Файл: При этом следует помнить о том, что во времена существования советского государства термин диаспора практически не использовался и научных разработок в данном направлении почти не велось.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Актуальность исследования. Россия представляет собой одну из самых полиэтнических стран мира. В нашей стране проживает около 200 этносов, каждый из которых имеет характерные особенности духовной и материальной культуры.

Учёные-этнографы, представители социальной антропологии справедливо утверждают, что приток мигрантов и образование национальных диаспор в любую страну не может не вызвать изменений в этнокультурной среде и мироощущении нации.

Известно, что история России теснейшим образом взаимосвязана с историей двух наиболее известных и крупных диаспор – армянской и еврейской. При этом следует помнить о том, что во времена существования советского государства термин «диаспора» практически не использовался и научных разработок в данном направлении почти не велось. Только после распада СССР феномен диаспоры стал привлекать пристальное внимание историков, этнографов, политиков, представителей различных религиозных конфессий. Данное обстоятельство учёные связывают с тем, что употребление термина «диаспора» стало удобным для описания различных процессов полиэтнического размежевания на постсоветском пространстве. Поэтому исследования феномена диаспоры стало активно разрабатываться в 90-х годах прошлого столетия.

Теоретические основы определения понятия этнической (национальной) диаспоры было положено Л.Н. Гумилёвым, Н.Я. Данилевским, занимавшихся изучением вопросов этнографии в начале ХХ века. Современные социальные, экономические и психологические проблемы этнических диаспор рассматриваются в работах Ю.В. Арутюняна, В.И. Дятлова, Т.В. Полосковой, Ю.И. Семёнова и др. Вопросы армяно-русских взаимоотношений и этапы становления армянской диаспоры в России исследуются в работах Ж.А. Ананяна, Ж.Т. Тощенко, А.М. Халмухаимедова, В.А. Хачатуряна и др.

В настоящее время разработка вопросов, связанных с определением сущности национальной диаспоры как социокультурного феномена продолжается.

Основу нормативно-правового регулирования в области миграционных процессов и национальных отношений диаспор в составе Российской Федерации составляет «Концепция национальной политики РФ» (1996), в которой отражены основные направления разрешения назревших проблем в сфере национальных отношений.


Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что, изучение рассмотрение диаспор способствует развитию управленческих стратегий и тактик в отношении диаспор на общероссийском, региональном и местном уровнях. Теоретическое и практическое значение имеет информационное обеспечение взаимодействия диаспор и соответствующих национально-культурных объединений с органами власти, местного самоуправления, другими общественными организациями и движениями. Исследование диаспор как самостоятельных субъектов национальных отношений способствует выработке целевых направлений государственной национальной политики РФ, региональных парадигм национальных отношений, а также и техник и технологий ситуативного этнополитического менеджмента.

Таким образом, актуальность и степень разработанности рассматриваемой проблематики в специальной литературе позволяет нам сформулировать цель настоящего исследования.

Цель исследования: определить роль национальных диаспор в России (на примере армянской диаспоры).

Гипотеза исследования: исследование особенностей жизни и адаптации национальных диаспор в России способствует развитию стратегии национальной, экономической и социальной политики РФ.

Объект исследования: диаспора как социокультурный феномен.

Предмет исследования: особенности жизни и адаптации армянской диаспоры в России.

Достижение заявленной цели возможно посредством решения ряда задач исследования:

  1. Дать определение понятию «диаспора».

  2. Выявить роль диаспор в социально-экономических процессах.

  3. Определить особенности национальных диаспор в современной России.

  4. Выявить сущностные характеристики армянской национальной диаспоры в России.

  5. Рассмотреть этнический состав национальных диаспор в городах: Москва, Новосибирск, Томск.

  6. Исследовать особенности жизни и адаптации армянской диаспоры в России на современном этапе.

В ходе настоящего исследования нами были использованы следующие методы:

  • теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

  • анализ нормативно-правовой базы проблемы исследования;

  • сопоставление;

  • синтез;

  • анкетирование;

  • интервью;

  • констатирующий эксперимент.


Цель и задачи исследования определили структуру данной работы.

Структура работы: магистерская работа носит теоретико-практический характер и состоит из введения (в котором обозначена актуальность исследования, сформулированы цель, задачи и гипотеза работы); трёх глав (глава первая и вторая носят теоретический характер и посвящены обоснованию теоретических аспектов рассматриваемой проблематики, глав третья носит практический характер и представляет собой констатирующий эксперимент, посвящённый исследованию особенностей жизни и адаптации армянской диаспоры в городах: Москва, Новосибирск и Томск на современном этапе); заключения (в котором представлены выводы, сделанные в ходе исследования); списка литературы и необходимых приложений.
Глава I. Армянская церковь. История, этапы формирования.
§1. Первый период (1-3 век)
§2. Второй период (3-4 век)
§3. Третий период (5-8 век)
§4. Четвертый период (армяне-халкиноды)
§5. Архитектура армянской церкви.


Армянская средневековая архитектура, проявляющаяся в основном в церквях, имеет несколько отличительных черт, вытекающих из первого стиля, использовавшегося после обращения в христианство.

