своей природе оно никогда не может быть удовлетворено. Это похоже на поедание пищи — вы поели, но вам хочется есть снова и снова. Так, потребители должны продолжать устраивать праздники и потреблять, чтобы поддерживать это чувство благополучия. Универсальный характер праздника обусловлен не только разнообразием его функций, но еще и тем, что он удовлетворяет потребности совершенно разных субъектов: праздник нужен как народу, так и правителям.

Заключение
Потребление, которое в сегодняшних реалиях является в большей степени социальной практикой, нежели актом удовлетворения потребностей, постоянно набирает обороты. Количество потребителей растет каждый день, и в скором будущем мы можем столкнуться с такими проблемами, как заметное увеличение спроса на продукты, воду и энергию, что в долгосрочной перспективе приведет к проблемам с ресурсами и окружающей средой.

При этом очевидно, что объекты потребления приобретаются и потребляются нами не только из-за своих функций и характеристик, но и из-за того, что они значат для нас самих и окружающих. Именно в потреблении очерчиваются социальные отличия между людьми и формируются социальные границы, вокруг которых, в свою очередь, выстраиваются социальные отношения. При этом происходит трансформация тенденций, предпочтений и мотивов потребления россиян в зависимости от того, какой сегодня день — рабочий или праздничный.


Поскольку в период праздников дней потребление приобретает совсем другие масштабы по сравнению повседневным потреблением, масштабы потребления — это одна из особенностей, которая различает праздничное и повседневное потребление. Праздничное потребление также часто включает в себя намеренный выбор более дорогих и качественных товаров. Это продиктовано коммерциализацией подавляющего большинства праздников и внутренним желанием потребителя повысить свой социальный и экономический статуса в глазах окружающих и своих собственных. Еще одно отличие праздничного потребления заключается в том, что маркетинг прочно связал праздник в голове потребителей с обменом подарками и внушил им мысль о том, что их долг — сделать подарки своим близким к празднику. При этом праздничное потребление, которое является одним из двигателей национальной экономики, никогда не может быть удовлетворено — оно мотивирует потребителей продолжать потреблять, чтобы поддерживать чувство благополучия.

Главная отличительная характеристика повседневного потребления — стандартизация и рутинизация. Людям не нужно каждый раз придумывать, как спланировать свой день, какой набор продуктов им нужен на неделю и т.п. Примечательно, что потребление в выходные, которые повторяются систематически, тоже имеет тенденцию к рутинизации, и является своего рода альтернативной повседневностью. При этом социологи рассматривают потребление как основу повседневной жизни, идентичности и социального порядка в современном обществе.

Итак, исходя из изложенного выше, мы можем сделать вывод, что повседневное и праздничное потребление имеет больше различий, нежели сходств. Таким образом, цель данной работы, заключающуюся в изучении потребления в научном дискурсе и самой культуры повседневности и праздников, а также в анализе повседневного и праздничного потребления, определения их отличий и схожестей, можно считать достигнутой.

Список используемых источников
1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономической подход. Избранные труды по экономической теории - М. : ГУ-ВШЭ, 2003.

2. Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович. - М.: КД Либроком, 2015. - 368 c.

3. Иванов П. Социология потребления: Основные подходы // М.: Ассоциация исследовательских компаний, 2005. - [Электронный ресурс] URL: http://789.ru/news/10863-3870.html (дата обращения: 12.06.2022)

4. Ильин В.И. Потребление как дискурс// Учебно-методическое пособие - СПБ.: 2008. - 347-360 с.


5. Ильичева И.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 229 с.

6. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2007.- 479с.

7. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарьсправочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009. - 602с.

Приложения
Приложение А
Ажиотаж в магазине перед Новым годом



Приложение Б

Очереди на кассах в магазине перед праздниками



Приложение В

Маркетинг, стимулирующий потребителей покупать подарки к празднику всех влюбленных




Приложение Г

Маркетинг, стимулирующий потребителей покупать подарки к празднику всех влюбленных




Приложение Д

Маркетинг прочно связал в голове потребителей праздник с обменом подарками, внушив им чувство долга за дарение подарков




1 Ильин В.И. Потребление как дискурс// Учебно-методическое пособие - СПБ.: 2008. - 347-360 с.

2 Беккер Г. Человеческое поведение: экономической подход. Избранные труды по экономической теории - М. : ГУ-ВШЭ, 2003.

3 Беккер Г. Человеческое поведение: экономической подход. Избранные труды по экономической теории - М. : ГУ-ВШЭ, 2003.

4 Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарьсправочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2009. - 602с.

5 Ильин В.И. Потребление как дискурс// Учебно-методическое пособие - СПБ.: 2008. - 347-360 с.

6 Там же.

7 Ильин В.И. Потребление как дискурс// Учебно-методическое пособие - СПБ.: 2008. - 347-360 с.

8 Иванов П. Социология потребления: Основные подходы // М.: Ассоциация исследовательских компаний, 2005.