ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт заочно-вечернего обучения
Кафедра «Теории права, конституционного и административного права»
Контрольная работа по дисциплине
«
Правоведение
»
Вариант 1
Выполнил (а): студент (ка) группы: НГДСз 20-1 ________ Баранов Кирилл Николаевич
(шифр группы)
(подпись)
Проверил: преподаватель: Шаевич А.А
Иркутск, 2023
2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические вопросы .......................................................................................... 3 1. Понятие государства. Формы государства. Взаимосвязь государства и права
................................................................................................................................... 3 2. Сделки: понятие, виды, формы осуществления сделок ................................ 10
Задачи ..................................................................................................................... 18
Задача 1. Дееспособность граждан ...................................................................... 18
Задача 2. Наследственное право .......................................................................... 19
Задача 3. Сделка .................................................................................................... 19
Список используемых источников ...................................................................... 21
3
Теоретические вопросы
1. Понятие государства. Формы государства. Взаимосвязь государства и
права
До настоящего времени нет единого определения термину «государство».
Практически во всех источниках содержатся различные трактовки. Общим для них является то, что они содержат характеристики государства: территорию, народ и публичную власть. С учетом того, что последняя, как правило, направлена преимущественно на защиту интересов определенных классов, национальностей, слоев и элит, можно вывести следующее обобщенное понятие государства.
Это организация властвования, возникшая и развивающаяся в результате экономических, социальных, культурных, духовных, политических и иных преобразований, содействующая осуществлению национальных, классовых, религиозных и иных интересов на определенной территории. Государство является управляющей системой общества, которая обладает определенной структурой и механизмом взаимодействия входящих в него элементов
1
Существуют внутренние и внешние функции государства. К первым можно отнести образовательную, экономическую, культурно-воспитательную, социальную и иные. Ко вторым – оборону страны, функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в культурной, политической, экономической и иных сферах. Образовательная функция направлена на предоставление гражданам возможности получения научных знаний и овладения профессиями.
1
Алексеев С.С. Учебник по гражданскому праву. М., 2016.
4
Экономическая - выражается в регулировании существующих в стране товарно-денежных отношений, в обеспечении финансовой стабильности.
Культурно-воспитательная - заключается в создании условий для удовлетворения потребностей людей в сфере духовного развития.
Социальная функция выражается в поддержке незащищенных групп населения, обеспечении нуждающихся жильем, работой, предоставлении бесплатного образования и медицины и т.д. В конституциях множества стран закреплено понятие социального государства (в том числе и РФ), политика которого направлена на создание и обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека.
Термин, непосредственно связанный с правовой областью отдельно взятых стран мира, рассматривающий все институты административного, территориального, юридического поля деятельности в науке звучит как «форма государства» (схема представлена ниже). Государственный аппарат призван развивать внутренние экономические, политические, социальные процессы, ведущие к общему качественному подъему всех сфер жизни общества.
Современная наука разделяет все страны в этом смысле на две большие категории: монархии и республики. Они в свою очередь тоже поддаются дальнейшей классификации. Так, монархии бывают двух видов, ограниченная и неограниченная, как и республики, президентская и парламентская. Элементы формы государства при этом будут разительно отличаться и даже противостоять друг другу, что можно проследить и в истории. Так, Франция долгое время не могла определить форму государства. Народ и сильные мира колебались, не в состоянии определить, что же для страны лучше, монархия или республика. Причем происходил этот выбор достаточно ожесточенно с большими кровопролитиями. В современном мире тоже уже несколько раз поднимался вопрос о необходимости сохранения монархического устройства в
Испании, Великобритании и Японии.
5
Монархия - это форма правления, характеризующаяся властью одного человека, которая распространяется на все сферы деятельности государства и жизни общества. Монарх может быть ни в чем не ограничен и поступать в различных ситуациях, так как ему этого хочется, не опасаясь того, что кто-то ему возразит.
