Файл: Конспект урока по теме Атлантический океан (7 класс) Цель изучить географическое положение, историю исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Атлантический океан»
(7 класс)

Цель: изучить географическое положение, историю исследования,

особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное

использование.
Задачи урока:

  1. Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

  2. Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.

  3. Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Оборудование:

  • карта океанов;

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • мультимедийная презентация «Атлантический океан».



Тип урока: комбинированный
Ход урока




слайда

Вид деятельности

1.

I. Организационный момент
– Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан –

Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны хорошо усвоить знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском. Проверку ваших знаний проведем в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).


2.

II. Проверка домашнего задания

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

- Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Тихий океан - 1

Индийский океан - 2




1) Третий океан на Земле по величине.

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) В этом океане расположен Марианский желоб.

4) Северной частью океан омывает материк Евразия.

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в

мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном

Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского

залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.

12) Западной частью омывает Африку.
Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.
Правильность выполнения цифрового диктанта:

21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12

Критерии оценок:

«5» - 11 - 12 правильных ответов;

«4» - 8 - 10 правильных ответов;

«3» - 6 - 7 правильных ответов;

«2» - 0 - 5 правильных ответов.





III. Изучение нового материала

1. Введение

– Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.

Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(запись темы урока в тетрадь).


3.


Сегодня на уроке мы должны изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

4.

- Знакомиться с океаном мы будем по плану:

  1. Географическое положение океана.

  2. История исследования океана.

  3. Происхождение.

  4. Рельеф дна.

  5. Особенности природы.

  6. Хозяйственная деятельность в океане.



5.

- Познакомимся с основными характеристиками Атлантического

океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

  • Второй по величине океан.

  • Площадь – 91, 6 млн. км2.

  • Объем - 329,7 млн. км3.

  • Средняя глубина - 3 600 м.

  • Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).






6.

 

 


2. Характеристика географического положения океана

– Откройте учебники на стр. 346, охарактеризуем ГП океана по

плану. Работа с атласами.

  • Между какими материками расположен Атлантический океан?

  • С какими другими океанами он связан?

  • Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

  • Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

  • В каких климатических поясах расположен океан?


Атлантический океан вытянут от субарктических широт до

Антарктиды.

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и

сужается к экватору.


7.

3. История исследования океана

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.

С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

8.

4. Происхождение Атлантического океана

- Атлантический океансамый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.




Задание. Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:

  • В результате каких процессов образовался Атлантический океан?

  • Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются?

9.

6. Рельеф дна океана

  • Почти посередине океана проходит Срединно -Атлантический хребет длиной более 17 тыс.км и шириной 1 000 км.

  • На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия.

  • Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.

  • Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков. Наиболее широк он у берегов Европы и Северной

Америки.





Ответьте на вопросы:

  • Узкая полоса шельфа – важная особенность котловины Атлантического океана. Какие из морей шельфовые?

  • В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов. Объясните эту особенность с точки зрения теории литосферных плит.


10.


7. Особенности природы

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

Океан лежит во всех климатических поясах. Наиболее широкая часть Атлантики расположена в тропических и умеренных широтах.
- В какой части Атлантики штормы бушуют во все сезоны года? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209)

11.

Температура и соленость воды в океане
Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.
- Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Чем это объясняется? (Ответ на вопрос найдите в тексте учебника на с. 209-210)
Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

- Объясните подобное распределение температур поверхности

Атлантического океана.
Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰. (Запись в тетрадь)




Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰)

в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰)

Атлантического океана в субтропических широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс

Атлантики по сравнению со средним показателем?

(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за

относительной узости океана переносится ветрами на соседние

материки)





Течения

- В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения.

Назовите их и покажите на карте.
- Течения в океане направлены не по широте, а почти вдоль
меридианов. Почему?
- Какую роль оказывают течения на океан и климат прибрежных
территорий?


12.

Айсберги

Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.

Течения выносят айсберги в открытый океан до 400 с.ш.
Эти районы Атлантики опасны для судоходства.
Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с
айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

13.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

14.

8. Хозяйственная деятельностьв океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане)

Транспортные пути

Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (показать на карте каналы).
Задание. Между 35-400 и 55-600 с.ш. проходят самые оживленные морские пути не только в Атлантике, но и в Мировом океане. Назовите крупные порты.

Рыбный промысел

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

Рекреационные ресурсы

Атлантический океан и его моря принимают на свои
берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским
рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

15.

Экологические проблемы

В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.


16-21

Задания, направленные на формирование читательской грамотности.

  1. Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

Площадь этого моря, расположенного в северной части Атлантического океана, примерно 6-7 млн. кв. км. Границы его условны и зависят от сезонных изменений границ течений. Это между Гольфстримом, Канарским, Северо - Атлантическим и Северным Пассатным. Температура воды на поверхности от +18 до +23°С зимой, до +26 … +28°С летом. Здесь обитают многочисленные и разнообразные животные: летучие рыбы, морские черепахи, крабы. Название этого моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в воды моря и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. Моряки назвали эту часть Атлантического океана Виноградным. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.

Вопросы:

  1. О каком море идет речь? Как называется бурая водоросль, которая дала название морю?

  2. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С?

  3. Объясните причины формирования океанических течений в этой части Атлантического океана.




  1. Сгруппируйте географические объекты по материкам и по смыслу: Триполи, Муррей, Калахари, Замбези, Парана, Долина Смерти, Мексика, Лима, Юкон, Сидней, Токио, Маккензи.



  1. По климатограмме определите температуру января, июля, годовое количество осадков. Проанализируйте данные и сделайте следующие выводы: в каком климатическом поясе населенный пункт, какие воздушные массы формируют данный тип климата, оказывает ли влияние океан на климат данного населенного пункта.


Задание, направленное на формирование картографической грамотности.


  1. Вставьте пропущенные слова в текст, используя карты атласа.

Плыть по Северному Ледовитому океану возможно только в летний период и в основном только вдоль берегов, а в зимнее время только на ледоколах, так как большую площадь океана скрывают льды. Они занимают более 80% площади океана, около 10% приходится на однолетние льды. Для Северного Ледовитого океана характерны большие различия температуры воздуха. Зимой среднемесячные температуры изменяются от +2ºC в … до -36ºC в районе … Это вызвано влиянием … В течение короткого арктического лета воздух над Северным Ледовитым океаном прогревается относительно слабо. В Арктическом бассейне средняя температура в летние месяцы -2ºC, над окраинными морями она достигает …, самая высокая летняя температура наблюдается в … море. В центральных частях океана преобладают неустойчивые ветры, а в прибрежных районах ветры преимущественно … направления.
Задание, направленное на формирование естественнонаучной грамотности.


  1. Занесите перечисленные океанические течения в соответствующие графы таблицы: Гольфстрим, Куросио, Бенгельское, Бразильское, Канарское, Калифорнийское, Западных ветров, Северное пассатное, Северо-Тихоокеанское, Перуанское, Северо-Атлантическое.




теплое

холодное




















Объясните причину образования океанических течений.

Что изменится, если температура в течении Гольфстрим понизится до температуры окружающей воды?

Задание, направленное на формирование математической грамотности.


  1. В таблице представлены данные о изменении температуры воды с глубиной в Северном Ледовитом океане.

50 м

- 2ºC

200 м

0ºC

300 м

+ 1ºC

850 м

0ºC

2000 м

- 2ºC




24.

V. Домашнее задание: § 42; подготовить сообщение о загадочных и необычных явлениях Атлантического океана