Файл: Практическое задание 25 Пашаева Эльвина Эскандеровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание_ 25 Пашаева Эльвина Эскандеровна

1. Абстрактное знание о кризисе не имеет особой ценности. Полезнее обдумать все эти идеи в связи с реальными примерами и лучше на материале собственной жизни. Выполните следующее упражнение.
Вам потребуется бумага и ручка. Вспомните кризис, который вы пережили (лучше в недалеком прошлом). Для того чтобы выяснить природу взятого для анализа кризиса, запишите ответы на следующие вопросы.
• Какое событие или осложнение вызвало кризис? Опишите, что произошло.
События 23 сентября, а именно, наступление частичной мобилизации ввели меня в состояние острого кризиса.
• Были ли какие-либо исходные обстоятельства, которые осложнили переживание данного события именно в тот период времени? Опишите общее состояние дел в то время, когда случился кризис.
В общем ситуация началась в феврале этого года, поэтому переживания копились уже несколько месяцев.
• Был ли кризис неожиданным? Сколько предупредительных знаков, говорящих о том, что события развиваются к худшему, вы получили? Оглянитесь назад: имелась ли у вас какая-нибудь возможность предотвратить кризис?
Кризис был на самом деле неожиданным, хотя на протяжении нескольких месяцев я получала достаточно много предупредительных знаков. Думаю, что у меня была возможность избежать кризиса.
• Когда кризис случился, в какой мере вы могли контролировать развитие событий? Возвращаясь к прошлому, обозначьте, насколько реалистична была ваша оценка происходящего.
Я достаточно разумно и сдержанно подошла к решению возникшей проблемы и смогла сохранить “холодный ум”. Моя оценка ситуации была реалистична.
• В какой степени изменился ваш привычный образ жизни в результате кризиса? Отметьте любые нарушения привычных стереотипов поведения во время работы, отдыха, сна, пробуждения и встреч с разными людьми.
На тот момент все мои мысли были направлены на решение возникших проблем, даже в сне мне снились моменты кризиса, разговоры с людьми были соответсвующие.

• Какие чувства вы испытывали во время переживания кризиса?

Я испытывала отчаяние и несправедливость.
• Насколько неопределенным представлялся вначале выход из кризиса? Представляли ли вы, что может случиться в будущем? Если нет, то почему?
Выход из кризиса был определен сразу. Представления о том, что может произойти в будущем в худшем варианте, привели меня в состояние нервного срыва в виде затрудненного дыхания.
• Включал ли кризис какую-нибудь личную потерю? Если да, то что это была за потеря (смерть любимого человека пли родственника, утрата значимого идеала, статуса, независимости, телесных функций)? Опишите, что значила эта потеря для вас.
Страх потери родственников, в частности родного брата.

• Включал ли кризис какую-либо угрозу или опасность? Если да, то какую?
• Сопровождался ли кризис каким-либо неприятным открытием для вас, то есть обнаружением чего-то огорчительного, о чем вы до того не подозревали?
Да, наличие совершенно разных жизненных позиций и ценностей с близкими мне людьми.
• Оглядываясь назад, можете ли вы определить, содержалось ли в вашем кризисе какое-либо скрытое обращение к вам? На что в вашей жизни в это время открыл вам глаза кризис?
Из любой ситуации есть выход. Любая ситуация - это не хорошо и не плохо - это просто ситуация.
2. Дайте определение понятий«повседневная(обыденная) жизненная ситуация» и «трудная жизненная ситуации». Проанализируйте соотношение этих понятий, укажите сущностные признаки трудной жизненной ситуации.

Повседневность, повседневная жизнь — один из процессов жизнедеятельности человека, обнаруживающийся в привычных общеизвестных ситуациях и характеризующийся нерефлексивностью, отсутствием личностной вовлечённости в ситуации, типологическим восприятием участников взаимодействия и мотивов их участия.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В процессе адаптации к жизни у индивида постепенно начинает складываться определенный образ мира и ощущение себя в нем -упорядоченная система представлений и отношений о себе, других людях, мире во времени жизни и определенном времени. Реальный «мир вовне» и субъективный образ мира, который сложился у человека, будет являться уравновешенным. Причем этот самый упорядоченный, относительно стабильный внутренний мир достаточно адекватно отражает «порядок внешнего мира». Очевидно, каждый человек владеет определенными способами поведения, «репертуаром умений», которые позволяют ему продуктивно действовать в многообразии жизненных ситуаций и при этом удовлетворять свои основные жизненные потребности. Следующий второй признак обыденной жизни -типизация. Данный признак можно рассмотреть на ситуации социального взаимодействия. В повседневной жизни выделяются всем хорошо известные схемы типизации: «мужчина-женщина», «учитель-ученик», «продавец-покупатель», «начальник-подчиненный»и т.д.
Свою роль в жизни, затем те правила поведения, которым нужно следовать, так же ситуации своей повседневной жизни как раз и помогают определить человеку данные типизации. Можно сделать такой вывод, что эти самые типизации непрерывно влияют на взаимодействие человека с другими людьми. В повседневности индивид обычно действует в довольно ограниченном круге ситуаций, которые часто повторяются (например это могут быть люди из его постоянного окружения). В течение большей части жизни его встречи с другими людьми в повседневной жизни типичны в двойном смысле: во-первых, он воспринимает другого человека как тип, а во-вторых, взаимодействует с ним в ситуации, которая тоже сама по себе типична.

