Файл: Методика коллективной работы в процессе проектирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методика коллективной работы в процессе проектирования
1. Понятие и функции методов коллективной работы над проектом
Разработка проектов в социальной работе является делом большого числа людей. При этом особую роль играет слаженность коллектива (команды проекта) и готовность каждого его члена активно включится в работу.
В практике социального проектирования используется ряд методов коллективной работы – приемов и способов коллективного достижения целей и задач, наиболее актуальных в контексте социального проектирования.
Методы коллективной работы выполняют две функции:
-
способствуют формированию команды проекта; -
позволяют активизировать инновационный потенциал группы.
Можно выделить следующие преимущества работы в группе:
-
обеспечивается разработка разносторонних решений; -
снижается риск неверного решения; -
уменьшается опасность упустить важные детали; -
повышается готовность и способность каждого члена группы к сотрудничеству; -
складываются условия для реализации интеллектуального потенциала группы; -
группа оказывает воспитательное воздействие; -
формируется терпимость (толерантность) личности, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других.
Но работа в группе имеет и ряд недостатков:
-
работа в группе занимает больше времени, чем самостоятельная работа человека; -
трудноуправляемость; -
отсутствие мотивирующего стимула личных амбиций; -
анонимность отдельных членов группы может оказать отрицательное воздействие на стремление к результатам и готовность к работе. Каждый член группы может скрывать низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.
2. Виды методов работы над проектом, их характеристика
В ходе разработки проекта используется целый ряд методов коллективной работы:
-
Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Дискуссию следует отличать от диспута, полемики и дебатов (прений).
Под диспутом подразумевается публичный спор на научную социально значимую тему.
Полемика – это спор, при котором имеется некоторая конфронтация или противостояние, противоборство сторон и идей. Полемика отличается от дискуссии и диспута своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики – одержать победу над противником.
В дебатах (прениях) происходит обсуждение, обмен мнениями по каким-либо вопросам.
Эффективность проведения дискуссии зависит от опытности ее организатора. Ход дискуссии включает в себя ряд этапов:
-
Постановка проблемы.
При введении в дискуссию могут применятся следующие приемы:
-
описание конкретного случая из жизни; -
использование текущих новостей; -
ролевая игра; -
демонстрация кинофильма; -
инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; -
магнитофонные записи; -
стимулирующие вопросы (Как? Почему? Что произошло бы, если бы?..).
-
Разбивка участников на группы, распределение ролей-функций в малых группах. Среди членов группы распределяются следующие роли:
-
ведущий (организатор) – его задача состоит в организации обсуждения вопроса, проблемы, вовлечении в него всех членов группы; -
аналитик – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки; -
протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, он обычно выступает после окончания первичного обсуждения, чтобы представить позицию своей группы; -
наблюдатель – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе заданных критериев.
-
Обсуждение проблемы в малых группах. -
Представление результатов обсуждения перед всем коллективом. -
Продолжение обсуждения и подведение итогов.
На практике дискуссии могут реализовываться в разных формах:
-
дискуссия в форме «круглого стола»; -
дискуссия в форме судебного заседания; -
дискуссия в форме дебатов; -
игровые дискуссии; -
дискуссия в режиме брейнсторминга – «мозговой атаки».
Одним из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов и разработчиков социальных проектов является метод «мозговой атаки».
Метод «мозговой атаки» представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.
В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа:
I. Сбор материала.
На этом этапе участники мозговой атаки (в пределах 10 человек) располагаются в помещении лицом друг к другу на расстоянии около 1–1,5 м. Ведущий в течение 10-15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Время выступления каждого участника не более 1–2 минут. По ходу «мозговой атаки» записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующем в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеокамеру). В заключение ведущий сообщает о том, как будут применены высказанные идеи, и приглашает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут (письменно в течение суток).
II. Работа с полученным материалом.
Идеи и предложения, полученные на первом этапе, подвергаются критике, оценивается реалистичность предложенных вариантов.
Разновидностью мозговой атаки является метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
2. Деловая игра – это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях в рамках отведенной игровой роли. Это комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях решения сложных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.
Главная цель ведущего деловой игры – организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.
В игре работают несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.
Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии проводится анализ результатов, и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Для обработки предложений создается специальная группа, задача которой сведение всех предложений в общий итоговый документ.
В заключении игры подводятся основные итоги и работа участников групп оценивается по следующим аспектам:
-
эффективность предлагаемых в игре решений; -
межгрупповое взаимодействие участников деловой игры; -
взаимодействие участников деловой игры внутри игровых групп; -
личностные качества участников деловой игры (эрудированность, принципиальность, умение аргументировать, дисциплинированность и т.д.).
3. Метод фокальных объектов - это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов.
Данный метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям. Достижение этой цели обеспечивается следующим порядком действий:
1. Называется и фиксируется на доске или дисплее компьютера объект, который предстоит усовершенствовать;
2. Произвольно называются и фиксируются другие объекты;
3. У выделенных объектов выделяются различные признаки;
4. Эти признаки применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.
Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности.
Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точной постановке цели.
4. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, используемая для развития инновационных способностей проектантов, была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 г.
Для социального проектирования прикладной характер имеют следующие концептуальные положения ТРИЗа:
- наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие;
- идеальный конечный результат заключается в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие;
Алгоритм решения изобретательских задач включает:
1) анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление технического противоречия);
2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов вещественно-полевых ресурсов и их системный анализ);
3) определение идеального конечного результата и физического противоречия;
4) мобилизация и применение вещественно-полевых ресурсов;
5) применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);
6) изменение и/или замена задачи;
7) анализ способа устранения физического противоречия;
8) применение полученного ответа;
9) анализ хода решения.
Метод позволяет систематизировать экспертные оценки с точки зрения системных характеристик объекта.
Недостаток метода состоит в трудности разделения системных характеристик объекта по уровням (внутрисистемный, межсистемный, надсистемный) в случае оперирования с социальными объектами.
5. Метод создания сценариев заключается в представлении социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или могут следовать из него, в связи с имеющимися ресурсами.
Достоинство метода состоит в том, что сценарий позволяет осознать те стороны проекта, которые другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена большая работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.