Наиболее распространенные особенности:

  • остроконечные купола, напоминающие вулканический конус горы Арарат. Радиально-сегментированный конический или полуконический купол помещается поверх цилиндрического барабана (обычно многоугольного снаружи и часто восьмиугольного);

  • вертикальный акцент всего сооружения, высота которого часто превышает длину церкви;

  • усиление вертикальности высокими и узкими окнами;

  • сводчатые каменные потолки;

  • почти полностью состоит из камня, обычно из туфа или базальта;

  • крышка из тонко нарезанных листов туфа;

  • фрески и резьба, если они есть, обычно богато украшены и включают переплетенные спирали, грозди винограда и листву;

  • использование высоких структурных арок как для поддержки барабана, поддерживающего купол, так и сводчатого потолка и вертикальных стен;

  • скрещенные крыши для поддержки купола, как в базиликах, так и в церквях;

  • скульптурное украшение наружных стен, в том числе фигуры;

  • гавит, своего рода притвор, добавленный к церквям, уникальным для армянских церквей.



Глава II. Армянские диаспоры в России
§1. История формирования армянской диаспоры в России

Глава III. Архитектурно-планировочная модель армянской церкви как комплекс


§1. Модель для большой диаспоры
§2. Модель для средней диаспоры
§3. Модель для маленькой диаспоры

Заключение
Целью нашей работы было определение роли национальных диаспор в России (на примере армянской диаспоры).

Для реализации данной цели нами был поставлен и решён ряд задач исследования. Специфика цели и предмета исследования обусловила структуру нашей работы. Магистерская работа носит теоретико-практический характер и соответственно состоит из нескольких частей.

Теоретический анализ исторической, экономической и социологической литературы по теме исследования, а также анализ и сопоставление различных антропологических и этнографических концепций позволяет нам сделать следующие выводы:

  1. В настоящее время область явлений, обозначаемых как «диаспора», заметно расширилась, а частота употребления этого термина существенно возросла. В связи с этим смысл, вкладываемый в слово «диаспора», значительно изменился. Однако всё же большинство исследователей в наши дни склоняются к тому, что диаспора – это часть этноса, проживающую за пределами своего национального государства.

  2. В настоящее время учёными принято разделение диаспор на «классические» (или «исторические») и современные. К «классическим» диаспорам традиционно относят еврейскую и армянскую. Выделяют некоторые существенные признаки «исторической» диаспоры, используя в качестве базиса «классические случаи». Существует несколько концепций, характеризующих признаки «классической» и «современной» диаспоры. В качестве основных существенных признаков диаспоры называют стремление диаспор к сохранению контактов со странами исхода и с общинами того же этнического происхождения, наличие социальных институтов и определенной организации диаспоры.

  3. Диаспоры могут играть в экономике непропорционально большую по сравнению со своей величиной роль. Эта закономерность объясняется целым рядом причин, среди которых: специфические трудовые навыки, присущие представителям диаспоры и отсутствующие у представителей окружающей внешней среды; владение диаспорой непропорционально большой долей денежного капитала и собственностью других видов; особенности социально-демографической структуры диаспор; корпоративность диаспоры как преимущество в экономической деятельности.


Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что существует насущная необходимость изучения особенностей развития национальных диаспор в различных регионах страны для адекватного построения стратегий экономического развития и направлений национальной политики.

Теоретический анализ демографических данных, а также анализ и сопоставление этнографических и исторических концепций позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Территориальное рассеяние народов было характерно для российской, а затем и советской империи. Дезинтеграция СССР резко высветила проблемы диаспор, которые в советский период по ряду объективных и субъективных причин не были столь актуальными. Поэтому представляется важным рассмотрение особенностей национальных диаспор на постсоветском пространстве.

2. В настоящее время на постсоветском пространстве наблюдается несколько основных тенденций возникновения и развития национальных диаспор:

  • рост, укрупнение и организационного укрепления старых диаспор;

  • организационное оформление диаспор таких народов, которые возникли в основном только потому, что образовались самостоятельные государства;

  • появление диаспор как результат неурядиц, гражданских войн, межнациональной напряженности;

  • образование диаспор, представляющих собственно народы России;

  • существование группы диаспор, находящихся в полуоформленном, зачаточном состоянии, которые отражают некоторые в прошлом и настоящем сложные политические процессы.

3. Все национальные диаспоры на постсоветском пространстве выполняют определённые социально-экономические, культурно-транслирующие, коммуникативные, политические и другие функции.

4. Формирование армянской национальной диаспоры насчитывает несколько столетий и продолжается по сей день. Начало образования армянской диаспоры относят к XIV веку, и связывают с вторжением на территорию Армении орды Тимура. Однако среди причин, побудивших миграционные процессы и, в конечном итоге, образование армянской диаспоры, называются ещё и экономические причины, в частности, развитие торговли. В настоящее время пространство диаспоры имеет тенденцию к расширению за счет эмиграции из стран традиционного проживания (Армения, Иран, Ливан, Сирия) в Германию, Англию, Грецию, Израиль, Польшу. Многие выезжающие из Армении в последние годы выбирают ближнее для себя зарубежье – Россию.