Файл: Принципы обучения Личного Состава псп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пожарно-Строевая Подготовка

  1. Принципы обучения Личного Состава ПСП

Принципы пожарно-строевой подготовки:
Сознательность обучения достигается разъяснением пожарным значения пожарно-строевой подготовки для повышения их боевого мастерства и физической подготовки.
Активность участников занятия достигается четкой организацией каждого урока, живым и интересным их проведением с использованием разнообразных средств и методов.
Наглядность достигается показом изучаемых упражнений и доходчивым объяснением. 
Систематичность обучения обеспечивается правильным распределением учебного материала в течение месяца (года) и регулярным проведением занятий по ПСП.
Последовательность обучения обеспечивается соблюдением принципа постепенного перехода от легких и простых к более сложным и трудным упражнениям.
Прочность приобретенных знаний и навыков обеспечивается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразных условиях.


2)Формы и методы в процессе обучения ПСП
К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеклассной работы.
Методы обучения - это обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми руководитель занятия и обучаемый выбирают приемы и способы конкретных действий, ведущих к овладению наиболее целесообразными двигательными действиями, навыками, умениями, выработке высоких морально-психологических и физических качеств, обеспечению слаженности отделений, дежурных смен, караулов.


3) Принцип сознательности и активности обучаемых в процессе обучения ПСП


Принцип сознательности и активности в обучении предполагает осознанного процесса усвоения учащимися знаний и умений, в результате осуществления активной практической и познавательной деятельности.

4) Методика подготовки и порядок проведения инструкторско-методического занятия с командирами отделения.


ИМЗ начинается с проверки подготовки подчиненных к занятиям: наличие утвержденных методических планов, знание методических приемов обучения, техники безопасности, команд, умение выполнять упражнения и т.п.

Руководитель занятия объявляет, что он сначала покажет подчиненным, как они должны проводить занятия со своими подчиненными, а затем проверить, насколько хорошо они это усвоили.
Руководитель проводит занятие с начала и до конца ( объявляя тему, цель, технику безопасности, назначая расчеты, подавая команды, соблюдая технику безопасности, методически правильно исправляя ошибки подчиненных, опрашивая стоящих в строю, при ошибках быстро останавливает пожарных и подает команду “Стой”.

5) Методика подготовки и порядок проведения занятия по ПСП с караулом


Подготовка начальника караула к занятиям включает следующее:
уяснение содержания и цели упражнений, вынесенных на занятие;
повторение правил выполнения упражнений, вынесенных на занятие, по литературе и практически;
определение порядка проведения занятий с полным расчетом учебного времени;
повторение команд, подаваемых в процессе проведения занятия, правил охраны труда при отработке упражнений;
определение мест отработки упражнений, необходимое количество вооружения;
получение инструктажа у преподавателя ПСП;
написание методического плана для проведения занятия и утверждение его у преподавателя;
проведение инструктажа с командирами отделений, ознакомление их с порядком проведения занятия, проверку и утверждение методических планов.
Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

6) Требования по составлению методического плана для проведения занятий по ПСП с отделением, с караулом.
В методическом плане должны быть: Тема и содержание занятия, цель и время, место проведения занятия, материально техническое обеспечение, ход занятия, порядок тренировки, команды, условия выполнения упражнения и нормативное время, обязанности номеров расчета и схема развертывания сил и средств, правила по Охране Труда и перечень используемой литературы.


7) Задачи, виды и формы психологической подготовки Личного состава противопожарной службы.
Основными задачами психологической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны являются:

  • вооружение необходимыми знаниями в области психологической характеристики деятельности личного состава подразделений при тушении пожаров;

  • формирование профессиональной надежности психики и эмоционально-волевой устойчивости личного состава подразделений к воздействию стресс - факторов и их сочетаний при тушении пожаров;

  • предупреждение возможных изменений психических состояний и ошибочных действий при выполнении личным составом подразделений задачи;

выработка постоянной психологической готовности к индивидуальным и, в особенности, к коллективным боевым действия по спасанию людей и ликвидации горения в любой обстановке. Цель и задачи психологической подготовки сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре определяют ее теоретическое и практическое содержание.

