Файл: Приложение 2 к рабочей программе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 2

к рабочей программе

7.3.2. Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету/экзамену
Примерные практические задания к зачету


  1. К каким наукам близка социология по объекту изучения и по используемым методам сбора информации? Заполните таблицу.




По объекту изучения

По методам сбора информации

история

физика

философия

математика

психология

Статистика

Политология







  1. Составьте таблицу, отражающую соответствие различных социологических направлений, школ и их представителей.




Социологические направления и школы

Представители

Теория социального конфликта 9

1М.Вебер

Понимающая социология 1

2Т.Парсонс

Формальная социология 11

3О.Конт

Символический интеракционизм 10

4Г.Тард

Психологическая социология 4

5Э.Дюркгейм

Этнометодология 7

6А.Щюц

Структурно-функциональный анализ 2

7Г.Гарфинкель

Феноменологическая социология 6

8Дж.Хоманс

Теория социального обмена 8

9Р.Дарендорф

Социологизм 5

10Дж. Мид

Позитивизм 3

11Ф.Тённис



3. Заполните последнюю колонку таблицы, опираясь на типологию общества, представленную в теории Ф.Тённиса


Критерий

«гемайншафт»

«гезельшафт»

Мотивация

общинные принципы

Личные интересы

социальный контроль

обычаи, традиции, общественное мнение

Право, отношения строятся на основе законов

разделение труда

на основе родственных связей

На основе проф.качеств

Ценности

религиозные

Светская культура

социальные институты

семья, соседи, община

Деловые круги


4. Подумайте, правильны ли данные высказывания:

1. Общество – большая группа людей, сформировавших общую культуру.

Да

  1. Культура – система соглашений, разделяемых большинство членов данного общества.

Да, общество создает культуру

  1. Общество – политическое объединение, ассоциируемое с ка­кой-то территорией.

Да

  1. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.

Да

5. Общество вторично, государство первично.

Нет

  1. Общество существовало тогда, когда не было стран и госу­дарств.

Нет, они не существуют друг без друга

  1. Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции.

Нет
8. Только регулярно повторяющиеся социальные отношения кристал­лизуются в социальное взаимодействие. Да

9. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

5. Заполните таблицу:



Виды санкций

Положительная девиация

Отрицательная девиация

Формальные санкции

Правительственная награда,продвижение по службе

Штраф, понижение, арест.

Неформальные санкции


Дружеская похвала, комплимент

Замечание, порицание.


7. Установите однозначное соответствие
, указав, кто из социологов исследовал данную тему:




ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ


ПРЕДСТАВИТЕЛИ







Группы давления

1.Вебер М., Гоулднер А.

Политическая культура

2.Липпман У.

Общественное мнение

3. Моска Г., Парето В., Михельс Р.

Международные отношения

4.Острогорский М., Сартори Д., Дюверже М.

Политическая бюрократия

5. Барт Р.

Политические элиты

6 Алмонд Г., Верба С., Пай, Липсет С.

Политические партии

7Бентли А.

Политическая семиология

8 Хантингтон С., Моргентау Г.

Политическая коммуникация

9 Ласвелл Г., Лазарсфельд П.


8.Установите однозначное соответствие:


Основные методы

Объекты изучения

Анкетирование

газетные тексты

изучение документов

индивидуальные особенности сознания

Интервью

межличностные отношения

контент-анализ

причинно-следственные связи

Наблюдение

протоколы, отчёты, письма

социологический тест

факты поведения людей

социометрический опрос

факты сознания (мнения, интересы)

Эксперимент

позиция целевой аудитории

фокусированное интервью

ценностные ориентации и установки




9. В социологии все переменные подразделяются на два вида: зависимые переменные - это те, на изменение которых влияют другие факторы, и независимые – это те, на изменение которых никто и ничто не влияет.

Определите, к какому типу относятся перечисленные ниже переменные: к зависимым или независимым? И что (кто) оказывает воздействие на зависимые?
- принадлежность к социальному слою. Зависимые

- доход. Зависимые

- возраст. Независимые

- пол. Независимые

- поведение. Зависимые

- посещение лекций. Зависимые

- здоровье. Зависимые

- национальность. Независимые

- успеваемость. Зависимые

- активность на выборах. Зависимые

- образование. Зависимые

Когда социологи предполагают взаимосвязь между переменными, они формулируют гипотезу. Попытайтесь соотнести некоторые переменные между собой.


10. О какой науке идёт речь?
- Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племён методом наблюдения. Этнология
- Эта общественная наука обращает внимание на производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов.Экономика.
- Эта родственная социологии наука изучает то, каким образом люди получают и используют власть, и то, как власть распределена в обществе.Политология.
- Эта наука исследует индивидуальное поведение и внутренний мир личности.Психология.
- Эта наука анализирует проблемы смертности, рождаемости, миграции среди населения. Демография.

11. На уровне здравого смысла мы делим факты на:

биологические (сон, еда, дыхание);

психологические (любовь, ненависть, страх);

социологические.(семья, дети, работа, быт)

Приведите примеры социологических фактов.
12. Известно, что одно и то же явление или событие можно анализировать с разных точек зрения: с психологической, экономической, социологической.

Дан следующий факт: семья из четырёх человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь) собирается провести отпуск в доме отдыха.

Что могло бы заинтересовать в этом событии представителей разных наук и какие проблемы они стали бы изучать?

Психолог, изучает возможную мотивацию проведения отпуска именно в данном пансионате, внутренний психологический климат в семье.

Экономист, его интересует стоимость прибывания, наличие скидки.

Социолог будет изучать взаимодействие членов семьи друг с другом.