Файл: Конспект урока по окружающему миру Подготовила Шакирова М. С. Тема урока Российсая империя в xix веке. Как Россия отразила нашествие Наполеона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Конспект урока
по окружающему миру

Подготовила Шакирова М.С.

Тема урока: Российсая империя в XIX веке. Как Россия отразила нашествие Наполеона.

Цель урока: формирование представления у обучающихся о Наполеоне, Отечественной войне 1812.

УМК: Гармония.

Авторы: О.Г.Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин.

Задачи урока:

Образовательные: повторить историю правления Екатерины II, имена полководцев во времена Екатерины II, познакомить с истерической личностью Наполеоном; показать значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова;

Развивающие: развитие коммуникативных навыков;

Воспитательные: воспитание патриотического чувства;
Планируемые результаты:

Предметные: учатся соотносить исторические события с датами, учатся описывать достопримечательности;

Метапредметные: учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей учатся оценивать правильность хода решения и ответа на вопрос задачи, совершенствуют умение адекватно воспринимать оценку педагога;

Личностные: совершенствуют чувство патриотизма;
Тип урока: комбинированный;

Форма урока: урок-репортаж;

Методы и приемы: работа с книгой, методы устного и письменного контроля, беседа, диалог, намек-подсказка, содержащая готовую информацию, интонационное выделение педагогом логически важных моментов, проблемная ситуация;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, дополнительные материалы, вымышленный телевизор (сделать из подручных средств), микрофон, стиекеры.

Этапы урока


Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Орг.

Момент. (1 мин)

Мотивация

Здравствуйте ребята! Рада снова всех вас видеть. У всех всё готово к нашему уроку? Тогда начнем.

Проверяют готовность к уроку.




2. Актуализация знаний. (14 мин)


Повторение

Сейчас я вам раздам листы, напишите сверху ваши имя и фамилию.

Мы проверим наши знания.

На доске будут появляться задания, на решение каждого из них у вас будет 1 минута. Ответы записываем в свой листок.

Самое главное, чтобы в классе была тишина и у всех закрыты учебники.

Начнем. (Презентация)

Задание №1.

Она в XVIII веке стала править империей. Она была умной, образованной и деятельной правительницей. В её правлении ещё больше возросло могущество России. О ком речь?

(Екатерина II)

Задание №2.

В конце XVIII века Россию потрясло восстание, охватившее огромную территорию страны. В нём кроме русских учувствовали татары, башкиры, калмыки и др. Восстание было подавлено, его предводитель … был схвачен, привезён в клетке и казнён.

(Емельян Пугачев)

Задание №3.

За заслуги перед Отечеством этот человек получил самое высокое воинское звание – генералиссимус.

(А.В.Суворов)

Задание №4.

Родоначальник российской науки. Первый русский академик, который добился успехов в исследованиях по физике, химии, астрономии, геологии, географии.

(М.В.Ломоносов)

Задание №5.

Как зовут полководца?



Задание №6.



Задание №7.



Задание №8.



Задание №9.

Этот Император сумел покорить почти всю Европу и часть Африки. Летом 19812 года его громадная армия, перешла границу России.
(Проверяем ответы)


Дети записывают ответы.
Дети меняются работами.
Совместно проверяем ответы. Дети ставят отметку однокласснику.


учатся соотносить исторические события с датами, учатся описывать достопримечательности, совершенствуют чувство патриотизма.


3.Целеполагание. (1 мин)




Ребят, у вас возникли вопросы, когда вы выполняли задания? Вы наверняка не знаете, как зовут последнего императора?

Сегодня вы с вами будем говорить не только об этом человеке, но и так же и о том, что же происходило в это время в Российской империи.


Отвечают на вопросы, приходят к теме урока.




4. Основная часть. (12 мин)




Сейчас мы с вами разделимся на группы и перевоплотимся в журналистов, будем готовить маленькие сюжеты\репортажи, для нашего местного телевидения.

Репортаж\сюжет первой группы будет на тему «Кто такой Наполеон?», вторая – «Отечественная война 1812 года», а третья – «Памятники на Российской земле в честь победы в Отечественной войне 1812».

Используя учебник и дополнительные материалы, которые я Вам сейчас выдам, помогут справиться с заданием.

На работу Вам дается 10 минут.

(Приложение 1, 2, 3).
А теперь, представим все свои сюжеты\репортажи.


Слушают, вспоминают о работе журналистов.

Делятся на группы и работают с материалами, готовя свои сюжеты.

Группы представляю свои полученные результаты, выходит вся группа или представители, кто-то держи телевизор (съемочная группа),





5. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание. (3 мин)




Сейчас вы видите перед собой рейтинг

(Будет нарисован на доске)















































сейчас каждый из Вас проголосует за лучший сюжет (приклеивают стикеры в определенный столбик). Голосовать за свою группу нельзя!

