Файл: Цели, задачи, средства и принципы информационнопсихологического противоборства в войне.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психологическая война и обычные средства воздействия
В демократическом государстве печать, театр, кино, часть радиостанций, издательства и т. п. функционируют в военное время, как обычно. Подобные средства, находящиеся в частном владении, представляют собой постоянно обновляющийся источник информации, а также материалов для печати и кино, используемых при ведении психологической войны. Благодаря умеренной, но хорошо продуманной связи с цензурой органы психологической войны могут осуществлять негативный контроль за публикацией материалов неправительственных организаций и в состоянии предотвратить распространение внутри страны вражеской пропаганды в наиболее открытой форме. Информация становится пропагандой, если лицо, публикующее ее, преследует какие-либо цели. Даже если репортеры, редакторы, писатели не ставят перед собой пропагандистских целей, источники этой информации (лица, дающие интервью, друзья корреспондентов и т. д.) могут сообщить новости для печати с определенной целью. Многочисленные случаи, когда официальные правительственные лица переносят свои споры из зала заседаний на страницы газет, сообщая при этом открытые или закрытые сведения, тоже, по сути дела, является не чем иным, как пропагандистской кампанией.

При планировании психологической войны следует иметь в виду, что эти средства общения будут существовать и что их деятельность не будет координироваться. План должен учитывать возможность вмешательства, иногда очень пагубного, в результате пропагандистских операций, проводимых в частном порядке в одной и той же области. Офицеры, ведущие танки в бой, могут убрать с дороги гражданские автомашины, которые им мешают, но офицеры, ведущие психологическую войну, не могут устранить гражданскую радиосеть и другие средства общения, над которыми они неправомочны осуществлять контроль.

Психологическая война тесно связана и с дипломатией. Она является непременной составной частью военно-политической дезориентации.В области санитарии и гигиены также можно почерпнуть полезные для психологической войны данные из практики военно-медицинского корпуса. То или иное явление, возникающее среди войск одной стороны, вполне возможно и для другой. Если, скажем, наших солдат одолевают насекомые, они также будут досаждать и противнику! В таком случае их солдатам мы можем сказать, что наши средства борьбы с насекомыми значительно лучше. Наконец, ведение психологической войны тесно связано с вопросами, касающимися обращения с военнопленными, и защитой своего личного состава, попавшего в плен.


Психологическая война является самостоятельной областью, хотя она связана с другими науками и переплетается со многими функциями войны. В общих чертах в ней нужно различать три аспекта: собственно психологическая война в общем плане, обнаружение и анализ операций психологической войны противника и тактическое, то есть непосредственное, ведение психологической войны против противника. Однако при изучении каждого из них следует, помнить, что психологическая война не является каким-то ограниченным, сугубо частным делом. Для того чтобы психологическая война была эффективной, достигаемые с помощью ее результаты должны быть неотъемлемой частью повседневной жизни и борьбы всех тех, на кого она направлена.

Психологическая война и идеология
Идеология — это система глубоко укоренившихся убеждений относительно основных вопросов жизни и деятельности людей. Идеология также играет определённую роль в психологической войне. Различие в убеждениях, не затрагивающее коренных вопросов, обычно называется различием взглядов. Вы можете быть убеждены в необходимости высоких тарифов, я же не верю ни в какие тарифы.Один человек верит в единый мир, другой же — нет.

Кто-то поддерживаете консерваторов, а кто-то — либералов. Несмотря на эти различия, мы все верим в деньги как средство выражения дохода, в брак как средство создания семьи, в демократические выборы, в свободу слова и т. д.

Если же наши мнения настолько отличаются друг от друга, что мы не сходимся в суждениях ни по одному политическому вопросу, то такие разногласия переходят в область идеологии. Здесь уже затрагивается общественная система. Мы не желали бы жить в одном городе; каждый из нас не чувствовал бы себя в безопасности в присутствии другого; каждый из нас опасался бы пагубного влияния противника. Если бы один был нацистом, а другой— демократом, то, безусловно, такие противоположности не уживутся как добрые соседи.


Причина того, что в средневековых войнах протестанты и католики сжигали друг друга как еретиков, кроется отнюдь не в метафизических теориях противников.


В XVII веке протестанты прекрасно понимали, что произошло бы в случае победы католиков, а последние могли себе представить свою участь под властью протестантов. В каждом случае новые правители, опасаясь быть свергнутыми, подавляли бы прежних, прибегая к утонченным пыткам, сожжению на костре, заключению в темницы. Свобода не может быть предоставлена людям с чужой идеологией.

Если противник не намерен уважать вашу свободу слова, вашу собственность, вашу личную безопасность, то и вы не обязаны уважать его права. Каждый, живущий в идеологически едином районе (или, по определению, в свое время данному нацистской пропагандой— геопсихологической зоне), должен уважать неприкосновенность личности и прочие свободы всех жителей данного района. Это обязательная предпосылка всякой идеологии.

Психологическая война и служба по работе среди гражданского населения
Деятельность органов психологической войны и службы по работе среди гражданского населения различается своей направленностью. Объектом психологической войны является противник. Служба по работе среди гражданского населения (по внутренней пропаганде) рассчитана в первую очередь на внутреннюю аудиторию. В некоторых странах деятельность органов психологической войны и службы по работе среди гражданского населения сосредоточена в руках одного органа.

Служба по работе среди гражданского населения по традиции основана на принципах, по которым информация должна быть настолько полной, насколько позволяют соображения военной безопасности. Эта информация должна распространяться оперативно и в увлекательной форме, укреплять уверенность народа в мощи своих вооруженных сил, ее тон и содержание не должны способствовать повышению морального духа противника. Эти принципы оправдываются опытом работы хороших газет, но они могут привести к ослаблению наших позиций в психологической войне в будущем, если нам придется иметь дело с изобретательным и инициативным противником.

4. Литература.

1. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002.
2.
Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. М., 1996.
3. Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962.
4. Психология для Вооруженных Сил: Учебник Вооруженных Сил США / Под ред. Э. Боринга. Вашингтон: Гарвардский университет, 1943. Варшава: Изд-во Мин. нац. обороны, 1960.

5. Сухов А.Н. Психология больших социальных групп и движений // Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. М., 1995