При таком порядке монархия будет называться неограниченной или абсолютной. Власть передается по наследству. В некоторых государствах власть монарха ограничивается деятельностью представительного органа
(Парламент, Сейм, Кортесы и т. д.) или Конституцией. К примеру, в
Соединенном Королевстве монаршие особы сегодня имеют исключительно церемониальные полномочия, символизирующие незыблемость закона, традиции и историю народа
2
Примеры государств. Абсолютная монархия царит в странах Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и прочие), ограниченную форму мы наблюдаем в Норвегии, Швеции, Великобритании, Испании и др. формы государства Республика Большинство современных государств выбрало именно этот вид формы государства. Схема дает понять, что республика также может быть двух видов: президентская и парламентская. Для первого вида характерно наделение президента полномочиями назначения любого члена правительства, либо же всего кабинета министров или его увольнения без согласования с парламентом.
При этом правительство не подотчетно парламенту. Последний же в свою очередь, руководствуясь статьями Конституции, вправе поднять вопрос об отрешении от руководства главы государства в силу различного рода причин.
Для парламентской республики характерно назначение правительства и его
2
Гражданское право / Под ред. А.Г. Калпина. Ч. 2. М., 2015. С.33.
6 роспуск (как всего состава, так и отдельных членов) именно парламентом, при этом деятельность отдельных министров и всего кабинета подотчетна тоже ему.
Примеры государств. Президентские республики – Бразилия, Казахстан,
Франция, США, Мексика. Парламентская форма правления существует, например, во Франции и Финляндии. Каждая разновидность имеет две основные характеристики, отличающие в целом республику от монархии. Все должностные лиц избираются, либо назначаются на определенный срок, в том числе и глава государства. Полномочия не передаются по наследству, во всех сферах политической жизни страны действует принцип выборности.
Недопущение произвола на местах и в центре. За недобросовестное исполнение возложенных полномочий или за их неисполнение в республике предусмотрена юридическая ответственность. Таким образом, республиканская форма коренным образом отличается от монархии.
Изменение территориального устройства различных стран происходило на протяжении всей истории цивилизаций. Создавались империи, королевства, существовали метрополии и колонии, затем появились автономии. Все это оказывало влияние на изменение государственного устройства во всем мире.
В настоящее время можно выделить две утвердившиеся формы: унитарная; федеративная. У каждой имеются отличия, в том числе свои плюсы и минусы.
Такие современные страны, как Беларусь, Казахстан, Турция, Польша являются по административно-территориальному устройству унитарными.
Элементы формы государства при этом обладают следующими особенностями: вся территория является единым организмом, без проявления политической самостоятельности отдельно взятых регионов; на всей территории государства действует единая система государственного аппарата и судебная система; все население имеет одинаковое гражданство, т.е. в отдельных областях не может
7 быть своего гражданства; единая система налогообложения и перераспределения, в результате все налоги из регионов сначала поступают в
«центр», где перераспределяются и в определенных объемах возвращаются на
«места»; закон и его действие является полным и неотвратимым для всех регионов страны.
В итоге, можно сказать, что политическая форма государства обладает стабильностью и высокой степенью централизации власти. Федеративное устройство в корне отличается от унитарного. Федерации имеют то же самое, но в два раза больше. Граждане могут иметь два гражданства. Например, житель Казани может быть гражданином Республики Татарстан и Российской федерации одновременно.
В унитарном государстве двойное гражданство законодательно запрещено.
Двойная система налогов.
Возможно существование общефедеральных налогов и налогов отдельных субъектов. В отдельных областях и регионах федерации может существовать своя судебная и законодательная система. При этом признается главенство общефедеральных законов, а те, что были приняты в регионах, не должны им противоречить. Это же касается и судебных органов власти. Наличие местных и федеральных органов государственной власти. В настоящее время во всем мире можно определить федеративную форму государства имеет более двадцати стран, в числе которых США, Швейцария, Россия, Мексика и др.
Политический режим политическая форма государства. Его еще называют государственным. Коротко говоря, это формы и методы проведения политической, экономической, культурной и социальной деятельности руководством страны.
Современная политология выделяет два основных вида режимов.