Теоретическая подготовка должна быть направлена на изучение органами управления психологических характеристик деятельности при тушении пожаров. Поэтому ее содержание должно включать изучение следующих четырех групп вопросов:

  1. Психологические факторы, влияющие на оперативно-тактические действия подразделений при выполнении основной задачи на пожарах.

  2. Психологические особенности выполнения основной задачи на пожарах.

  3. Возможное изменение в психологических состояниях и действиях личного состава подразделений под влиянием психологических факторов.

  4. Психологические требования к личному составу подразделений пожарной охраны.

Практическая подготовка сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре осуществляется в аудиториях с помощью специальных технических средств обучения, на специальных психологических огневых полосах или площадках эмоционально-волевых упражнений, в теплодымокамерах и в полигонных условиях на моделях, фрагментах или натурных объектах.

8) Этапы учебно-тренировочного процесса в процессе обучения ПСП


Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке характерно наличие четырех частей:

  • Вводной;

  • Подготовительной;

  • Основной;

  • Заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к решению задач подготовительной и основной частей занятия.
Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью общеразвивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подготовительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.
Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как система приемов), элементами которой будут различные виды деятельности руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функциональное назначение и последовательность определяются руководителем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обучения. Упражнения, которыми овладевают обучаемые, должны соответствовать уровню развития их специальных и физических качеств и условиям обучения.
Заключительная часть предусматривается с целью активизации восстановительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

9) Принцип прочности усвоения материала систематичности и последовательности в процессе обучения

Принцип систематичности и последовательности обеспечивается правильным распределением учебного материала по периодам и годам обучения, а также оптимальным соотношением различных форм и методов обучения
Принцип прочности предполагает прочное усвоение знаний, умений и навыков. Решающее значение в реализации этого принципа имеет повторение пройденного материала и совершенствование изучаемых приемов и действий. Для формирования прочных навыков упражнения повторяют не только в обычных условиях, но и в изменяющихся, усложненных.
10) Принцип доступности и наглядности в процессе обучения ПСП.

Принцип доступности – это соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, степени профессиональной подготовки обучаемых. Доступность обучения обеспечивается постепенным повышением специальной и физической нагрузки.


Принцип наглядности заключается в необходимости создания у обучаемых ясного и точного представления о действиях пожарных подразделений, возможных ситуаций на пожаре, приемов работы с пожарной техникой и оборудованием и т.д. с помощью целого комплекса приемов и средств. Наглядность повышает интерес обучаемых к изучаемому материалу, облегчает процесс усвоения упражнений, приемов, способствует прочному закреплению двигательных навыков.

11) Общие положения проведения соревнований по пожарно-прикладному спорту.

Суть соревнования – выполнить упражнение по дисциплине пожарно-прикладного спорта за наименьшее количество времени, не нарушив требования правил.
Последовательность проведения соревнований по видам программы определяется Положением о соревнованиях или устанавливается на месте главной судейской коллегией.
Забеги по каждому виду определяются на основании жеребьевки. Жеребьевка забегов и дорожек проводится судейской коллегией заранее в присутствии представителей команд.
При потере вооружения или снаряжения во время выполнения любого упражнения участник обязан вернуться и поднять утерянное, участнику, не сделавшему этого, результат не засчитывается.
При поломке или обнаружении неисправности спортивного снаряда или пожарного оборудования, происшедшего не по вине спортсмена, последнему, с разрешения главной судейской коллеги, дается право на повторное выполнение упражнения. Накануне соревнований, в предусмотренное графиком время спортсменам разрешается опробовать спортивные снаряды по всем видам программы соревнований.

12) Требования к спортивным площадкам, одежде, обуви, снаряжения в пожарно-прикладном спорте.

Участники соревнований выступают во всех дисциплинах в специальных спортивных костюмах, в пожарных или спортивных касках, с пожарно-спортивным поясом, без карабина и топора, в специальной обуви на обе ноги.
1) Костюм спортивный из материала, непрозрачного даже в мокром состоянии. Низ рукавов должен быть на уровне кистей, низ брюк не выше 10 см от уровня земли.
2) Специальная обувь предназначается для защиты ног и прочного контакта с поверхностью дорожки. Однако обувь не должна быть специальной конструкции, включая использование каких-либо технологий, дающей спортсмену какое-либо нечестное преимущество перед другими участниками. На