ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 2
к рабочей программе
7.3.2. Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету/экзамену
Примерные практические задания к зачету
-
К каким наукам близка социология по объекту изучения и по используемым методам сбора информации? Заполните таблицу.
По объекту изучения | По методам сбора информации |
история | физика |
философия | математика |
психология | Статистика |
Политология | |
-
Составьте таблицу, отражающую соответствие различных социологических направлений, школ и их представителей.
Социологические направления и школы | Представители |
Теория социального конфликта 9 | 1М.Вебер |
Понимающая социология 1 | 2Т.Парсонс |
Формальная социология 11 | 3О.Конт |
Символический интеракционизм 10 | 4Г.Тард |
Психологическая социология 4 | 5Э.Дюркгейм |
Этнометодология 7 | 6А.Щюц |
Структурно-функциональный анализ 2 | 7Г.Гарфинкель |
Феноменологическая социология 6 | 8Дж.Хоманс |
Теория социального обмена 8 | 9Р.Дарендорф |
Социологизм 5 | 10Дж. Мид |
Позитивизм 3 | 11Ф.Тённис |
3. Заполните последнюю колонку таблицы, опираясь на типологию общества, представленную в теории Ф.Тённиса
Критерий | «гемайншафт» | «гезельшафт» |
Мотивация | общинные принципы | Личные интересы |
социальный контроль | обычаи, традиции, общественное мнение | Право, отношения строятся на основе законов |
разделение труда | на основе родственных связей | На основе проф.качеств |
Ценности | религиозные | Светская культура |
социальные институты | семья, соседи, община | Деловые круги |
4. Подумайте, правильны ли данные высказывания:
1. Общество – большая группа людей, сформировавших общую культуру.
Да
-
Культура – система соглашений, разделяемых большинство членов данного общества.
Да, общество создает культуру
-
Общество – политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией.
Да
-
Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами.
Да
5. Общество вторично, государство первично.
Нет
-
Общество существовало тогда, когда не было стран и государств.
Нет, они не существуют друг без друга
-
Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции.
Нет
8. Только регулярно повторяющиеся социальные отношения кристаллизуются в социальное взаимодействие. Да
9. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.
5. Заполните таблицу:
Виды санкций | Положительная девиация | Отрицательная девиация |
Формальные санкции | Правительственная награда,продвижение по службе | Штраф, понижение, арест. |
Неформальные санкции | Дружеская похвала, комплимент | Замечание, порицание. |
7. Установите однозначное соответствие
, указав, кто из социологов исследовал данную тему:
ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
| |
Группы давления | 1.Вебер М., Гоулднер А. |
Политическая культура | 2.Липпман У. |
Общественное мнение | 3. Моска Г., Парето В., Михельс Р. |
Международные отношения | 4.Острогорский М., Сартори Д., Дюверже М. |
Политическая бюрократия | 5. Барт Р. |
Политические элиты | 6 Алмонд Г., Верба С., Пай, Липсет С. |
Политические партии | 7Бентли А. |
Политическая семиология | 8 Хантингтон С., Моргентау Г. |
Политическая коммуникация | 9 Ласвелл Г., Лазарсфельд П. |
8.Установите однозначное соответствие:
Основные методы | Объекты изучения |
Анкетирование | газетные тексты |
изучение документов | индивидуальные особенности сознания |
Интервью | межличностные отношения |
контент-анализ | причинно-следственные связи |
Наблюдение | протоколы, отчёты, письма |
социологический тест | факты поведения людей |
социометрический опрос | факты сознания (мнения, интересы) |
Эксперимент | позиция целевой аудитории |
фокусированное интервью | ценностные ориентации и установки |
9. В социологии все переменные подразделяются на два вида: зависимые переменные - это те, на изменение которых влияют другие факторы, и независимые – это те, на изменение которых никто и ничто не влияет.
Определите, к какому типу относятся перечисленные ниже переменные: к зависимым или независимым? И что (кто) оказывает воздействие на зависимые?
- принадлежность к социальному слою. Зависимые
- доход. Зависимые
- возраст. Независимые
- пол. Независимые
- поведение. Зависимые
- посещение лекций. Зависимые
- здоровье. Зависимые
- национальность. Независимые
- успеваемость. Зависимые
- активность на выборах. Зависимые
- образование. Зависимые
Когда социологи предполагают взаимосвязь между переменными, они формулируют гипотезу. Попытайтесь соотнести некоторые переменные между собой.
10. О какой науке идёт речь?
- Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племён методом наблюдения. Этнология
- Эта общественная наука обращает внимание на производство, распределение и потребление ограниченных ресурсов.Экономика.
- Эта родственная социологии наука изучает то, каким образом люди получают и используют власть, и то, как власть распределена в обществе.Политология.
- Эта наука исследует индивидуальное поведение и внутренний мир личности.Психология.
- Эта наука анализирует проблемы смертности, рождаемости, миграции среди населения. Демография.
11. На уровне здравого смысла мы делим факты на:
биологические (сон, еда, дыхание);
психологические (любовь, ненависть, страх);
социологические.(семья, дети, работа, быт)
Приведите примеры социологических фактов.
12. Известно, что одно и то же явление или событие можно анализировать с разных точек зрения: с психологической, экономической, социологической.
Дан следующий факт: семья из четырёх человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь) собирается провести отпуск в доме отдыха.
Что могло бы заинтересовать в этом событии представителей разных наук и какие проблемы они стали бы изучать?
Психолог, изучает возможную мотивацию проведения отпуска именно в данном пансионате, внутренний психологический климат в семье.
Экономист, его интересует стоимость прибывания, наличие скидки.
Социолог будет изучать взаимодействие членов семьи друг с другом.