Файл: Задание 2 задание. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении текста Выпишите это слово.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Окончание имён существительных мн.ч. Р.п.
Имена существительные мужского рода во мн.ч. имеют нулевое окончание, если являются: | |
1) названием некоторых единиц измерений | амперы - ампер, биты - бит, ватты - ватт, вольты - вольт |
Исключение: байты - байтов; гектары - гектаров, килограммы - килограммов, граммы - граммов, караты - каратов, километры - километров | |
2) названием парных предметов | брюки - брюк, чулки - чулок |
Исключение: бока - боков, бронхи - бронхов, джинсы - джинсов, гольфы - гольфов, клипсы - клипсов, носки - носков | |
3) названием устаревших званий | гардемарины - гардемаринов, гусары – гусаров, уланы - уланов |
Исключение: пять гусаров, пять гардемаринов | |
4) названием современных воинских званий, то окончание –ОВ | ефрейторов, лейтенантов, генералов |
Исключение: много солдат | |
5) названием национальностей, если основа оканчивается на Н и Р | татары - татар, англичане - англичан + буряты - бурят, турки - турок |
У остальных названий окончание –ОВ: украинцы - украинцев. | |
6) названием плодов – окончание – ОВ | помидоров, мандаринов, лимонов |
Исключение: груш, яблок + макарон |
Окончание имён существительных среднего рода на –ье и женского рода на –ья во мн.ч. Р.п.
ср. р., -ье | ж.р., -ья(ия) |
Гулянье – гулянья – гуляний Застолье – застолья – застолий Кушанье – кушанья – кушаний Надгробье – надгробья – надгробий Новоселье – новоселья – новоселий Ожерелье – ожерелья – ожерелий Раздумье – раздумья – раздумий Сиденье – сиденья – сидений Снадобье – снадобья – снадобий Соленье – соленья – солений Ущелье – ущелья - ущелий | Армия – армии – армий Аудитория – аудитории – аудиторий Бегунья – бегуньи – бегуний Гостья – гостьи – гостий Колдунья – колдуньи – колдуний Оладья – оладьи – оладий Пародия – пародии – пародий Плясунья – плясуньи – плясуний Эскадрилья - эскадрильи - эскадрилий |
Окончание имён существительных на –це во множ. числе в Р. п.
блюдце | блюдца | блюдец |
зеркальце | зеркальца | зеркалец |
копытце | копытца | копытец/копытцев |
одеяльце | одеяльца | одеялец |
полотенце | полотенца | полотенец |
сердце | сердца | сердец |
Следует запомнить: род. пад. множ. числа от слова СОЛНЦЕ будет СОЛНЦ
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!
1. Существительные, заканчивающиеся на ударный слог –ер(-ёр), образуют форму И. п. мн. ч. с окончанием -Ы | инженЕР – инженерЫ, режиссЁР - режиссёрЫ |
2. Существительные, заканчивающиеся на слог – ор, образуют форму Им. П. мн. ч. | |
| договор – договорЫ, детектор - детекторЫ, лектор – лекторЫ, новатор – новаторЫ; |
| директор – директорА, доктор - докторА |
ЗАПОМНИ!
Нулевое окончание | Окончание – ОВ (-ЕВ): |
Барж, пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, богинь, тихонь, погонь, яблонь; слив; сумерек, отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, боен, двоен, пашен, сотен, спален, таможен, черешен, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, серёг, сплетен, монахинь, простынь, святынь, барышень, деревень, кухонь. | абрикосОВ, ананасОВ, апельсинОВ, баклажанОВ, бананОВ, верховьЕВ, гектарОВ, гольфОВ, гранатОВ, граммОВ, калмыкОВ, каратОВ, килограммОВ, киргизОВ, лимонОВ, лохмотьЕВ, монголОВ, нервОВ, низовьЕВ, носкОВ, остриЁВ, очисткОВ, платьЕВ, подмастерьЕВ, пожиткОВ, помидорОВ, рельсОВ, таджикОВ, томатОВ, узбекОВ, устьЕВ, хлопьЕВ, якутОВ; долЕЙ, коленЕЙ, свечЕЙ (в поговорке: Игра не стоит свеч), бреднЕЙ, распрЕЙ, граблЕЙ, распрЕЙ, ведомостЕЙ, лопастЕЙ, четвертЕЙ, скоростЕЙ. |
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро; широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто. |
VI. Если это МЕСТОИМЕНИЕ, убедись, правильно ли употреблена его грамматическая форма.
ЗАПОМНИ!
1. Правильными являются формы У НЕЁ, ОТ НЕЁ. Формы У НЕЙ, ОТ НЕЙ носят разговорный или устаревший характер.
2. Местоимения ихний в русском языке НЕТ!
VII. Если это ДЕЕПРИЧАСТИЕ или ПРИЧАСТИЕ, убедись, правильно ли образована его грамматическая форма.
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -Я-).
