Файл: Семинарского занятия Тема Занятие античная философия начало теоретического (абстрактного) мышления учебные и воспитательные цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание для проведения семинарского занятия

Тема 3. Занятие 1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

НАЧАЛО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (АБСТРАКТНОГО) МЫШЛЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

1. Расширить и углубить у студентов знания о досократовском и классическом периодах античной философии, о философии эпохи эллинизма и Древнего мира.

2. Формировать у обучающихся убеждение в необходимости целенаправленной, систематической работы по овладению знаниями по дисциплине в целях формирования мировоззренческих позиций, качественного решения профессиональных задач.

3. Активизировать познавательную деятельность студентов, вырабатывать у них стремление к совершенствованию знаний, необходимых специалисту.

Учебные вопросы:

1. Античная философия: школы и представители древнегреческой философии.

2. Философия классического периода Древней Греции.

При рассмотрении первого вопроса необходимо:

а) расширить знания о школах и представителях древнегреческой философии:

- Милетская школа (VII-VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.) - первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии, учение о воде как первоначале всех;

- учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.), Гераклита из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.);

- Италийская школа Пифагора (ок. 580-500 гг. до н. э.) и пифагорейцы;

- Элейская школа: Ксенофан (ок.580-473 гг. до н. э.) - теоретический источник философии элеатов, Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.), Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н. э.); Левкипп и Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.)

При рассмотрении второго вопроса необходимо:

- усвоить концепции софистов: Протагор (ок. 491/481-410 гг. до н. э.);

- уяснить взгляды Сократа (470/469-399 гг. до и. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. С применением рекомендуемой литературы:

Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – С. 26-40.

Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юни-ти-Дана, 2016. – С.83-119.

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консуль-тационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – С. 35-39.


а) доработать материал лекционных занятий;

б) каждому студенту составить словарь ключевых понятий:

Античная философия, Милетская школа, Элейская школа, Фалес, Анаксимен, Парменид, Анаксимандр, Пифагор, пифагорейцы, Гераклит, Демокрит, материя, первоматерия, космология, Эпикур, эпикуреизм, Ксенофан, метафизика, бытие, Зенон Элейский, апория, диалектика Зенона, Сократ, Платон, Аристотель, субстанция.

в) решить изложенные ниже задания (кроссворд и на размышление).

2. Быть готовыми:

а) к проведению контрольного опроса с применением тестовых заданий по материалам темы;

б) к отработке учебных вопросов с применением элементов методов диалога, дискуссии.

Л и т е р а т у р а

а) обязательная:

1. Балашов, Л.Е. Философия: учебник / Л.Е. Балашов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2018. – 612 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573117 

2. Батурин, В.К. Философия: учебник для бакалавров / В.К. Батурин. - Москва: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490 

б) дополнительная

3. Лавриненко, В.Н. Философия: В вопросах и ответах: учебное пособие/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 463 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916

Понуждаев, Э.А. Философия: учебное пособие (курс лекций, практикум, консультационный курс, тесты) / Э.А. Понуждаев, В.Н. Иванов, Л.Н. Мирошниченко. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 429 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560699

4. Пурынычева, Г.М. Философия: учебное пособие / Г.М. Пурынычева, В.И. Загайнова, Т.А. Вархотов; Поволжский ГТУ. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 108 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=476507 

5. Философия: краткий курс. - Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2016. - 159 с. - [Электронный ресурс].

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480221 
Решите задания

I. Задание на размышление.

Сравните три высказывания и поясните смысловые отличия:

- «На входящих в те же самые реки протекают в один раз одни, в другой раз другие воды» (Клеанф); В данной цитате подразумевается смена движений, абсолютно всё в этом мире меняется.

- «В туже самую реку дважды входим и не входим» (Сенека); Данная цитата так же подразумевает смену событий и действий.

- «Нельзя дважды вступить в ту же самую реку» (Плутарх). Иногда всё повторяется однако эти повторения всё же имеют какие то свои уникальные отпечатки. Данная цитата так же говорит о быстротечном изменении.



Прокомментируйте высказывания некоторых древнегреческих философов:

- «Мы ничего доподлинно не слышим и не видим» (Ксенофан); По моему мнению , в цитате говорится о : человек не всегда слышит истину или видит то, что нужно , не замечает очевидных фактов. В определённых ситуациях люди часто слепы, не видят и не слышат истину.

- «Познай самого себя», «Я искал самого себя» (Гераклит). По моему мнению ,автор цитаты хочет сказать, что самое сложное в жизни найти себя, обрести душевный покой.
II. Решите кроссворд, проставив в пустых клетках соответствующие слова.

Правильно вписав в колонки по горизонтали слова, значение кото­рых дано ниже, прочитайте в одной из колонок по вертикали название фактически первой исторической формы философии.




1. Взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. 2. Способ су­щест­во­ва­ния религиозного сознания, особое настроение, переживание, харак­те­ри­зующее его внутреннее состояние. 3. Философское направ­ле­ние, признающее первичность материи, а сознание – ее свойством. 4. Внешняя форма проявления веры, система утвердившихся ритуалов, догматов. 5. Предмет изучения первых древнегреческих философов. 6. Древнегреческий мыслитель, который по некоторым историческим свидетельствам впервые употребил слово «философ». 7. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей и развития. 8. Учение о бытии как таковом. 9. Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения, выражающий неуверенность в ис­тин­ности чего-либо. 10. Древнегреческий мыслитель, первым пред­при­нявший попытку выделить философию в особую область теорети­ческо­го знания. 11. Учение о происхождении космических объектов и систем. 12. Способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 13. Такая форма общественного сознания, основу которого составляет вера в сверхъестественное. 14. Трудно­раз­решимая проблема, логическое затруднение.

15. Название фактически первой исторической формы философии - Натурфилософия

3. Словарь ключевых понятий:


1. Античная философия - совокупность учений, развивавшихся на территории современной Греции и в греческих полисах (торгово-ремесленных городах- государствах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма), а также в Римской империи.
2. Милетская школаПервая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете, древнегреческой колонии в Малой Азии в 1-й пол. VI в. до н. э. Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. 
3. Элейская школадревнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.
4. Фалес Древнегреческий философ и математик из Милета в Малой Азии. Традиционно, как античными, так и современными авторами, считается основоположником древнегреческой мысли, «отцом философии». Считал что всё происходит от Воды, основывался на мифах.
5. Анаксимен Древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Анаксимандра. Считал что всё произошло от воздуха.
6. Парменид Древнегреческий философ, главный представитель Элейской школы. С
7. Анаксимандр древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Считал что всё произошло от апейрона - неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
8. Пифагор – отец философии, древнегреческий философ, математик, теоретик музыки и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
9. Пифагорейцы название философского движения и направления древнегреческой философии, основателем которого был Пифагор Самосский.
10. Гераклит древнегреческий философ, создатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Считал что всё произошло от Огня.

11. Демокрит древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
12. Материя - физическое вещество, в отличие от психического и духовного. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства.

13. Первоматерия - основа всего существующего.
14. Космология - область науки, в которой изучаются Вселенная как целое и космич. системы как её части.
15. Эпикур - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах.
16. Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей.
17. Ксенофан - Древнегреческий поэт и философ. Основатель Элеатской школы.
18. Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия, посредством, по Канту, чистого разума.
19. Бытие - существование. Предмет изучения онтологии. 
20. Зенон Элейский - Древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества. 
21. Апория – это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности.

22. Диалектика Зенона – Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но, чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).

23.Сократ – древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
24. Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

25. Аристотель – был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

26. Субстанция – материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.