На субъективном уровне человек чувствует себя необходимой частью этой понятной и удобной для него жизни. Для хорошо адаптированного человека типичны выражения: «Я чувствую себя в этом мире своим», «ситуация устаканилась», «чувствую себя, как рыба в воде», «чувствую себя в своей тарелке».

Итак, социальную реальность повседневной жизни можно рассматривать как непрерывно текучую череду типичных, привычных для человека жизненных ситуаций в хорошо освоенном внешнем пространстве, которые воспринимаются им как «само собой разумеющиеся». Следовательно, не все жизненные ситуации в одинаковой степени непроблематичны, но они не прерывают порядок повседневной жизни, не нарушают его.

В жизни каждого человека мы можем выделить определенные пространства, или сферы (семья, работа, круг общения, досуг и др.). Некоторые из них воспринимаются привычно (устойчивые взаимодействия внутри семьи, отношения в учебной группе, в дружеской компании и т. п.), в остальных же человек может сталкиваться с теми или иными затруднениями (проблемами).

И здесь мы можем привести такой пример, механик, который занимался ремонтом только отечественных марок машин (непроблемный аспект), получает заказ на ремонт «Мерседеса». Такая объективная ситуация становится для него проблемной - ведь она неоднозначно определена, а значит, требует анализа, оценки, выбора своего поведения в ней. Посредством этого механик уже может решить, что заказ для него оказывается, слишком сложен, выполнение этого заказа связано со значительными дополнительными усилиями, поэтому в результате таких размышлений - отказаться от работы.

Однако механик может действовать в противоположном направлении: например, для начала он проанализирует состояние в секторе услуг по ремонту автомобилей и затем уже решит, что пора расширить свои возможности. В
данном случае он примет заказ, вовлекаясь тем самым в проблемный для него мир машин иностранных марок. Это потребует от него расширения своих привычных хаотичных действий: будет необходим поиск новой информации, также освоение новых знаний и способов деятельности. Но даже и в этом случае хаотичный порядок в других пространствах его жизни не прерывается и в целом воспринимается как непроблематичный.

Может быть такое, что непроблематичные сферы повседневной жизни являются таковыми лишь до тех пор, пока с возникновением серьезного затруднения (проблемы) не прерывается их последовательное функционирование. Когда это происходит, человек, начинаетстремится интегрировать «проблематичную» сферу в уже хорошо освоенную. Если это по какой-то причине не удается, тогда уже он сталкивается с проблемой, которую большинство исследователей вы-водятза пределы ситуаций обыденной(повседневной) жизни.Хотя в данном случае речь должна идти о трудных ситуациях в нормальном цикле жизни человека, т.е. обобычных,повседневных неприятностя-хобычных людей в их деловой, учебной, семейной жизни. Именно для того, чтобы обозначить подобные ситуации Р.Лазарус ввел такой термин (dailyhissies - повседневные неприятности), который он ввел еще в1970-хгг. В данном термине содержится идея о необходимости выделятьуровень сложности трудных ситуаций.

3. Приведите примеры трудных жизненных ситуаций по критерию уровня

объективной сложности. Критерии уровня объективной сложности ситуации

приведены в раздаточном материале 1.

Раздаточный материал № 1

Ситуации первого типа:

- неприятности обыденной жизни;

- трудные жизненные ситуации в нормальном цикле человеческой жизни,дающие шанс на восстановление «порядка жизни».

Ситуации второго типа – это те трудные и экстремальные ситуации,которые приводят к разрыву жизненного пути личности и провоцируют жизненный кризис. К таким ситуациям относятся:

- ситуации «выживания» или «слома»;

- тяжелые утраты в ходе нормального цикла человеческой жизни;

- экстремальные ситуации природного, технологического и антропогенногохарактера и их отсроченные последствия.

1. К первой ситуации относится потеря работы, трудности в семье, разводы

2. Ко второму типу относятся инвалидность, скорбь, потеря близких, угроза потери здоровья или жизни.