Ошибочно: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. (неверное использование страдательного причастия: исполнителем действия, признак которого обозначает причастие, являются ручейки воды; правильно: стекающиеся вниз).
Ошибочно: Частотными являются ошибки при употреблении фразеологизмов, типа: Я бросился вон очертиВ голову (Я бросился вон очертЯ голову).
VIII. Если это НАРЕЧИЕ, убедись, правильно ли оно образовано.
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно: оттуда, открываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
ЗАДАНИЕ 7
ЗАДАНИЕ. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующим и буквами.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Для успешного выполнении задания необходимо хорошо знать термины, встречающиеся в задании: что такое приложение, причастный и деепричастный обороты, знать правильное их построение; уметь находить однородные члены и двойные союзы; находить подлежащее и сказуемое, проверять их на правильность связи знать глагольное управление, а также предложно-падежное управление.
Виды грамматических ошибок
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | |
1. Подлежащее выражено вопросительным, относительным или неопределенным местоимением (кто, некто, кто-то, никто ) | Никто из участниц соревнования не получил первое место. (согласуется со сказуемым в форме единственного числа) |
2. Подлежащее те согласуется со сказуемым в форме множественного числа. | |
3. Сказуемое при подлежащем с собирательным количественным значением. большинство, множество, часть, ряд + существительное | |
- употребляется сказуемое в ед. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевлённые предметы; | Ряд столовстоял в аудитории. |
- употребляется сказуемое во мн. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевлённые предметы; | Большинство студентовсдали экзамены. |
- употребляется во множественном числе, если при существительном есть однородные формы; | Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора. |
- употребляется во множественном числе, если есть однородные сказуемые. | Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам. |
4. Сказуемое при словосочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько во множественном числе, если об одушевлённых предметах; в единственном числе, если о неодушевлённых предметах. | Много учеников сидели. Много парт стояло. |
5. Сказуемое при подлежащем, включающем числительное, употребляется во множественном числе. | Три солдата стояли у спуска. Трое мужчин поднимались. |
Подлежащее имеет в своем составе числительное два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать четыре, сорок три и др.) | Двадцать пять учеников учатся в 11 «А» классе. (сказуемое ставится в форме мн.числа) Проданодвадцать два костюма. В другой класс переведено три ученика. (сказуемое ставится в форме един. числа, если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер) |
Подлежащее выражено собирательным числительным + существительное. | Троечленов жюри опоздали на церемонию вручения призов (сказуемое во мн. числе). |
Подлежащее выражено собирательным существительным (молодёжь, студенчество, крестьянство и т.п.). | На протяжении веков крестьянствотерпелопомещичий гнёт (сказуемое ставится в единственном числе). |
Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием: 1) при обозначении меры пространства, времени, веса 2) при существительных с временным значением; 3) при выражении приблизительного количества 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол -. | Для ремонта квартиры понадобитсявосемь банок краски. Пробилоодиннадцать часов. Вечером подошло ещё человек пятнадцать. Полгодапролетело. (сказуемое ставится в форме ед. числа ) |
глагол было – всегда в единственном числе. | У него было три сына. |
7. Подлежащее выражено составным числительным, оканчивающимся на один + сущ. | Двадцать один деньпролетел незаметно. (сказуемое ставится в единственном числе) |
8. Подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек). | Прошлопять лет. (сказуемое в ед. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевлённые предметы) Двадцать человекпришли на конференцию. (сказуемое во мн. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевлённые предметы) |
6. Сказуемое при подлежащем, включающем слова: только, лишь, около, всего - употребляется в единственном числе. | Только пять берёзок принялось. Около пяти участников сошло с дистанции. |
7. Сочетанием нарицательного существительного с именем собственным. | Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова. (сказуемое согласуется с именем собственным) |
Подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой. | ЦРУсделало сообщение. (Центральное разведывательное управление = ср.р.) (согласуется с родом заимствованного слова или ведущего в аббревиатуре слова). ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. |
Подлежащее выражено сложным существительным . | Кресло-качалка отремонтировано. (сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного. |
Подлежащее выражено определительным местоимением ВСЕ в главной части в СПП | Все, кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. |
Нарушения в построении предложения с причастным оборотом | |
1. Согласование причастного оборота с главным словом (проверяется вопросом). | По столу, привезенном из Италии (верно = привезённОМУ) Неверно: Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. Верно: Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавших в чемпионате. Неверно: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. Верно: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
2. Причастный оборот может относиться к каждому из слов определяемого словосочетания: | Часть книг, предназначенная для….- верно Часть книг, предназначенных для….- верно Но: часть книг, предназначеннЫЕ для - неверно |
3.Определяемое слово не должно входить в состав оборота | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Верно:Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами. |
4. Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. | Нельзя: Горная цепь тянется востока на запад, состоящая из множества хребтов. Надо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. |
4. Определяемое слово не должно быть оторвано от оборота | Листья тихо шуршали под ногами, осыпавшиеся ночью. |
Нарушения в построении предложения с деепричастным оборотом | |
1.Деепричастие и глагол-сказуемое должны относиться к одному лицу. Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. | Подъезжая к дому, обнаружились неполадки велосипеда. (неполадки обнаружились, но подъезжали к дому люди) Читая текст, возникает такое чувство сопереживания (кто лицо?). Катаясь на санках, у меня заболела голова(голова не могла кататься). Читая книги, жизнь становилась разнообразнее(жизнь не могла читать книги). |
2. Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено. | Неверно:Подходя к лесу, мне стало холодно. Верно:Подходя к лесу, я почувствовал, что мне стало холодно |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | |
1.Видовое понятие при родовом ставится в И.П. | О романе М. Булгакова «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. = неверно, т.к. приложение «Мастере и Маргарите» при родовом понятии (роман) стоит в П.П. Верно: О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»… |
Ошибка в построении предложения с однородными членами | |
1. Не могут быть однородными слова разных морфологических категорий | Он был умён и богатый (полная и краткая формы)=неверно Он был умён и богат.=верно (Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма прилагательного). Я люблю чистоту и читать (глагол и существительное)=неверно. (В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи)). |
2. Не могут быть однородными разные синтаксические конструкции: | Я не люблю войну и когда получаю двойку. В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием= неверно Верно:В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и отличавшегося спокойствием. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Верно: В сочинении я хотел сказать о значении спорта и о своей любви к нему. |
3.Неверное использование двойных союзов не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и… | Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. = неверно Верно: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Не только мы, но наши гости были удивлены.=неверно . Верно: Не только мы, но и наши гости были удивлены. Неверно:Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. Верно: Можно утверждать, что настроение было главным не толькодля создателя стихотворения, но идля читателей. (части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.) |
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и | В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах. |
4. Предлог при однородных членах должен относиться к каждому из них. | На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. = неверно,т.к. на заводах, но нена научно-исследовательских институтах). Верно: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. |
5. Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми | Страна любила (кого?)и гордилась (кем?) поэтом. (неверно: любила поэтом) Верно: Страна любила (кого?) поэта и гордилась (кем?) им. (общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога: н-р, смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами). Верно: Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто. Неверно: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из луканепросто. |
Обобщающие слова при однородных членах. | Верно: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя,Тургенева, Толстого. Неверно: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово) |
Пропуск предлога при однородных членах. | Неверно: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Верно: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | Неверно: В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы. Верно: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. |
Употребление в качестве однородных членов причастный оборот и определительное придаточное | Неверно: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Верно: Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
| |
Ошибки в построении сложных предложений | |
1. Использование излишне громоздких конструкций. | Заявление представителей иностранных кругов, игнорирующее тот факт, что торговые отношения, которые в последние годы неуклонно развивались, свидетельствует о том, что кто-то по-прежнему заинтересован в ликвидации стремления к дружбе, которое охватило народы Европы и Америки. |
2. Обилие однотипных синтаксических конструкций. | Кай старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок мотал головой, а Герда глядела вслед другу. |
3.«Сбой структуры»: предложение начинается как сложноподчинённое, а заканчивается как сложносочинённое. | Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.= неверно Верно: Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать. |
4. Неправильное употребление союзов и союзных слов. | Мать заболела, но тем не менее, однако, она не осталась дома. - использование одновременно нескольких союзов Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь опубликовать свои стих – опущено указательное словов том: Ваша ошибка заключается в том, что… Необходимо то, чтобы ты зашёл ко мне – указательное слово то ошибочно употреблено. |
5. В главном и в придаточном предложениях действуют разные субъекты. | Чтобы написать сочинение, учительница рассказала нам о плане = неверно: не учительница пишет сочинение |
6. Придаточные предложения отрываются от определяемого слова; согласуются не с тем существительным; союзное слово который переносится в середину придаточного предложения употребление указательного местоимения неуместно | Тёплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы.- Землю смочил тёплый дождик, в котором так нуждались посевы. Эта книганаучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Белка – зверь, которая живёт на дереве. - Белка – зверь, который живёт на дереве Мцыри – это грузинский юноша, в детстве который был взят в плен русским генералом.- Мцыри – это грузинский юноша, который в детстве был взят в плен русским генералом. Человеку показалось то, что это сон. |
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. | Неверно: Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. Верно: Все,кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. |
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. | Неверно: В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. Верно:В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор. |
Неправильное построение предложения с косвенной речью. | |
Смешение прямой и косвенной речи | Неверно: Дима признался, что я сегодня не готов к уроку. Верно:Дима признался, что ОН не готов к уроку (Не может быть местоимения первого лица в косвенной речи). |
Нарушение границ предложения | |
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.= неверно Верно:Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он был невысокого роста. | |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.Она сидела за столом и не разговаривает со мной. | |
Пропуск члена предложения (эллипсис) | |
На собрании было принято (?) провести субботник. | |
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится | |
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всегораскрываются две проблемы. |