Самый интересный сюжет\репортаж по мнению большинства …

Спасибо Вам за такой насыщенный урок!

Домашнее задание тест №9.

Вот и подошел к концу наш урок. До свидания.

Заполняют рейтинг.

Дети записывают домашнее задание.








Приложение 1.

Наполеон Бонапарт краткая биография для детей самое главное

Наполеон Бонапарт родился в 1769 году в семье небогатого дворянина. В возрасте 10 лет родители отдали его в военную школу на юге Франции. Через несколько лет достиг звания капитана и помогал своему войску в борьбе с англичанами. Тактика, благодаря которой французы победили английских воинов, была началом военной карьеры будущего полководца. После этого Наполеон назначается генералом и работает над планом захвата европейских стран. Кроме успешных операций за границей, Бонапарт с легкостью подавлял восстания у себя на родине, в результате чего, у французского народа не осталось сомнений, что этот человек может стать великим полководцем.

В конце 18 века Наполеон отличился и в Италии, где зарекомендовал себя как опытного военного тактика. К тому времени ему было всего 27 лет, но известен он был уже во всем мире. Благодаря этому, молодой полководец был отправлен в восточные страны для подавления мятежа, где также продемонстрировал свои навыки. Когда французское войско разгромило Египет, Наполеон направляет все свои силы на сражение с А.В. Суворовым. В разгаре войны с русской армией, успешного полководца провозглашают великим императором Франции. Бонапарт начинает проводить множество реформ для укрепления своей власти. Нововведения, произведенные Наполеоном, не исчезли и спустя сотни лет. До сих пор множество стран живут по системе, которую ввел французский император.

Несмотря на успехи и удачные завоевания, Наполеон Бонапарт не смог не допустить кризис в своей стране. Экономика начала падать, народ начинает негодовать, потому что все действия были направлены лишь на внешнюю политику.

В 1811 году происходит важное событие в жизни всей страны. У Наполеона рождается наследник от второго брака с Марией-Луизой, которая является принцессой австрийского государства. Из-за недовольства французского народа, образовавшийся союз с новой женой ослабил авторитет полководца.

Одним из памятных в истории Франции является 1812 год, когда Наполеон объявляет войну России. Сражения длились целый год, в результате чего, после многочисленных битв, войско Наполеона пало. Воины были не готовы к такой обороне русских и проиграли несколько сражений. Погодные условия оказались не пригодными для французов. Потеряв огромное количество солдат, император остается в окружении нескольких полков, которых было недостаточно для продолжения войны. Принимается решение отступить и вернуться обратно. По возвращении, Наполеон отрекается от престола, а в 25 декабря того же года объявляется окончание войны с Россией, где победу взяли русские войска, разгромив армию Бонапарта. После этого великий полководец пытался предпринять несколько попыток для взятия реванша, но это было невозможно. Народ поднял бунт, желая, чтобы Наполеона отправили в ссылку.


На острове Святой Елены, куда был сослан император, он провел последние годы своей жизни. В наказание за поражение, которое погубило жизни многотысячного войска, Бонапарту было запрещено видеться с женой и наследником.

По некоторым источникам, полководец умер от рака, но по другой версии его отравили мышьяком. Историки говорят, что этого не может быть, так как на протяжении 10 лет Наполеон вырабатывал у себя иммунитет к этому виду яда, поэтому вряд ли он мог умереть по этой причине. Стоит сказать, что император чувствовал себя хуже с каждым днем, и смерть была неизбежна.

Известный на весь мир, завоевавший почти всю Европу, гениальный полководец, военный тактик и стратег умер в 1821 году, изменив во многом историю всего мира.

Биография Наполеона Бонапарта

Наполеон Бонапарт – один из величайших полководцев, которые известны истории, император французов. Он родился в 1769 году на маленьком острове Корсике в городе Аяччо. Он рос в небогатой семье, его отец был адвокатом. На дому он проходил обучение грамоте и истории, после чего в 1779 году он поступает в частную, военную школу Бриенне. Через несколько лет обучения в этой школе, его отправляют в Париж, а затем он становится подпоручиком в артиллерийском полку.

Молодой Бонапарт, был очень скромным и тихим мальчиком, он увлекался чтением и написанием сочинений на военную тему. В 1788 году он разработал план для укрепления и обороны С-Флорана, Ламортилы и Аяччо. В серьез он относился к литературе и надеялся, что когда-нибудь это дело принесет ему большие деньги. Наполеон был охвачен изучением истории различных государств, их философии, размером доходов и многим другим. Он сам написал историю Корсике, в своем дневнике он написал множество сочинений, которые до сих пор остались в рукописях. В этих записях наблюдалась ненависть к Франции, он считал ее поработительницей Корсике, Наполеон был предан своей родине, также в его сочинениях было много политических тем.