Антидемократический. Режим, попирающий права человека, иногда даже в
8 самых жестких проявлениях. В случае с ним даже право на жизнь может быть не регламентировано действующим законодательством
3
Демократический. Режим, основанный на принципе признания жизни человека важнейшей ценностью и соблюдении всех прав, большинством которых человек наделяется при рождении.
Антидемократические режимы элементы формы государства. К данному виду схема «Формы государства» относит пять режимов.
Авторитарный. Главная особенность – наличие правящей элиты, возглавляемой одним лидером, пользующейся большими льготами и привилегиями.
Тоталитарный. Режим основан на полном (тотальном) контроле всех сфер жизни человека, подчинении всех граждан интересам страны. При этом происходит унижение отдельно взятой личности. Все СМИ, образование, искусство, духовная жизнь подчинены интересам государства. Существует жесткая цензура, с массированным толкованием идей вождизма и культа личности руководителя.
Деспотический. Он основан на произволе со стороны руководства страны в своей деятельности, при одновременном бесправии и подчинении населения.
Тиранический. Схож с предыдущим режимом, однако особенностью тирании является насильственный захват власти.
Фашистский. Режим, являющийся частью тоталитарного. Главная его особенность – это наличие расистской идеологии, в ключе преобладания одной
«избранной» над всеми остальными. В наиболее тяжелых формах проявляется в
3
Гуев А.Н. Гражданское право. М., 2014.
9 уничтожении целых народов. Например, Фашистская Германия, уничтожавшая тысячами евреев и цыган.
Демократический режим. Правовая форма государства, обладающего данным видом политического режима, основана на равноправии всех членов общества, независимо от социального, материального положения, расы, пола, национальности.
Все население одинаково пользуется своими правами, прописанными в
Конституции государства и других законодательных актах. Особым признаком демократического режима является право на выбор, в том числе участие в выборах президента, или представительной власти. Демократия признает жизнь человека самой главной ценностью, провозглашается презумпция невиновности, т.е. человек не может быть назван виновным до того момента, пока этого не сделал суд.
Различия между государством и правом вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества.
Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.
10
Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.
Воздействие государства на право состоит, прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Существуют объективные пределы воздействия государства на право.
Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях.
Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а, в конечном счете, снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением.
Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.
2. Сделки: понятие, виды, формы осуществления сделок
Сделка – старейшая категория в юридической науке. Появление данного понятия связано с развитием отношений между людьми. Уже в первых юридических документах римского права появляется термин «форма сделки».
Древние юристы понимали особенности различных соглашений.
11
Сделка – действие, направленное на установление, изменение или прекращения определенных прав и обязанностей гражданских правоотношений. Это определение прописано в юридическом документе –
Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 54). Как правило, она совершается активным поведением человека. Т. е. без согласия и одобрения гражданина сделка может быть признанна незаконной, так как она должна основываться на добровольном согласии и свободе выбора
4
Многие ошибочно думают, что сделка обязательно должна быть оформлена в форме письменного договора, а для ее заключения необходима помощь квалифицированных юристов. На самом деле это немного не так.
Конечно, помощь профессиональных юристов никогда лишней не будет, но для заключения договора не всегда нужно к ним обращаться. Большинство из нас заключают юридические сделки ежедневно: это не обязательно покупка машины или квартиры. Любой поход в магазин, аптеку, проезд в общественном транспорте – все это является гражданско-правовыми договорами. Мы плавно перешли к такому понятию, как форма сделки. Именно о различных видах и особенностях подробнее пойдет речь далее. Устная форма сделки самая простая форма договора. Это соглашение между людьми, без подписания каких-либо документов.
Подобная форма сильно упрощает делооборот, так как не требуется набор, распечатка, подписание документов. Устная сделка применяется в основном в сиюминутных соглашениях, не требующих длительных правоотношений, как, например, взаимоотношения «кредитор-должник». Ее применяют тогда, когда сделка происходит «здесь и сейчас», например, договор подряда, перевозки и т. д.
Однако не стоит забывать, что сложно будет доказать, например, факт оказания некачественных услуг. Скажем, если строитель, с которым было
4
Гуев А.Н. Гражданское право. М., 2014.