Файл: Урок 3233 обществознание 10 класс Тема. Массовая культура. Цель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дата Урок №32-33 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10- класс
Тема. Массовая культура.
Цель:
-
Образовательная: способствовать формированию у обучающихся представления по данной теме, раскрыть суть понятий запланированных на уроке, установить взаимосвязь; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе -
Развивающая: развивать представление об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования -
Воспитательная: интерес к знаниям, способствовать воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации -
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
· Ученик должен знать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
· Ученик должен уметь: приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
Оборудование к уроку: учебник, раздаточный материал
Ход урока
-
Организационный момент. -
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
-
Актуализация опорных знаний.
Беседа по пройденному материалу. Повторение изученного.
-
Изучение нового материала.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
План уроков
1. Культурное многообразие.
2. Массовое общество и «человек массы».
3. Сущность и особенности массовой культуры.
4. Массовая культура в России.
5. СМИ и массовая культура.
6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
1. Культурное многообразие
Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую.
Рассмотрим их более подробно. Для эффективности в работе разделимся на две группы.
Первая группа - работая с пунктом 1 § 16, охарактеризовать и проанализировать народную культуру. Работу представить наглядно.
Вторая группа - работая с пунктом 1 § 16, охарактеризовать и проанализировать элитарную культуру. Работу представить наглядно.
Презентация работы первой группы
Презентация работы второй группы
- Определите положительные и отрицательные черты народной и элитарной культуры.
2-4. Массовое общество и «человек массы». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России
Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв. Исследуем ее структуру и сущность.
Первая группа работает с пунктом 2 § 16 и отвечает на вопросы.
Вторая группа работает с пунктом 3 § 16 и отвечает на вопросы.
Третья группа работает с пунктом 4 § 16 и отвечает на вопросы.
Вопросы для первой группы
1. Почему массовая культура возникает на рубеже XIX- XX вв.?
2. Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры?
3. Какие две сферы достаточно четка обозначились в жизни работающего человека?
4. Как ответил рынок на запрос работающего человека?
5. Почему и как возникла массовая литература?
6. Что породило массовое общество?
7. Какую характеристику давали «человеку массы» философы без лица?
8. Нарисуйте портрет «человека массы», опираясь на характеристику X. Ортега-и-Гасета.
9. Как стали воспринимать «человека массы» в середине XX в.?
10. Нарисуйте портрет «массового среднего класса».
11. Что собой представляет теория демассификации?
12. Выразите свое отношение к «человеку массы».
Вопросы для второй группы
1. Что охватывает термин «массовая культура»?
2. Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры.
3. Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры.
4. Чем вызвана общедоступность?
5. Можно ли напрямую связывать произведения массовой культуры с их низким уровнем?
6. Можно ли проводить аналогию между понятиями «массовая культура» и «плохая культура»? Почему?
7. Охарактеризуйте и проанализируйте занимательность массовой культуры.
8. Чем она вызвана?
9. К каким последствиям она приводит?
10. Охарактеризуйте и проанализируйте серийность и тиражируемость.
11. В чем проявляется эта черта?
12. Охарактеризуйте и проанализируйте пассивность восприятия.
13. Охарактеризуйте и проанализируйте ее коммерческий характер.
14. На что ориентируются производители продукции?
15. Как и где создаются произведения массовой культуры?
16. Что является показателями спроса?
Вопросы для третьей группы
1. Когда в России зародилось массовое общество?
2. Поясните на примерах процесс его зарождения.
3. Какой факт зафиксировали литературные и художественные критики?
4. Как менялась социальная ориентация искусства?
5. Что произошло в 1920-1930 гг.?
6. Какие обстоятельства стали решающими в этом процессе?
7. На что была ориентирована массовая культура в Советской России?
8. Какие ценности вобрала в себя массовая культура?
9. Приведите примеры массового искусства в эти годы.
10. Дайте характеристику эволюции массовой культуры в 60-е гг. XX в.
11. Какие ценности господствуют в массовом сознании в наши дни?
12. Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?
5. СМИ и массовая культура
Итак, телевидение, газеты и радио приобщают нас к массовой культуре. Эти каналы получили название средств массовой информации.
Проведите исследование роли и влияния газет, журналов и телевидения на массовое сознание. При ответе проанализируйте роль и значение «желтой» прессы.
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
- Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух предположений.
- Вы стали руководителем известного всем телевизионного канала. Представьте свое видение работы канала.
6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
Работая с пунктом 6 § 16, заполните таблицу «Массовая культура: “за”и“против”».
Массовая культура «за» и «против»
«За» | «Против» |
1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям. 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма. 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение. 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу | 1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность. 2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. 3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. 4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. 5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности |
III. Итог уроков
Н. А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. Демократизация, по мнению философа, всюду способствует снижению качества и ценности культуры. Она делается более дешевой, доступной, но
вместе с теми более плоской, лишенной стилистического своеобразия.
- Какими еще чертами характеризуется массовое общество? Кто из исследователей занимался изучением этой проблемы?
- Почему, по мнению многих исследователей, массовая культура имеет наркотический характер?
-
Систематизация знаний:
Фронтальная беседа-опрос.
Игра «Верю-не верю»
Систематизация выводов.
-
Подведение итогов:
Общие вывод.
Оценки.
-
Рефлексия:
- Что понравилось?
- Что заинтересовало больше? И т.д.
-
Домашнее задание:
Выучите § 16, выполните задания. читать пересказывать; 1гр. Отвечать на вопросы первой группы; 2гр. Подготовить сообщение на опережение.
-
Работа со слабоуспевающими учащимися.
Работа с понятиями. Решение тестов.