В 1786 году Бонапарт был произведен в поручики, а после в штабс-капитаны. На протяжении долгих лет Наполеон руководил многочисленными наступлениями, он оказался отличным стратегом. Как и все великие руководители, Наполеон тщательно выбирал себе одаренных сотрудников, он контролировал государственные расходы. Франция постепенно стала превращаться в монархию. В 1805 году в Милане Наполеон был коронован.


Император употреблял в большом количестве кофе и мало спал, это отразилось на его психике. Он был психически неуравновешенным, через несколько лет у него появились признаки каменной болезни, которая с каждым годом прогрессировала. Несмотря на это он превосходно справлялся с многочисленной армией и также вел наступления.

В 1821 году 5 мая в Англии, Наполеон скончался от рака желудка. Англичане отнеслись к его смерти не очень уважительно. В 1840 году прах императора торжественно был перемещен во Францию.

Приложение 2.

Война 1812 года, кратко говоря, стала для Российской империи самым тяжелым и важным событием XIX века. В российской историографии она получила название Отечественная война 1812 года.

Как же так получилось, что Франция и Россия, которые были связаны дружественными отношениями и являлись союзниками на протяжении многих лет, стали противниками и начали военные действия против друг друга?

Основная причина всех военных конфликтов того времени с участием Франции, в том числе и войны 1812 года, кратко говоря, были связаны с имперскими замашками Наполеона Бонапарта. Пришедший к власти благодаря Великой французской революции, он не скрывал своего желания распространить влияние Французской империи на как можно большее число стран. Огромное честолюбие, великолепные данные полководца и дипломата сделали в короткий срок Наполеона правителем практически всей Европы. Недовольная таким положением вещей, Россия вышла из союза с Францией и примкнула к Англии. Так бывшие союзники стали противниками.

Затем в ходе неудачных войн союзников с войсками Наполеона, Российская империя была вынуждена пойти на мирное соглашение с Францией. Так был подписан Тильзитский мир. Главным его условием было поддержание Россией континентальной блокады Англии, которую Наполеон хотел таким образом ослабить. Власти Российской империи хотели использовать это перемирие как возможность накопления сил, поскольку все понимали необходимость дальнейшей борьбы с Наполеоном.

Но блокада угрожала российской экономике, и тогда русские власти пошли на хитрость. Они стали вести торговлю с нейтральными странами, через которые продолжили торговать с Англией, используя их как посредников. При этом Россия формально не нарушала условий мира с Францией. Та негодовала, но ничего поделать не могла.

Война 1812 года, кратко о причинах

Причин, по которым стало возможно ведение военных действий непосредственно между Францией и Россией, было немало:


1. Невыполнение Россией условий Тильзитского мирного договора;

2. Отказ выдать замуж за императора Франции сначала сестры Александра I Екатерины, а затем Анны;

3. Франция нарушала договоренности Тильзитского мира, продолжая оккупацию Пруссии.

К 1812 году война стала неизбежной очевидностью для обеих стран. И Франция, и Россия спешно готовились к ней, собирая вокруг себя союзников. На стороне Франции были Австрия и Пруссия. Союзники России – Великобритания, Швеция и Испания.

Ход военных действий

Война началась 12 июня 1812 года с переправки армии Наполеона через пограничную реку Неман. Русские войска были разделены на три части, поскольку о точном месте перехода границы врагом не было известно. Французские войска перешли ее в районе армии под командованием Барклая-де-Толли. Видя огромное численное превосходство противника и стремясь сохранить свои силы, он приказал отступать. Армиям Барклая-де-Толли и Багратиона удалось соединиться около Смоленска. Там произошло первое сражение в этой войне. Город русским войскам отстоять не удалось, и они продолжили в августе отступление вглубь страны.

После неудачи русских войск под Смоленском в борьбу против армии Наполеона вступил народ. Начались активные партизанские действия жителей страны против врага. Партизанское движение оказало огромную поддержку армии в борьбе против французских войск.

В августе главнокомандующим русскими войсками стал генерал М. Кутузов. Он одобрил тактику его предшественников и продолжил организованное отступление армии к Москве.

Под Москвой, у селения Бородино, состоялось самое значимое сражение этой войны, полностью развенчавшее миф о непобедимости Наполеона – Бородинское сражение. Силы двух армий к тому времени были почти одинаковы.

По итогам Бородинской битвы ни одна сторона не могла назвать себя победительницей, но французские войска были сильно измотаны.

В сентябре, по решению Кутузова, с которым был согласен Александр I, русские войска оставили Москву. Начались морозы, к которым французы не были привычны. Фактически запертая в Москве, армия Наполеона была полностью деморализована. Русские же войска, напротив, отдохнули и получили поддержку продовольствием, оружием и добровольцами.

Наполеон принимает решение об отступлении, которое вскоре перерастает в бегство. Русские войска заставляют французов отступать по полностью разоренной ими же Смоленской дороге.